Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.
В отношении процентной политики стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9 - 12%.
Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн до 1,8 млрд. долл. США. Сумма резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь.
В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам.
Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136-140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций.
Второе главное направление работы Национального банка - это стабильное развитие самой банковской системы. В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов (в этом году они должны увеличиться в 1,8 раза). Сегодня в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов темпами, запланированными Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год (приложение З).
Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6 - 7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1- 6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора - на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24-25%.
В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составит 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, рублевой денежной базы – 136-143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г. [19, с. 5 - 10].
Продолжится
процесс взаимовыгодного
Не менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, — создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. Важно создавать и развивать новые наукоемкие отрасли, используя новейшие достижения, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие направления современной науки и техники.
Для
достижения указанных целей необходимо
решить масштабные задачи: провести полную
дебюрократизацию экономики, повысить
благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность
белорусской продукции, обеспечить приток
иностранных инвестиций и положительное
сальдо внешней торговли. Индикаторами
успешного продвижения Республики Беларусь
в решении названных задач следует рассматривать
ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями
ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых
50 стран мира по индексу человеческого
развития. Таким образом, необходимо сделать
все возможное для успешного социально-экономического
развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как
пересмотр резервной нормы,
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.
Таким образом, денежно-кредитная политика предоставляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита. Проводит их центральный банк. Основными целями денежно-кредитной политики являются:
Важнейшими
инструментами кредитно-
- операции на открытом рынке;
- изменение учетной вставки;
- изменение резервной ставки;
Операции на открытом рынке представляют покупку или продажу государственных облигаций. Одна из причин использования этого инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. В последние годы в Республике Беларусь этот рычаг стал активно использоваться.
Одной из традиционных операций центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. Однако данный инструмент денежно-кредитной политики имеет ряд недостатков. Снижение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может доставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций период неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков через изменение резервной нормы. В настоящее время данный инструмент используется достаточно редко. Он активно применялся в Республике Беларусь в середине 90-х гг. в качестве антиинфляционного инструмента, так как увеличение резервной нормы увеличивало обязательные резервы и сокращало избыточные, тем самым уменьшило способность банков создавать новые деньги.
В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте.
Ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9—12%. Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн до 1,8 млрд. долл. США. Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136—140%. В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6— 7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1— 6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора - на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25%.
В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составит 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, рублевой денежной базы — 136—143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г.
Основными
целями этой политики является защита
и обеспечение устойчивости белорусского
рубля, в том числе его покупателей
способности и обменного курса
по отношению к иностранным
Также,
в Республике Беларусь производятся
мероприятия по оптимизации выбора
между стимулированием