Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Файлы: 1 файл

Тарынина.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

    Ужесточение денежно-кредитной политики в начале 2007 года способствовало притоку автономного частного иностранного капитала в последующие месяцы, который позволил компенсировать дисбаланс между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке, обусловленный увеличением дефицита счета текущих операций платежного баланса. Приток капитала по финансовому счету обеспечил динамику курса белорусского рубля в рамках параметров, определенных в Основных направлениях, и существенное повышение уровня золотовалютных резервов.

    Вследствие  проведения курсовой политики динамика реального эффективного курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров носила благоприятный характер и была направлена на сохранение возможностей нефинансового сектора экономики по адаптации к изменениям условий внешней торговли. По итогам 2007 года реальный эффективный курс снизился на 5,5 процента.

    В 2007 году денежно-кредитные показатели формировались на уровне, обеспечивающем достижение целей и решение задач денежно-кредитной политики с учетом складывающихся макроэкономических условий.

    За 2007 год прирост рублевой денежной базы (рублевая денежная эмиссия) составил 2,11 трлн. рублей (44,3 процента) и сложился в результате:

  • увеличения требований Национального банка к экономике на 702,1 млрд. рублей;
  • чистой покупки Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке на 631,6 млрд. рублей;
  • роста объема ценных бумаг Правительства в портфеле Национального банка на 533,3 млрд. рублей;
  • сокращения депозитов Правительства (включая средства бюджетных организаций) на счетах в Национальном банке на 495,3 млрд.рублей;

    Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2008 г. в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда составили 4,2 млрд. долларов США и возросли за 2007 год в 3 раза (на 2,8 млрд. долларов США); в национальном определении соответственно — 5 млрд. долларов США и в 3 раза (на 3,3 млрд. долларов США).

    Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2007 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на финансовом рынке. [16]

    В целях стимулирования сбережений в национальной валюте, снижения инфляционных и девальвационных ожиданий юридических и физических лиц, вызванных неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, ставка рефинансирования Национального банка с 1 февраля 2007 г. была повышена с 10 до 11 процентов годовых. По мере нормализации ситуации, а также учитывая положительные тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный банк с 1 июля по 1 октября 2007 г. последовательно понижал ставку рефинансирования до 10 процентов годовых. При этом в связи с ускорением в последние месяцы 2007 года инфляционных процессов снижение ставки рефинансирования до 9 процентов годовых, предусмотренных в Основных направлениях, не производилось в целях недопущения значительного уменьшения ее реального значения.

    Исходя  из условий, сложившихся на финансовом рынке, в целях стабилизации ситуации на валютном рынке и нейтрализации  негативных последствий повышения цен на энергоносители (для ограничения денежного предложения и соответственно снижения спроса на валютном рынке) Национальным банком в январе 2007 г. была повышена до 20 процентов годовых ставка по постоянно доступным инструментам рефинансирования банков (кредит «овернайт», сделки СВОП) и двусторонним операциям. С февраля по декабрь 2007 г. уровень процентных ставок по неаукционным инструментам рефинансирования банков не пересматривался и оставался на уровне 20 процентов годовых.

    Процентная  политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.

    Средняя процентная ставка по новым срочным  и условным рублевым депозитам за 2007 год составила 10,9 процента годовых и увеличилась по сравнению с уровнем 2006 года на 1,6 процентного пункта. Ее рост связан с повышением на 1,1 процентного пункта (до 12,5 процента годовых) ставки по депозитам физических лиц и на 1,7 процентного пункта (до 10,2 процента годовых) ставки по депозитам юридических лиц. Реальная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц за 2007 год сложилась положительной. 

Особенности Денежно-кредитной политики в 2008 г.

    Главной задачей денежно-кредитной политики в 2008 году являлось создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. [17]

    В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии отчетного года, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.

    Скоординированные действия Правительства и Национального  банка позволили сохранить в  республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы.

    Цель  денежно-кредитной политики в 2008 году — защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике.

    Курсовая  политика в отчетном периоде была направлена, прежде всего, на обеспечение  устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного, баланса.

    Национальный  банк до августа 2008 г. осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в пределах утвержденных Основными направлениями параметров, что было обусловлено необходимостью реагирования на снижение курса доллара США на мировом рынке и увеличение инфляции, а также в целях недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров.

    Во  втором полугодии 2008 г. под воздействием финансово-экономического кризиса на мировых рынках усилилась взаимная неустойчивость курсов иностранных валют. В частности, происходило значительное укрепление курса доллара США и снижение курсов валют стран — ведущих торговых партнеров, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам данных стран и, следовательно, существенному ухудшению ценовых условий внешней торговли.

    В сложившейся ситуации для сохранения доверия к курсовой политике Национальный банк осуществлял постепенное снижение курса белорусского рубля до уровня нижней границы, установленного в Основных направлениях коридора 2 200 рублей за 1 доллар США. В целом за отчетный год официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3 процента, а к евро и российскому рублю повысился на 2,8 и 12,2 процента соответственно.

    Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2008 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке.

    Ставка  рефинансирования Национального банка в соответствии с Основными направлениями к концу 2008 года оценивалась на уровне 7 — 9 процентов годовых при инфляции 6 — 8 процентов.

    В первом полугодии отчетного года ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых.

    В отчетном периоде на первичном рынке  размещено государственных краткосрочных облигаций (далее — ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее — ГДО) в национальной валюте фактически на 3,19 трлн. рублей, что на 49,8 процента больше, чем в 2007 году. Государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не размещались.

    Средняя доходность первичного рынка государственных облигаций (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) в белорусских рублях сложилась на уровне 10,3 процента годовых и по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,5 процентного пункта.

    Следует отметить, что вследствие преобладания удельного веса ГДО над ГКО увеличился средний срок обращения бумаг, размещаемых на первичном рынке государственных облигаций, номинированных в белорусских рублях, что является положительным сигналом для инвесторов. В 2008 году он составил 454 дня (в 2007 году — 414 дней).

    На  вторичном рынке суммарный объем  торгов государственными ценными бумагами на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) достиг 17,02 трлн. рублей. Более чем двукратное превышение уровня 2007 года обусловлено прежде всего более высокой деловой активностью в отчетном периоде.

    В биржевой системе заключено около 10,3 тыс. сделок (в 2007 году — 7,67 тыс. сделок).

    На 1 января 2009 г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 12 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. К обращению на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" допущено 5 выпусков ГКО с дисконтным доходом, 74 выпуска ГДО с процентным доходом, 20 выпусков ГДО с дисконтным доходом.

Особенности Денежно-кредитной политики в 2009 г.

    Курсовая  политика была направлена, прежде всего, на поддержание ценовой конкурентоспособности  белорусского экспорт, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию. Параллельно проводимая курсовая политика имела целью обеспечение финансовой стабильности и формирование условий для долгосрочного экономического роста. [7,с 5-10]

    Замедление роста экономик и значительная девальвация курсов национальных валют к доллару США в странах – основных торговых партнерах Республики Беларусь стали основанием для проведения 2 января текущего года разовой корректировки курса белорусского рубля до уровня, способствующего сбалансированности экономики. Снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 20,5%. При этом курс белорусского рубля к остальным валютам был установлен на основе рыночных взаимных курсов иностранных валют.

    Международные резервные активы Республики Беларусь, по предварительным данным , на 1 июля 2009 г. составили: в национальном определении – 3.1 млрд. долл. США, сократившись с начала года на 558, млн. долл. США. В международном определении (ССРД МВФ – специальный стандарт распространения данных международного валютного фонда) резервные активы составили 2,65 млрд. долл. США, снизившись за полугодие на 414 млн. долл. США

    Положительное влияние на динамику данного показателя оказало поступление первого  транша кредита МВФ в размере 788 млн. долл. США, а также поступление средств российского кредита в размере 50 млн. долл. США.

    Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена, как и ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

    Расширяется льготное кредитование банками жилищного  строительства. За полугодие банки  выдали льготных кредитов физическим лицам и сельскохозяйственным организациям почти на 2 трлн. руб., что в 1,7 раза превышает объем выдачи льготных кредитов на цели жилищного строительства на тот же период прошлого года.

    Процентная  политика в условиях неблагоприятной  внешнеэкономической ситуации и  нарастания трудностей на внутреннем валютном рынке была направлена на поддержание реальных ставок на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и в целом экономической ситуации. [7,с 5-10]

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ