Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе в системе государственного регулиро¬вания экономики одна из главных ролей принадлежит денеж¬но-кредитной политике, основополагающей целью которой яв¬ляется помощь экономике в достижении общего уровня про¬изводства, характеризующегося полной занятостью и стабиль¬ным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфля¬ции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценить ее эффективность, знать основные ин¬струменты и их влияние на деловую активность. Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:
- теоретическое изучение денежно-кредитной политики государства
- анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Учреждение образования2.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

    Учреждение  образования

    «Частный  институт управления и предпринимательства» 
     

    Кафедра Экономической теории 
     
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине Макроэкономика

    на  тему Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь 
     
     
     
     
     

    Студентка Махнач Алла Александровна

    __________________

    Курс  4 , группа Фзс-142

    Заочное отделение

    Специальность финансы и кредит 

    Руководитель: доцент

    Станишевский  Владимир Дмитриевич

    __________________ 
     
     
     
     
     

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики……….4
    1. Цели денежно-кредитной политики………………………………….5
    2. Методы денежно-кредитной политики………………………………7
    3. Инструменты денежно-кредитной политики………………………..8
  2. Типы денежно-кредитной политики, её эффективность……………...15
  3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь………………..19

Заключение……………………………………………………………………...26

Список  литературы……………………………………………………………..28

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

  На  современном этапе в системе  государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценить ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность. Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.

  Предметом и объектом исследования выступает  денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.

  Целью исследования является изучение теоретических  аспектов денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.

  В соответствии с поставленной целью  сформировались определенные задачи исследования:

  - теоретическое изучение денежно-кредитной  политики государства

  - анализ денежно-кредитной политики  в Республике Беларусь

 

1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ 
 
 

  Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

  Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

  Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

  Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

  Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

  Система монетарного регулирования  состоит из:

● принципов  организации денежно-кредитного регулирования:

  • независимости центрального банка (заключается в повышении доверия общества к проводимой монетарной политике и ее достижение запланированных промежуточных целевых ориентиров в рамках основной цели денежно-кредитной политики);
  • централизации управления системой монетарного регулирования (система управляется из единого центра — центрального банка и в том, что все субъекты системы руководствуются едиными требованиями денежно-кредитной политики);
  • построения иерархии целей (принцип вызван ориентацией денежно-кредитной политики на макроэкономические цели государства, достижение долгосрочного макроэкономического эффекта и наличие обязательного учета специфики экономики);
  • соответствия числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования;
  • открытости и транспарентности денежно-кредитной политики (заключающиеся в наличии ожиданий экономических агентов (коммерческих банков и т. д.), учитывающих предполагаемые действия властей, то есть агенты могут предвидеть воздействие денежно-кредитной политики и принять ответные меры, в результате которых действия центрального банка не достигнут планируемого экономического эффекта).

● правил и целей;

● механизмов (условий и порядка передачи сигналов центрального банка экономике в  целом, а также порядка использования  методов и инструментов);

● методов  и инструментов;

● объектов регулирования (показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, которые изменяются в зависимости от проводимых центральным банком операций);

● субъектов  регулирования в узком (банковская и парабанковская системы) и в  широком (население, субъекты хозяйствования и т. д.) смыслах. 
 

1.2. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 
 
 

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного  к полной занятости, и стабильности цен. Однако цели условно можно разделить на первичные и промежуточные.

Первичные цели конкретизируют стратегическую установку  государства в долгосрочном периоде, тактические цели – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные  – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

  Следует отличать:

  • Первичные цели

  Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:

    • стабилизация уровня цен (процент инфляции);
    • достижение полной занятости (процент безработицы);
    • равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
    • внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

  Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует  подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.

  • Промежуточные цели

  Промежуточная цель денежно-кредитной  политики – это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

Промежуточная цель должна удовлетворять следующим  условиям:

  • Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.
  • Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.
  • Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно.
  • Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.
 

 

  

  1.2  Методы денежно-кредитной политики 
 
 
 

  В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.

  Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их  деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

  Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связано с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

  Помимо  прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

  Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

  Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства. 
 

  1.3 Инструменты денежно-кредитной политики 
 
 
 

  В мировой экономической практике центральные банки используют следующие  основные инструменты денежно-кредитной  политики:

  • изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований

  Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

  Механизм  действия данного инструменты денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов (условия инфляции), ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам (Рис.1);
  • при уменьшении нормы обязательных резервов (условия дефляции) коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты (Рис. 2).
 

    Рис. 1

Норма резервирования увеличивается   Количество  ссужаемых денег уменьшается   Предприятия берут  меньше кредитов   Денежная масса  в обращении уменьшается
 

      Рис. 2

Норма резервирования уменьшается   Количество  ссужаемых денег увеличивается   Предприятия берут  больше кредитов   Денежная масса  в обращении увеличивается
 

  При длительном использовании нормы  обязательных резервов денежная эмиссия  постепенно утрачивает экономическое  значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ