Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
охарактеризовать понятия фискальной и денежно-кредитной политики;
исследовать классическую концепцию фискальной политики;
изучить концепцию фискальной политики;
рассмотреть кейнсианскую модель денежно-кредитной политики;
проанализировать основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;
выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Введение ………………………………………………………………. 6
1 Классическая и монетаристская концепции фискальной и
денежно-кредитной политики в модели IS-LM …………………….. 8
1.1 Понятия фискальной и денежно-кредитной политики ………… 8
1.2 Классическая концепция фискальной политики ……………….. 12
1.3 Классическая и монетаристская концепции денежно-
кредитной политики ………………………………………………….. 15
2 Кейнсианская концепция …………………………………………… 20
2.1 Концепция фискальной политики ……………………………….. 20
2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной политики ………….. 24
3 Эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь ………………………………………………….. 28
3.1 Основные положения фискальной политики в Республике
Беларусь и пути ее совершенствования ……………………………… 28
3.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной
политики Республики Беларусь ………………………………………. 32
Заключение …………………………………………………………….. 34
Список использованных источников ………………………………… 36
Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет [12].
Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.
Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки. Предложение денег в экономике определяется политикой центрального банка и постоянно в краткосрочном периоде. Механизм формирования процентной ставки на денежном рынке можно представить графически (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Зависимость номинальной процентной ставки i от количества денег в обращении М [12]
Увеличение уровня номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги вправо, в положение Md2, что при прочих равных условиях вызовет рост номинальной процентной ставки (i2). Увеличение предложения денег сдвинет кривую Ms1 вправо, в положение Ms2;, и соответственно понизит равновесную процентную ставку до значения (i3). Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.
Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин. Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом. "Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т.е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций. Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен. И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы. Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики. Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов [12].
3 Эффективность
фискальной и денежно-
3.1 Основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования
Первоначально налоговая система Беларуси была сориентирована на выполнение преимущественно фискальной функции, базировалась на ошибочной посылке о том, что чем больше ставка и чем большее количество налогов будут платить предприятия, тем больше налоговых платежей поступит в бюджет. Однако международный опыт налогообложения показывает, что непременным условием успешного формирования бюджета государства является высокая деловая активность предпринимателей. Последняя же может быть обеспечена лишь при условии, если уплачиваемые ими налоги не будут непосильными, будут давать возможность предприятиям нормально функционировать на условиях самофинансирования и технического совершенствования производства. В целях выхода из глубокого финансового кризиса государство вынуждено было постоянно вносить изменения и дополнения в действующую налоговую систему. В основном эти изменения касались сокращения количества взимаемых налогов и сборов (к сожалению, во многих случаях путем их механического объединения), снижения или повышения налоговых ставок, о чем свидетельствуют данные табл. 3.1.
Таблица 3.1 – Изменения в ставках налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь за период 1992-2010 г. [10], [8]
Налоги и сборы
|
Ставки, % | |
1992 г. |
2009 г. | |
1 |
2 |
3 |
1. Налог на добавленную стоимость |
28,0 |
20,0 |
2. Акцизы |
процентные |
твердые |
3. Налог на прибыль |
30,0 |
24,0 |
4. Налог за
пользование природными |
твердые |
твердые |
5. Налог на недвижимость |
5,0 |
1,0 |
6. Налог на незавершенное строительство |
10,0 |
1,0 |
7. Налог на вновь начинаемое строительство |
30,0 |
— |
8. Налог на экспорт и импорт |
в процентах к внешнеторговой (контрактной) стоимости товара |
— |
9. Земельный налог |
в твердых суммах за 1 га |
твердые ставки |
10. Налог на топливо |
20% |
- |
11. Транзитный налог |
единовременный взнос в рублях или долларах при въезде на территорию Республики Беларусь |
|
Продолжение таблицы 3.1 | ||
1 |
2 |
3 |
12. Государственная пошлина |
||
13. Подоходный налог на граждан |
12-50% |
12% |
14. Чрезвычайный
налог для ликвидации последств |
18,0 |
|
15. Дорожные фонды: а) налог на приобретение автотранспортных средств |
5-10% от продажной цены |
5,0 |
б) отчисления от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта |
2,0% |
— |
в) отчисления пользователями автомобильных дорог |
0,3-1,0% от объема произведенной продукции |
— |
16. Отчисления
в государственный фонд |
1,0% от фонда оплаты труда |
— |
17. Отчисления в фонд социальной защиты населения |
40,8 |
34,0 |
Таким образом, в анализируемом периоде значительно снижены ставки НДС, налога на прибыль, налога на недвижимость, налога на незавершенное строительство (налог на вновь начинаемое строительство отменен). Отменены также налоги на экспорт и импорт, на топливо, чрезвычайный налог. Снижены отчисления в дорожные фонды и фонд социальной защиты населения, не взимаются отчисления в государственный фонд содействия занятости.
В свете решения задач
по поэтапному снижению налоговой нагрузки
Правительством Республики Беларусь были
проведены следующие мероприяти
В целом снижение налоговой нагрузки может быть представлено в табл. 3.2.
Таблица 3.2 – Изменения в ставках налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь за период 1992-2010 г. [14], [8]
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ВВП, трлн. руб. |
65,1 |
79,2 |
97,2 |
128,8 |
140,0 |
163,0 |
Налоговые доходы, трлн. руб. |
22,3 |
26,9 |
34,2 |
46,8 |
41,5 |
43,1 |
Налоговая нагрузка, % |
34,3 |
34,0 |
35,2 |
36,3 |
29,6 |
26,4 |
Анализ показывает, что снижение налоговой нагрузки в 2010 году по отношению к 2005 году составило почти 8 процентных пунктов.
На протяжении 2008-2010 годов реализовывался ряд мероприятий по развитию упрощенной системы налогообложения. Были снижены ставки единого налога, расширены критерии для применения упрощенной системы налогообложения, ряду плательщиков была предоставлена возможность уплаты единого налога ежеквартально, что позитивно сказалось на условиях их расчетов с бюджетом.
В области фискальной политики осуществляется серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках введения в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. В соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется переход к единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на территории Союзного государства. Достижение поставленных целей намечается посредством:
Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. Особое внимание уделяется совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, а также укреплению бюджетов этого уровня. Дальнейшее развитие получает правовая основа налогообложения, что способствует укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках. В проекте намечено и в дальнейшем упрощать налоговую систему и снижать налоговое бремя на экономику. С учетом уже сделанных шагов предлагаемые меры будут способствовать экономическому росту и структурной перестройке экономики.