Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
охарактеризовать понятия фискальной и денежно-кредитной политики;
исследовать классическую концепцию фискальной политики;
изучить концепцию фискальной политики;
рассмотреть кейнсианскую модель денежно-кредитной политики;
проанализировать основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;
выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Введение ………………………………………………………………. 6
1 Классическая и монетаристская концепции фискальной и
денежно-кредитной политики в модели IS-LM …………………….. 8
1.1 Понятия фискальной и денежно-кредитной политики ………… 8
1.2 Классическая концепция фискальной политики ……………….. 12
1.3 Классическая и монетаристская концепции денежно-
кредитной политики ………………………………………………….. 15
2 Кейнсианская концепция …………………………………………… 20
2.1 Концепция фискальной политики ……………………………….. 20
2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной политики ………….. 24
3 Эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь ………………………………………………….. 28
3.1 Основные положения фискальной политики в Республике
Беларусь и пути ее совершенствования ……………………………… 28
3.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной
политики Республики Беларусь ………………………………………. 32
Заключение …………………………………………………………….. 34
Список использованных источников ………………………………… 36
Несмотря на всю важность проведенных мероприятий, налоговая система Республики Беларусь остается достаточно громоздкой и малоэффективной. По-прежнему остается незначительной доля налогов на собственность. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки) по сравнению с прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение – более 60% налоговых поступлений. В этой связи следует сказать, что налоговые методы воздействия являются важным инструментом государственного регулирования экономики, но не единственным. Проводя определенную социальную политику, государство может использовать разнообразные дополнительные меры по обеспечению социальной защиты граждан путем финансирования развитой социальной сферы и сети бюджетных учреждений, выделения целевых субсидий и дотаций, оказания прочей адресной помощи населению для улучшения его благосостояния и поддержания уровня жизни.
3.2 Проблемы и перспективы
развития денежно-кредитной
Задача органов
монетарного регулирования Респ
1. С одной стороны,
Национальный банк не должен
допустить увеличения эндогенны
2. С другой стороны,
задача центрального банка –
своевременное предложение (
В этой связи Национальный банк как главный эмиссионный центр имеет значительные возможности влияния на экономику в целом.
Методами, используемыми Национальным банком для осуществления регулирования денежного рынка являются общие и селективные. Общие методы влияют на весь денежный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков [2].
К инструментам денежно-кредитной политики, дающим возможность Национальному банку контролировать величину денежной массы, относятся:
1) изменение нормы обязательных резервов
2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
3) операции на открытом рынке
Влияние мирового финансово-экономического кризиса потребовало существенного ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности в новых экономических реалиях. Прежде всего, существенно изменились условия внешнеэкономической деятельности. Спад экономик в странах – основных торговых партнерах Республики Беларусь значительно снизил спрос на продукцию, экспортируемую белорусскими предприятиями. Дополнительными факторами, осложнившими ситуацию, стали ограниченные возможности по заимствованию иностранных ресурсов и недостаточный объем прямых иностранных инвестиций.
Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменение баланса спроса и предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования усугубилось повышенным спросом населения, связанным с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.
В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и строгого выполнения соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые меры по ужесточению денежно-кредитной политики.
С 1 июня 2011 г. Национальным
банком полностью прекращено эмиссионное
кредитование государственных программ.
В настоящее время
В случае возникновения потребности в краткосрочном поддержании ликвидности банки используют возможности рефинансирования в Национальном банке через постоянно доступные инструменты (кредит овернайт и своп овернайт), а также на регулярно проводимых ломбардных кредитных аукционах.
При этом по мере повышения ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.
Ставка рефинансирования
Национального банка с начала
2011 года повышена на 16,5 процентного
пункта до 27 процентов годовых. Ставки
по постоянно доступным операциям
поддержки ликвидности
В ближайшее время в рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Национального банка экономическими инструментами.
Инструменты монетарной политики центрального банка являются весьма эффективным средством государственного регулирования экономики не только в нормальных экономических условиях, но и в кризисных. Данная эффективность может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства.
Заключение
Проведенное исследование приводит к следующим выводам.
Модель IS-LM (или модель Хикса) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента и дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS. Широкое распространение получила после выхода книги А.Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» в 1949 году, тогда её стали также именовать моделью Хикса-Хансена.
Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. При этом под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема госрасходов и налогообложения. Одним из последствий увеличения фискальных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций и частного потребления. Конечный эффект от фискальной политики государства зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранении стабильного уровня цен. При повышении занятости увеличение госрасходов способствует росту производства, и одновременно росту уровня цен. А в состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет к росту уровня цен и спровоцирует инфляцию спроса.
Основным показателем эффективности фискальной политики выступает уровень налогообложения. Для Республики Беларусь этот показатель пока превышает 25%. Однако реформирование налоговых отношений в республике направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику. С этой целью в республике определены Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2006 и далее годы, предусматривающие ряд коренных изменений в налоговой политике. Осуществление мероприятий реформирования фискальной политики позволит:
Что касается денежно-кредитной
политики, то это политика центрального
банка, направленная на экономическую
конъюнктуру посредством
Подводя итоги, следует сказать, что процесс взаимодействия товарного и денежного рынков (графически этот процесс отображает модель IS-LM) изучается для регулирования равновесия в рыночной экономике, достижения её оптимального состояния (макроэкономического равновесия) при помощи воздействия на экономику государства, правительства, центрального (Национального) банка различными экономическими инструментами.
Список использованных источников