Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Файлы: 1 файл

Тарынина.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

    Для  обоснования  данных утверждений монетаристы использовали теорию сбалансированного портфеля, согласно которой каждый экономический субъект держит на руках, «в своем портфеле» деньги, акции, облигации, другие финансовые активы. Причем их соотношение, по мнению субъекта, оптимально как по доходности, так и по риску, т.е. портфель сбалансирован. Рост предложения денег приводит к увеличению их количества, что нарушает оптимальную структуру портфеля, Поэтому одна часть денег будет использована на приобретение дополнительных финансовых активов, а другая — на покупку товаров и услуг, что приведет к расширению совокупного спроса и увеличению совокупного дохода. По мере увеличения количества покупаемых акций, облигаций их рыночная цена будет повышаться, а процентная ставка, т.е. их доходность, — снижаться. С расширением совокупного спроса цены на товары и услуги будут возрастать. Данные процессы продолжаются до тех пор, пока структура портфелей не возвращается к оптимальному состоянию. [14,с 142-144]

    

    

      

      

    

      
 

    

      

    

      
 
 

    Рис. 1 Кейнсианский и монетаристский передаточные механизмы денежно-кредитной политики 
 

 

      2. Инструменты и типы денежно-кредитной политики.

    2.1 Инструменты денежно-кредитной политики.

    Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. В большинстве стран мира для денежно-кредитного регулирования используются общие  и селективные инструменты.

    Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся:

    • учетная ставка процента,
    • нормы обязательных резервов
    • операции на открытом рынке.
 

    Селективные же используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

    Некоторые ученые-экономисты делят инструменты  денежно-кредитной политики на прямые (административные) и косвенные (экономические). Например, есть множество способов регулирования объемов кредита, но наиболее широко используемыми прямыми инструментами являются лимиты, устанавливаемые для каждого банка, и целевые кредиты, предоставляемые заранее определенным заемщикам. [12]

    Косвенные инструменты воздействуют на спрос на кредит и на его предложение. Эти инструменты используются в виде операций на открытом рынке (первичном или вторичном), ограничения доступа к ломбардному механизму, проведения аукционов кредитов центрального банка, а также в виде норм обязательны резервов.

    И все же  основными инструментами  денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение  норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

    Учётная  (дисконтная)  политика  является  старейшим методом денежно-кредитного регулирования. Она активно применяется с середины XIX века.

    Учётная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.

    Один  из способов повышения ликвидности  заключается в получении банком кредита. Банк моет взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка через так называемое учетное (дисконтное) окно. Как правило, центральный банк предоставляет ссуду под залог государственных ценных бумаг и при этом взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента и есть учетная ставка (дисконт).

    Коммерческие  банки обращаются за ссудами через  учетное окно по двум причинам:

    во-первых, для пополнения обязательных резервов, которые по каким-либо причинам стали ниже требуемого уровня. При эком коммерческий банк обращается к центральному, если учетная ставка центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены;

    во-вторых, когда на денежные средства, предоставленные центральным банком, коммерческий банк  может получить прибыль (если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика и сможет покрыть все издержки банка на получение ссуды в центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль).

    Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом  денежной базы, а значит, и предложением денег.

    Однако  при всей своей значимости регулирование  через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на определение    денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от:

  • ограниченных возможностей получения кредита у центрального банка;
  • инициативы коммерческих банков, то есть центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;
  • учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо некоторое время;
  • объем денежных средств, предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков.
 

    Но  вместе с тем нельзя не отметить и возможность получения ссуд банками, находящимися в затруднительном  финансовом положении. Кроме того, по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.

    Еще один не менее важный инструмент денежно-кредитной  политики – норма обязательных резервов (резервная норма). По существу, обязательные резервы представляют собой часть кассовых (денежных) резервов,  которые коммерческие банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам. Основу же денежной наличности банков составляют депозиты их клиентов. В банковской практике та доля банковских резервов, хранение которой на специальных счетах в центральном банке подписывается законом, получила название “ резервные требования “. Именно они, обладая наибольшим удельным весом, занимают ведущее место в системе обязательных резервов.

    Обычно  минимальный остаток (баланс) вкладов  коммерческих банков в центральный  банк - норма обязательных резервов - определяется национальным банковским законодательством в процентном отношении к соответствующим статьям активов или пассивов кредитных институтов. Норма резервов может дифференцироваться в зависимости от срока деятельности, величины активов и пассивов банков, видов и размеров привлекаемых ими депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие вклады) в национальной и иностранной валюте, гражданства вкладчика (резидент, нерезидент), региона деятельности банков и других условий.

      Изменение резервной нормы –  явление довольно редкое, но эффективно действующее на объем денежной массы. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.

    Исторически обязательные резервы развились из необходимости для коммерческих банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся коммерческими банками в центральном банке, служили  гарантийным фондом для погашения депозитов.

          С созданием высокоразвитой двухуровневой банковской системы  кассовые резервы коммерческих банков, помещаемые ими на счета в центральном банке, перестали быть гарантийным фондом для погашения задолженности по вкладам. Немаловажную роль здесь сыграло улучшение организации и техники совершения банковских операций, а также создание системы страхования депозитов. Как отмечают некоторые экономисты, современным банкам обычно достаточно иметь в наличии не более 2% своих денежных средств.

    Впервые этот метод применили в США  в 1933 году. В современных условиях обязательные резервы не столько  выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчётов.

    Чем выше устанавливает центральный  банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. При увеличении нормы обязательных резервов, сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение.

    Понижение резервной нормы центральным  банком переводит часть обязательных резервов в избыточные, тем самым увеличивая возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.

    Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает  воздействие на динамику денежного предложения. При использовании данного инструмента следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

    Политика  обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики – в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

    Применение  норм обязательных резервов позволяет:

  • регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального;
  • влиять на уровень рыночных процентных ставок, т.к. изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;
  • регулировать внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте.

    Резервные изменения являются административным инструментом денежно-кредитной политики. Они глобально и сильно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на открытом рынке.

    Операции  на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных). Объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ