Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе в системе государственного регулиро¬вания экономики одна из главных ролей принадлежит денеж¬но-кредитной политике, основополагающей целью которой яв¬ляется помощь экономике в достижении общего уровня про¬изводства, характеризующегося полной занятостью и стабиль¬ным уровнем цен. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны, контролируя денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфля¬ции, так и к спаду производства. Поэтому так важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценить ее эффективность, знать основные ин¬струменты и их влияние на деловую активность. Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:
- теоретическое изучение денежно-кредитной политики государства
- анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Учреждение образования2.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.

Основные  параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, будут соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области  международного сотрудничества продолжится  реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

В целом  в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

Денежно-кредитная политика в январе-марте нынешнего года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.

  Стоит отметить результаты выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в I полугодии 2010 года.

Главной задачей Национально банка в I полугодии было обеспечение выполнения тех направлений, которые создают необходимые условия для выполнения Программы социально-экономического развития страны. Это, в первую очередь, обеспечение стабильного курса национальной валюты, обеспечение необходимых объемов кредитования экономики, проведение соответствующей процентной политики и надежная работа платежной системы. Как было отмечено в докладе Председателя Правления Национально банка Беларуси Петра Прокоповича от 19.07.2010, все задачи, поставленные основными направлениями денежно-кредитной политики, в I полугодии обеспечены в полном объеме.

  Курс  белорусского рубля к корзине  валют в течение всего полугодия  оставался стабильным, не было его  резких колебаний, и в целом по итогам полугодия белорусский рубль укрепился к корзине валют на 1,1%. По ожиданиям Национально банка, до конца года курс белорусского рубля будет оставаться стабильным. Кроме того, существуют все необходимые условия для того, чтобы колебания белорусского рубля до конца года оставались в пределах коридора +/-2-3%. В том числе имеются соответствующие золотовалютные резервы: на 1 сентября золотовалютные резервы Беларуси составили $6055 млн. По сравнению с началом прошлого года это в 1,7 раза больше. Росту золотовалютных резервов способствует увеличение валютной выручки белорусских предприятий, которая в текущем году более чем на 20% (или на $2,5 млрд.) превышает показатель прошлого года.

  Большое внимание в стране было уделено кредитованию реального сектора экономики. На 1 июля 2010 года по сравнению с 1 июля прошлого года кредитная задолженность предприятий перед банками увеличилась в 1,32 раза, фактически вся потребность в кредитовании была обеспечена. Поэтому особое внимание было уделено кредитованию государственных программ, которое было увеличено в 1,4 раза. Наиболее же быстрыми темпами развивалось льготное кредитование жилья. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в I полугодии этого оно увеличилось более чем в 1,54 раза. Как заверил Глава Национально банка, в настоящее время в банковской системе имеются все необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить дальнейшее кредитование экономики. Он также отметил важность того, что кредитование экономики обеспечивают все банки, а не только государственные.

  Большая работа проделана в I полугодии по снижению процентных ставок по кредитам. В целом за 6 месяцев этого года процентные ставки снижены для юридических  лиц более чем на 5 процентных пункта. Так если в январе в среднем  процентная ставка по выданным кредитам составляла более 21%, то по итогам июня она составила 16,5% в целом, а для юридических лиц – в среднем 15,4%. Ставка рефинансирования за этот период снижена с 14% до 11,5%. Петр Прокопович подчеркнул, что работа по снижению процентных ставок будет продолжена и в третьем и четвертом кварталах.

  В I полугодии надежно и без сбоев  работала платежная система. Все  платежи проходят своевременно, и  банковская система обеспечена в  полном объеме необходимыми ресурсами. Если в начале года ликвидность банков была недостаточной, то с марта эта ситуация кардинально изменилась. Национально банка вынужден изымать лишние деньги у банков путем выкупа, продажи ценных бумаг и других направлений. Петр Прокопович выразил надежду, что в ближайшее время возрастет активность предприятий, которые станут больше предъявлять эффективных проектов, и кредитование во втором полугодии будет идти более ускоренными темпами, чем в первом.

  В конце своей работы хотелось бы подчеркнуть, что все основные показатели денежно-кредитной политики в Беларуси по итогам 8 месяцев выполняются. Курс национальной валюты к корзине иностранных валют остается стабильным, сохраняются высокие темпы кредитования экономики, процентная политика соответствует Основным направлениям денежно-кредитной политики, эффективно работает платежная система. Все это создает базу для устойчивого развития белорусской экономики.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

В своей  работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика».

  Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

  При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

  Преимущества  кредитно-денежной политики состоят  в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут не использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.

  Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег ускоряет понижение процентной ставки в стране. Аналогичным образом, политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

  В заключение, что касается Республики Беларусь, отмечу, что, осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

  Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений. 

 

СПИСОК Используемых источников 
 
 

  1. Банковский  кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 №441-3 в редакции закона Республики Беларусь от 17.07.2006 №145-3 (с изменениями и  дополнениями)
  2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004
  3. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) – Минск 2010г.
  4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 20010-2011 годы – Мн.: «Беларусь», 2009.
  5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005.
  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  7. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3.
  8. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. - М/Спб.,1993.
  9. Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004.
  10. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999.
  11. История экономических учений:  Учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  12. www.nbrb.by
  13. http://www.president.gov.by

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в РБ