Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
охарактеризовать понятия фискальной и денежно-кредитной политики;
исследовать классическую концепцию фискальной политики;
изучить концепцию фискальной политики;
рассмотреть кейнсианскую модель денежно-кредитной политики;
проанализировать основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;
выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 6
1 Классическая и монетаристская концепции фискальной и
денежно-кредитной политики в модели IS-LM …………………….. 8
1.1 Понятия фискальной и денежно-кредитной политики ………… 8
1.2 Классическая концепция фискальной политики ……………….. 12
1.3 Классическая и монетаристская концепции денежно-
кредитной политики ………………………………………………….. 15
2 Кейнсианская концепция …………………………………………… 20
2.1 Концепция фискальной политики ……………………………….. 20
2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной политики ………….. 24
3 Эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь ………………………………………………….. 28
3.1 Основные положения фискальной политики в Республике
Беларусь и пути ее совершенствования ……………………………… 28
3.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной
политики Республики Беларусь ………………………………………. 32
Заключение …………………………………………………………….. 34
Список использованных источников ………………………………… 36

Файлы: 1 файл

относительная эфф-ть фиск и ден-кред политики.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Несмотря на всю важность проведенных мероприятий, налоговая система Республики Беларусь остается достаточно громоздкой и малоэффективной. По-прежнему остается незначительной доля налогов на собственность. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки) по сравнению с прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение – более 60% налоговых поступлений. В этой связи следует сказать, что налоговые методы воздействия являются важным инструментом государственного регулирования экономики, но не единственным. Проводя определенную социальную политику, государство может использовать разнообразные дополнительные меры по обеспечению социальной защиты граждан путем финансирования развитой социальной сферы и сети бюджетных учреждений, выделения целевых субсидий и дотаций, оказания прочей адресной помощи населению для улучшения его благосостояния и поддержания уровня жизни.

 

3.2 Проблемы и перспективы  развития денежно-кредитной политики  Республики Беларусь 

 

Задача органов  монетарного регулирования Республики Беларусь заключается в следующем.

1. С одной стороны,  Национальный банк не должен  допустить увеличения эндогенных денег в ответ на инфляционный денежный спрос со стороны экономики.

2. С другой стороны,  задача центрального банка –  своевременное предложение (эмиссия)  экзогенных денег для последующего  преобразования их в эндогенные  в соответствии с ростом реального денежного спроса [2].

В этой связи Национальный банк как главный эмиссионный  центр имеет значительные возможности  влияния на экономику в целом.

Методами, используемыми  Национальным банком для осуществления  регулирования денежного рынка  являются общие и селективные. Общие методы влияют на весь денежный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков [2].

К инструментам денежно-кредитной политики, дающим возможность Национальному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

1) изменение нормы  обязательных резервов 

2) изменение учетной  ставки процента (ставки рефинансирования)

3) операции на открытом  рынке  

Влияние мирового финансово-экономического кризиса потребовало существенного ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности в новых экономических реалиях. Прежде всего, существенно изменились условия внешнеэкономической деятельности. Спад экономик в странах – основных торговых партнерах Республики Беларусь значительно снизил спрос на продукцию, экспортируемую белорусскими предприятиями. Дополнительными факторами, осложнившими ситуацию, стали ограниченные возможности по заимствованию иностранных ресурсов и недостаточный объем прямых иностранных инвестиций.

Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменение  баланса спроса и предложения  иностранной валюты со стороны субъектов  хозяйствования усугубилось повышенным спросом населения, связанным с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и строгого выполнения соглашения с Антикризисным  фондом ЕврАзЭС Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

С 1 июня 2011 г. Национальным банком полностью прекращено эмиссионное  кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через  стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки).

В случае возникновения  потребности в краткосрочном  поддержании ликвидности банки  используют возможности рефинансирования в Национальном банке через постоянно  доступные инструменты (кредит овернайт и своп овернайт), а также на регулярно проводимых ломбардных кредитных аукционах.

При этом по мере повышения  ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности  банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.

Ставка рефинансирования Национального банка с начала 2011 года повышена на 16,5 процентного  пункта до 27 процентов годовых. Ставки по постоянно доступным операциям  поддержки ликвидности увеличены  на 21 процентный пункт до 37 процентов  годовых. На ломбардных аукционах ресурсы банкам предоставляются Национальным банкам по максимальной стоимости, приближенной к процентным ставкам по постоянно доступным операциям рефинансирования [9].

В ближайшее время  в рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Национального банка экономическими инструментами.

Инструменты монетарной политики центрального банка являются весьма эффективным средством государственного регулирования экономики не только в нормальных экономических условиях, но и в кризисных. Данная эффективность может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства.

 

Заключение

 

Проведенное исследование приводит к следующим выводам.

Модель IS-LM (или модель Хикса) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента и дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS. Широкое распространение получила после выхода книги А.Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» в 1949 году, тогда её стали также именовать моделью Хикса-Хансена.

Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. При этом под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема госрасходов и налогообложения. Одним из последствий увеличения фискальных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций и частного потребления. Конечный эффект от фискальной политики государства зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранении стабильного уровня цен. При повышении занятости увеличение госрасходов способствует росту производства, и одновременно росту уровня цен. А в состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет к росту уровня цен и спровоцирует инфляцию спроса.

Основным показателем эффективности фискальной политики выступает  уровень налогообложения. Для Республики Беларусь этот показатель пока превышает 25%. Однако реформирование налоговых отношений в республике направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику. С этой целью в республике определены Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2006 и далее годы, предусматривающие ряд коренных изменений в налоговой политике. Осуществление мероприятий реформирования фискальной политики позволит:

  • приступить к активной фазе структурной перестройки экономики – реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и культурных благах и услугах;
  • обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста;
  • повысить уровень жизни народа, в частности, улучшить демографическую ситуацию в стране, увеличить реальные денежные доходы населения, увеличить конечное потребление домашних хозяйств в расчете на душу населения на 41–43%, что позволит приблизиться к уровню потребления благ и услуг по рациональным нормам, значительно повысить уровень социальной защиты наиболее уязвимых слоев и групп населения;
  • создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения в структуре ВВП и расходной части бюджета.

Что касается денежно-кредитной  политики, то это политика центрального банка, направленная на экономическую  конъюнктуру посредством увеличения или сокращения денежной массы в  экономике. Денежно-кредитная политика наиболее эффективна, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению процентных ставок. В ситуации ликвидной ловушки денежно-кредитная политика неприемлема, потому что ведет к инфляции. В настоящее время в условиях кризисной ситуации на валютном рынке Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

Подводя итоги, следует  сказать, что процесс взаимодействия товарного и денежного рынков (графически этот процесс отображает модель IS-LM) изучается для регулирования равновесия в рыночной экономике, достижения её оптимального состояния (макроэкономического равновесия) при помощи воздействия на экономику государства, правительства, центрального (Национального) банка различными экономическими инструментами.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Агапова, Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.2-е изд., перераб., доп. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 416 с.
  2. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444с.
  3. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник.-2-е изд., испр., доп. М.: Дело, 2002. – 472 с.
  4. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: «Интерпрессервис», 2003. – 496 с.
  5. Макроэкономика: учебное пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: Новое знание, 2002. – 244 с.
  6. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-З.
  7. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): одекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З.
  8. Национальный Интернет-портал Министерства финансов Республики Беларусь / Министерство финансов. Респ. Беларусь. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.minfin.by. – Дата доступа: 10.08.2011.
  9. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. банк Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 15.08.2011.
  10. Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси) / Е.М. Попов. // Бухгалтерский учет и анализ. - № 03. – 2008. – С. 27-33.
  11. Румянцева, О. Денежно-кредитное регулирование и проблемы оптимизации денежного обращения / О. Румянцева. // Банковский вестник. 2006. - № 9. – С. 104-108.
  12. Саксонова, Е.Л., Кустова Т.Н., Клементьева Н.А.. Экономическая теория: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004. – 312 с.
  13. Селищев, А.С. Макроэкономика. – Спб.: Питер, 2001. – 448 с.
  14. Филиппович, Е.Н. Управление налоговыми платежами – основа для эффективного формирования доходов бюджета / Е.Н. Филлипович. // Финансы, учет, аудит. – 2006. - № 6. – С. 55-57.
  15. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, «Питер», 2001. – 544 с.



Информация о работе Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM