Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе в системе государственного регулиро¬вания экономики одна из главных ролей принадлежит денеж¬но-кредитной политике, основополагающей целью которой яв¬ляется помощь экономике в достижении общего уровня про¬изводства, характеризующегося полной занятостью и стабиль¬ным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфля¬ции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценить ее эффективность, знать основные ин¬струменты и их влияние на деловую активность. Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:
- теоретическое изучение денежно-кредитной политики государства
- анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Учреждение образования2.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

  Центральный банк выбирает тот или иной тип  денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При этом необходимо учитывать, что денежно-кредитное регулирование способно влиять только на монетарные факторы нестабильности.

  Что касается эффективности денежно-кредитной  политики то, большинство экономистов считают, что денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень национального дохода и занятости, т.е. она эффективна. Однако по поводу степени ее влияния на экономику до сих пор существуют разные точки зрения. Общепризнано, что денежно-кредитная политика как инструмент макроэкономического регулирования обладает определенными достоинствами.

Это, прежде всего, сравнительно короткий временной  внутренний лаг — период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

  Денежно-кредитная политика является гибким инструментом регулирования. Контролируя промежуточные и тактические цели, центральный банк имеет возможность быстро определять правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов. Это объясняется тем, что инструменты денежно-кредитного регулирования непосредственно влияют на промежуточные и тактические цели, позволяющие достичь поставленных конечных задач.

  Следует учитывать также тот факт, что  центральный банк в странах с рыночной экономикой более независим, чем большинство правительственных учреждений, что позволяет ему проводить политику твердого курса. В этом случае он четко придерживается установленных параметров, не нарушая их при изменении текущей экономической конъюнктуры. Опыт развитых стран показал, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП.

  Денежно-кредитная  политика способна воздействовать на структуру совокупного спроса (соотношение потребления, инвестиций и государственных закупок в общем объеме совокупного спроса). Например, политика «дешевых денег» увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Ставка ссудного процента понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе, а значит и в ВВП, возрастает доля инвестиций. А это позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. При проведении политики «дорогих денег» их предложение сокращается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Структура совокупного спроса изменяется: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. В результате сокращается удельный вес инвестиций в ВВП и его рост начинает замедляться.

  Вместе  с тем при реализации денежно-кредитной  политики возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике центральному банку трудно осуществить контроль над денежной массой. Это объясняется следующими причинами: а) невозможность точно рассчитать величину денежного мультипликатора и его колебания может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения; б) центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем кредитования коммерческих банков и тем самым изменить предложение денег. Контроль над денежной массой особенно осложняется во время инфляции. Увеличение ее темпов сопровождается, как правило, быстрым и неравномерным ростом скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее сокращение.

  Политика  контроля над денежной массой может  привести к значительным колебаниям процентной ставки. Это негативно  скажется на инвестиционном климате и может даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема обостряется в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. В данной ситуации даже незначительное изменение спроса на деньги приведет к серьезным колебаниям ставки процента.

  Определенные  проблемы могут возникнуть и при  проведении операций на открытом рынке. Их масштабное использование порой сопровождается некоторыми негативными последствиями. Например, если при проведении жесткой денежно-кредитной политики центральный банк захочет продать большой пакет государственных ценных бумаг, то ему, скорее всего, придется резко повысить ставку процента по облигациям, чтобы найти покупателей. Это объясняется тем, что потенциальные покупатели знают, что при проведении политики «дорогих денег» уровень процентной ставки возрастает, и поэтому будут требовать повышения их доходности. Высокие процентные ставки приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению частных инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.

  Эффективность денежно-кредитной политики снижает  и наличие многоэтапного передаточного механизма. Общий результат влияния изменений в предложении денег на уровень национального дохода зависит от того, насколько точно сработает каждое звено передаточного механизма.  «Сбой» на одном из этапов может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно ненадежной, по мнению ряда экономистов, является связь между процентной ставкой и инвестициями. Помимо реальной ставки ссудного процента объем инвестиций определяет и ряд других факторов, влияние которых может оказаться превалирующим. Например, необходимость внедрения новых технологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным банком политики «дорогих денег». Наоборот, значительный спад производства может сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процентной ставки, т.е. при проведении политики «дешевых денег». В силу рассмотренных выше причин для разработки денежно-кредитной политики и оценки ее последствий центральному банку необходима исчерпывающая информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объеме практически невозможно. А это в свою очередь может привести к непредсказуемым конечным результатам.

  1. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
 
 

  Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

Под эффективностью понимают достижение запланированных  промежуточных целевых ориентиров в рамках основной цели денежно-кредитной политике, следует отметить, что необходимым условием успешной реализации денежно-кредитной политики является четко сформулированное представление о ее структуре и принципах, развитии следующих компонентов: денежно-кредитного суверенитета, независимости центрального банка, открытости и транспарентности его деятельности.

Рассмотрим  основные принципы организации  системы монетарного  регулирования в  Республике Беларусь.

1. Принцип  независимости центрального банка реализуется в части 2 статьи 24 Банковского кодекса (далее — БК), где записано, что Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Банковским кодексом, законами, нормативными правовыми актами Президента и независим в своей деятельности. Таким образом, деятельность центрального банка регулируется на нескольких уровнях: конституционном (статьи 84 и 136), законодательном (БК, закон о бюджете), нормативно-правовом (статья 14 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”). В соответствии с положениями Конституции (редакция 1996 года) центральный банк не имеет достаточной степени независимости по вопросам разработки и осуществления денежно-кредитной и валютной политики. Согласно статье 136 Конституции функции Национального банка заключаются в регулировании кредитных отношений, денежного обращения, определении порядка расчетов и осуществлении исключительного права эмиссии. Нормы статьи 107 Конституции и статьи 4 Закона Республики Беларусь от 07.07.1998 № 178-З “О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах” (изменения и дополнения: Закон от 16 июня 2000 года № 401-З; Закон от 31 января 2003 года № 186-З) отнесли к функциям Правительства обеспечение проведения единой экономической, бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998  № 157-З “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь” в обязанность Правительства вменена разработка программ социально-экономического развития, включающих раздел “Денежно-кредитная и валютная политика”. Самостоятельность Национального банка в части определения и реализации денежно-кредитной политики ограничена статьями 26 и 27 БК, в которых сказано, что:

  • Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь занимается разработкой и проведением единой денежно-кредитной политики (статья 26 БК);
  • Национальный банк совместно с Правительством представляет Президенту для утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь (статья 27 БК).

2. Согласно  статье 24 БК Национальный банк  подотчетен Президенту Республики  Беларусь. Это означает следующее:

    • Президент утверждает Устав Национального банка, изменения и дополнения, вносимые в него;
    • Президент с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождает их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания;
    • Президент определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки Национального банка;
    • Президент утверждает годовой отчет Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

3. Принцип централизации управления системой монетарного регулирования в Республике Беларусь не реализуется. Подтверждением тому являются статьи 26 и 27 БК, нормы статьи 107 Конституции и статьи 4 Закона от 07.07.1998 № 178-З “О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах” и статьи 4 Закона от 05.05.1998 № 157-З “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь”, согласно которым разработку и реализацию денежно-кредитной политики осуществляет Национальный банк совместно с Правительством, а Президент утверждает основные цели и направления регулирования монетарного сектора экономики.

4. Принцип  построения иерархии целей реализуется  в сохранении преемственности  целей высшего порядка к низшему и нашел свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы, Программе мероприятий по реализации Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2010—2011 годы, Плане действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год, а также в ежегодных основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

5. Принцип  открытости и транспарентности денежно-кредитной политики выражен  в политической, экономической и процедурной составляющих, которые отражены в основных направлениях денежно-кредитной политики на текущий год. При этом ежемесячно Национальным банком публикуются отчеты о состоянии монетарной системы и основных индикативных переменных.

  Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

Так в январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация  в стране  по  сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.  

Таким образом, денежно-кредитная  политика  Республики  Беларусь  в 2010  году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики  Беларусь, выполнение  показателей  социально-экономического развития  страны  и  повышение благосостояния  населения  прежде  всего путем  обеспечения  устойчивости  белорусского рубля,  в  том  числе  его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития  и  укрепления  банковской  системы;  повышения  надежности  и безопасности функционирования платежной системы.

 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально-экономического  развития  Республики  Беларусь  на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16,  1/8268).

В соответствии с основными направлениями в  следующем году сохранится действующая  в настоящее время система  привязки курса белорусского рубля  к корзине из трех иностранных  валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ