Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
4. Особенности денежно-кредитной политики в РБ
Денежно-кредитная
политика, являясь неотъемлемой частью
общегосударственной социально-
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.[7, с.5-10]
Особенности Денежно-кредитной политики в 2000-2006 гг.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 —1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись, прежде всего, нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот пери од прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2090,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.
В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г, начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. — 139,3 % . Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.
С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г, был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %,
Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.
Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 % .
В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. - 118,1 %.
Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 % , то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.
Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕНО.
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 % . Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105-—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 % , а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.
Активная денежная масса за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 % , рублевая денежная база — на 31 % . Основным фактором увеличения последней стала покупка Национальным банком иностранной валюты, что привело к росту международных резервных активов (на 1 октября они составили 1189,2 млн. дол. США). Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 12 % к октябрю), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Реальная процентная ставка при этом оставалась положительной.
Были
снижены и нормативы
Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.
Согласно
Концепции развития банковской системы
Республики Беларусь на 2001—2010 годы, основными
целями единой государственной денежно-кредитной
политики и деятельности Национального
банка, как и ранее, будут: защита и обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в том
числе покупательной способности, и его
курса по отношению к иностранным валютам,
содействие на этой основе ускорению социально-экономического
развития страны.
Особенности Денежно-кредитной политики в 2007 г.
В 2007 году денежно-кредитная политика способствовала поддержанию устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных цепей и задач, основным механизмом достижения которых является устойчивость национальной валюты. [16]
Несмотря на существовавшие в отчетном году неблагоприятные внешнеторговые условия, скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического роста и обеспечить стабильность белорусского рубля к доллару США.
Развивался банковский сектор, повысилась функциональная роль банков в социально-экономическом развитии государства, обеспечивалось эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
Курсовая политика в отчетном периоде была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости белорусского рубля.
Реализация курсовой политики осуществлялась посредством поддержания официального курса белорусского рубля в пределах коридора к доллару США (плюс-минус 2,5 процента), предусмотренного в Основных направлениях.
Динамика обменного курса находилась под влиянием внутренних и внешних факторов, степень воздействия которых на ситуацию на валютном рынке в течение 2007 года изменялась. В январе 2007 г. был отмечен повышенный спрос на иностранную валюту, что обусловлено ростом инфляционных и девальвационных ожиданий, связанных со значительным повышением цен на энергоносители. Для смягчения этих ожиданий Национальным банком в I квартале 2007 г. был реализован ряд мер денежно-кредитной политики, позволивших в определенной мере минимизировать негативные явления. Решение данных задач было обеспечено, в том числе за счет фиксации официального курса белорусского рубля к доллару США и плавной, предсказуемой динамики в последующие месяцы, что дало позитивный эффект, сохранив стабильную ситуацию на внутреннем валютном рынке.