Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Файлы: 1 файл

Тарынина.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

    Для снижения инфляционного и девальвационного давления, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов населения и предприятий в банки Национальный банк с 8 января 2009 г. повысил ставку рефинансирования на 2 процентных пункта, до 14% годовых. Вплоть до настоящего времени ставка рефинансирования остается на данном уровне.

    Несмотря  на сложности, с которыми столкнулись  белорусские банки, состояние банковского  сектора  Республики Беларусь оставалась в отчетном периоде устойчивым. Основные параметры его деятельности находятся  в его пределах, установленных нормативами безопасного функционирования для отдельных банков.

    На 1 июля 2009 г. банковский сектор включал 31 действующий банк и 303 филиала. Доминирующие позиции в банковском секторе  республики занимают банки государственной  формы собственности.

    В первом полугодии 2009 г. осуществлялось активное международное сотрудничество, направленное преимущественно на разработку и реализацию соответствующих мер  по минимизации негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса. Такая разработка проводилась в рамках Союзного государства Евразийского экономического сообщества, стран СНГ и на двустороннем уровне (Россия, Украина, Китай, Венесуэла).

    В частности, Национальный банк совместно  с Банком России и другими заинтересованными  принимал активное участие в подготовке Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, проведению согласованной курсовой и денежно-кредитной политики. Выше названный документ был принят 30 января 2009 г. на заседании Совета Министров Союзного государства.

    Продолжалось  сотрудничество с международными финансовыми  организациями. Советом Исполнительных директоров Международного валютного  фонда были приняты решения о  выделении Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе стэнд-бай: 12 января 2009 г. в объеме около 2,46 млрд. долл. США сроком на 15 месяцев, а затем 29 июня 2009 г. – об увеличении общего объема финансирования на 1 млрд. долл. США.

    Проводилась работа в интересах Республики Беларусь с Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития. В частности, руководством Всемирного банка в марте 2009 г. принято решение разработать новую программу финансовой поддержки Республики Беларусь. Такая программа позволит в течение двух с половиной лет расширить сферу деятельности Всемирного банка и увеличить объемы кредитования страны с учетом результатов осуществления реформ. [7, с 5-10].

    В конце своей работы я бы хотела привести планы Национального Банка РБ относительно проведения денежно-кредитной  политики. Стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006-2010 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

    Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия  к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

    Государственная политика по развитию банковской системы  направлена на обеспечение стабильного  функционирования банковского сектора  страны посредством совершенствования  нормативной и правовой база в  области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усиления надзора за их деятельностью, поступательное уменьшение участия государства в уставных фондах  банков, а также на невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

     Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и  других интеграционных образований, а также расширения и углубления  взаимодействия с международными финансовыми организациями [7, с.86-93].

 

      Заключение

     В настоящее время экономическое  развитие Республики Беларусь, как  и других стран мира, протекает  в условиях отрицательного воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

    Особенностью  денежно-кредитной политики является эффективное проведение следующих  политик: процентной, курсовой, кредитной. Также огромное внимание уделяется банковскому сектору. Продолжается процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления  взаимодействия с международными финансовыми организациями Достижение целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено в результате эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности. 
 
 
 

 

     Список используемых источников

  1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы – Мн.: «Беларусь», 2006. – с.32-34.
  2. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалы республиканской научной студенческой конференции Минск, 29-30 апреля 2004 г. – Мн.: БГЭУ, 2004. – с.50-53.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с./с. 319-337.
  5. Залог стабильности: перспективы развития банковского сектора Республики Беларусь./П.Прокопович//Беларуская думка, 2006 - №2. с. 4-9
  6. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3. -  с. 86-93.
  7. Итоги денежно-кредитной политики за I полугодие 2009 г.//Банковский вестник, 2009 - № 26. с. 5-10
  8. Лемешевский И.М. - Макроэкономика (Экономическая теория. Ч.3). Учебн. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
  9. Чикарова М. Ю. – Финансы и кредит.-2004.-№20(158).-с.54
  10. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.
  11. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
  12. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1978.
  13. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д.- М., 2000.
  14. «Макроэкономика»: учебное пособие/А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова [и др.].-Мн.:БГЭУ,2007.-417 с.
  15. «Макроэкономика»: учеб.пособие/А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова [и др.]. – Мн.:БГЭУ, 2007. - 415 с.
  16. Отчет Национального банка Республики Беларусь//Банковский вестник. – 2007 -№27. - с.15-17.
  17. Отчет Национального банка Республики Беларусь//Банковский вестник. – 2009 -№26. - с.8-15.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ