Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.
ВВЕДЕНИЕ
Темой настоящей курсовой работы является: «Денежно-кредитная политика Центрального банка: инструменты и методы проведения».
С
развитием государства
Значение денежно-кредитной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экономических и иных государственных программ.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности, в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: раскрыть проблемы функционирования денежно-кредитной политики и рассмотреть возможные пути их решения.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
Поставленные вопросы определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
При
написании курсовой работы использованы
материалы белорусских и
Курсовая
работа посвящена рассмотрению
денежно-кредитной политики, как
одной из важных составляющих экономической
политики государства. Специальной
организацией, обеспечивающей движение
денег, является банк. Банковская система
является основной в кредитной системе
страны, которая включает в себя совокупность
кредитных отношений, форм и методов кредитования,
а также совокупность кредитных институтов,
способных мобилизовать временно свободные
денежные средства, превратить их в кредиты,
в инвестиции. Во главе банковской системы
стоит Центральный Банк. Центральный банк,
воздействуя на объем и структуру денежного
предложения, тем самым имеет возможность
влиять на деловую активность, что отражается
в основных макроэкономических показателях.
Центральный банк разрабатывает тактику
денежно-кредитной политики и определяет
конечные (основные), промежуточные и операционные
цели, а также инструменты влияния на денежную
массу.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ
И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1
Понятие и сущность
денежно-кредитной
политики
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью государственной макроэкономической политики. Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Таким образом, денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы [1, c.182]. Главной целью монетарной политики является регулирование экономики путем воздействия на состояние денежного обращения и кредита.
Главная роль в проведении денежно-кредитной политики принадлежит Центральному банку, т.к. денежно-кредитная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, эффективной занятости населения, необходимой стабильности цен воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег.
Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики.
Конечные (основные) цели:
Промежуточные (монетарные) цели формулируются центральными банками для реализации конечных (общеэкономических) целей.
Промежуточные цели:
Операционные цели:
Осуществляя
денежно-кредитную политику, воздействуя
на кредитную деятельность коммерческих
банков и направляя регулирование
на расширение или сокращение кредитования
экономики, центральный банк достигает
стабильного развития внутренней экономики,
укрепления денежного обращения, сбалансированности
внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит
позволяет достичь более
В результате при проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный банк, проводя данную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.
Разработка
денежно-кредитной политики опирается
на общие целевые ориентиры
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
Основные
направления взаимоувязываются
с макроэкономической государственной
политикой: прогнозом социально-
Таким
образом, денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
1.2
Инструменты и
методы денежно-кредитной
политики
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь, изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, а также административное регулирование денежно-кредитной сферы.
Изменение ставки рефинансирования. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Центральные банки могут устанавливать несколько официальных процентов:
• ставка рефинансирования;
• учетный процент;
• проценты по основным (стандартным) операциям центрального банка (например, ломбардная ставка и др.);
• по его нестандартным операциям (проценты по санационным кредитам и др.).
В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтной политикой), выступая в роли «займодателя в последней инвестиции». Учетная (дисконтная) ставка – это процент, по которому центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под учет их векселей [2, c. 135]. Он предоставляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности.
Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.
Также Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения [4, с. 407-409].
Манипулирование нормой обязательных резервов. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке [5, c.114]. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. В современных условиях обязательные резервы служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка. Чем выше установленная центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.