Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
На современном этапе в системе государственного регулиро¬вания экономики одна из главных ролей принадлежит денеж¬но-кредитной политике, основополагающей целью которой яв¬ляется помощь экономике в достижении общего уровня про¬изводства, характеризующегося полной занятостью и стабиль¬ным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфля¬ции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценить ее эффективность, знать основные ин¬струменты и их влияние на деловую активность. Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:
- теоретическое изучение денежно-кредитной политики государства
- анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Учреждение образования
«Частный 
институт управления и предпринимательства» 
 
Кафедра  
Экономической теории 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Макроэкономика
на 
тему Денежно-кредитная 
политика и её особенности 
в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
Студентка Махнач Алла Александровна
__________________
Курс 4 , группа Фзс-142
Заочное отделение
Специальность 
финансы и кредит 
Руководитель: доцент
Станишевский Владимир Дмитриевич
__________________ 
 
 
 
 
 
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список 
литературы……………………………………………………
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
 
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценить ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность. Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:
  - 
теоретическое изучение 
  - 
анализ денежно-кредитной 
 
1 СУЩНОСТЬ, 
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-
 
 
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Система монетарного регулирования состоит из:
● принципов организации денежно-кредитного регулирования:
● правил и целей;
● механизмов (условий и порядка передачи сигналов центрального банка экономике в целом, а также порядка использования методов и инструментов);
● методов и инструментов;
● объектов регулирования (показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, которые изменяются в зависимости от проводимых центральным банком операций);
● субъектов 
регулирования в узком (банковская 
и парабанковская системы) и в 
широком (население, субъекты хозяйствования 
и т. д.) смыслах. 
 
1.2. ЦЕЛИ 
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 
 
 
Основополагающей 
целью денежно-кредитной 
Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические цели – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.
Следует отличать:
Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:
Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.
Промежуточная цель денежно-кредитной политики – это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.
Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:
 
  1.2  
Методы денежно-кредитной 
политики 
 
 
 
В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связано с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
  Селективные 
методы регулируют конкретные виды 
кредита и носят в основном директивный 
характер. Их применение связано с решением 
частных задач, таких, как ограничение 
выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение 
выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование 
на льготных условиях отдельных коммерческих 
банков и т.д. Используя селективные методы, 
центральный банк сохраняет за собой функции 
централизованного перераспределения 
кредитных ресурсов, несвойственных центральным 
банкам стран с рыночной экономикой, поскольку 
они искажают рыночные цены и распределение 
ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых 
рынках. Применение в практике центральных 
банков селективных методов воздействия 
на деятельность коммерческих банков 
типично для экономической политики, проводимой 
на стадии циклического спада, в условия 
резкого нарушения пропорций воспроизводства. 
 
  1.3 
Инструменты денежно-кредитной 
политики 
 
 
 
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.
  Механизм 
действия данного инструменты денежно-
Рис. 1
| Норма резервирования увеличивается | Количество ссужаемых денег уменьшается | Предприятия берут меньше кредитов | Денежная масса в обращении уменьшается | 
Рис. 2
| Норма резервирования уменьшается | Количество ссужаемых денег увеличивается | Предприятия берут больше кредитов | Денежная масса в обращении увеличивается | 
При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ