Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
охарактеризовать понятия фискальной и денежно-кредитной политики;
исследовать классическую концепцию фискальной политики;
изучить концепцию фискальной политики;
рассмотреть кейнсианскую модель денежно-кредитной политики;
проанализировать основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;
выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 6
1 Классическая и монетаристская концепции фискальной и
денежно-кредитной политики в модели IS-LM …………………….. 8
1.1 Понятия фискальной и денежно-кредитной политики ………… 8
1.2 Классическая концепция фискальной политики ……………….. 12
1.3 Классическая и монетаристская концепции денежно-
кредитной политики ………………………………………………….. 15
2 Кейнсианская концепция …………………………………………… 20
2.1 Концепция фискальной политики ……………………………….. 20
2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной политики ………….. 24
3 Эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь ………………………………………………….. 28
3.1 Основные положения фискальной политики в Республике
Беларусь и пути ее совершенствования ……………………………… 28
3.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной
политики Республики Беларусь ………………………………………. 32
Заключение …………………………………………………………….. 34
Список использованных источников ………………………………… 36

Файлы: 1 файл

относительная эфф-ть фиск и ден-кред политики.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

В случае рестрикционной денежно-кредитной политики и сокращения денежного предложения краткосрочное влияние монетарной политики состоит:

  • в росте ставки процента;
  • в сокращения реального национального продукта;
  • в снижении цен.

Целью стабилизационной денежно-кредитной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

1) стабильного экономического  роста, 

2) полной занятости  ресурсов,

3) стабильности уровня  цен, 

4) равновесия платежного  баланса.

Денежно-кредитная политика оказывает влияние на экономическую  конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный  банк государства. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

В период инфляции центральный банк осуществляет политику "дорогих" денег (политику кредитной рестрикции, политику стабилизации), направленную на сокращение предложения денег (или уменьшение темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая увеличения безработицы. Это значит, что надо искать оптимальные решения, дающие возможность избежать длительных перемещений в сторону более высокого уровня безработицы.

Допустим, что экономика  находится в точке D (рисунок 1.4):

 

 


       Предложение



   Спрос   D


Е

      


A

 


 

Рисунок 1.4 – Влияние политики рестрикции на рыночную ситуацию [4]

 

Рестриктивная политика, сокращающая совокупный спрос, влечет за собой рост безработицы и снижение инфляции. Экономика перемещается в точку Е. Впоследствии инфляционные ожидания ослабевают. Требования повышения зарплаты и издержки снижаются, при этом кривая предложения смещается вниз. Если произошла полная адаптация инфляционных ожиданий и предприятия принимают решения, аналогичные тем, что и до проведения политики сдерживания, экономика возвратится к прежнему уровню занятости и производства. Проблема состоит в том, что период перехода от D к А может быть долгим. В этом случае рестриктивная политика со временем приведет к высоким издержкам – безработице и падению производства.

Таким образом, денежно-кредитная  политика в любом своем проявлении оказывает значительное влияние на экономику, в частности, на занятость и производство (инвестиции). При этом нарушения в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие денежно-кредитной политики на экономику.

Для оценки эффективности  денежно-кредитной политики в условиях открытой экономики уже традиционным стало применение модели Манделла–Флеминга, которая, по сути, представляет собой  расширенную версию модели неоклассического синтеза IS-LM для открытой экономики. В этой модели эффективность денежно-кредитной политики зависит от выбранного режима валютного курса.

 

2 Кейнсианская  концепция

2.1 Концепция  фискальной политики

 

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики вообще связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). Сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками.

Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Стимулирующая фискальная политика в кейнсианской концепции [5]

 

Государство в целях выхода из кризиса  увеличивает государственные расходы на величину AG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с i0 до i1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности [5].

Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке i2.

Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2.

Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается  оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде [5].

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

Стабилизационное воздействие  налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных  расходов МР, равен отношению (формула 2.1):

 

МР = 1/(1 — МРС),             (2.1)

 

где МРС – предельная склонность к потреблению, показывает приращение ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг [4].

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, а в результате – к повышению реального ВВП. Их снижение также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций, что, в свою очередь, способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор  чистых налогов МРн – это отношение величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле (2.2):

 

МРн = МРг – 1.             (2.2)

 

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение величины национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (формула 2.3):

 

МРн = MPS * МРг =  МРС            (2.3)

     (1 – МРС)

 

Это объясняется тем, что государственные расходы  являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВНП, то при сокращении налогов только одна часть сэкономленных доходов семейных хозяйств идет на потребление, поскольку другая уходит на сбережения [4].

В рамках методологической концепции воздействия государства  на экономику вырабатываются основные направления налоговой политики. Последняя представляет собой систему  мер, проводимых государством в области  налогов и налогообложения, включая  установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот.

Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП), следовательно, по мере изменения уровня ЧИП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков (рисунок 2.2).

G+T


        T


 

       Избыток


        G


Дефицит



0 ЧНП3       ЧНП1 ЧНП2

 

Рисунок 2.2 – Встроенная стабильность: Т – налоговые поступления; G – государственные расходы [4]

 

Как показано на рис. 2.2, размер автоматически возникающих бюджетных  дефицитов и излишков, а, следовательно, и встроенная стабильность зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП. Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон линии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между Т и G, т. е. дефицит государственного бюджета, или его избыток, - большим. При незначительных изменениях налоговых поступлений наклон будет пологим, элементы встроенной стабильности незначительными.

Антиинфляционный  эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге – вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка [4].

Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, т. е. величины дефицита или излишка бюджета. Выбор правительством форм и методов осуществления стабилизационной фискальной политики зависит от используемой концептуальной модели государственного регулирования.

2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной политики

 

Наиболее известным  теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Дж. Кей-нса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая  теория исходила из того, что современная  рыночная экономика, автоматически  стремясь к равновесию, может попасть  в состояние равенства совокупного  спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков  Дж. Кейнс считал, что экономика  надолго может "застрять" в  ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей [12].

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного  спроса решающее значение отводится  инвестиционному спросу. Колебания  в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут  большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость. Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежного рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности. Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент – трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств [12].

Информация о работе Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM