Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.

Файлы: 1 файл

Осн часть.docx

— 71.62 Кб (Скачать)

  В отношении процентной политики стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9 - 12%.

  Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн до 1,8 млрд. долл. США. Сумма резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь.

  В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам.

  Показатели  роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136-140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций.

  Второе  главное направление работы Национального банка - это стабильное развитие самой банковской системы. В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов (в этом году они должны увеличиться в 1,8 раза). Сегодня в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов темпами, запланированными Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год (приложение З).

  Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6 - 7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1- 6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора - на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24-25%.

  В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы  составит 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, рублевой денежной базы – 136-143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г. [19, с. 5 - 10].

  Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и  других интеграционных образований, а  также расширения и углубления  взаимодействия с международными финансовыми  организациями [20, с.86-93].

  Не  менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, — создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. Важно создавать и развивать новые наукоемкие отрасли, используя новейшие достижения, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие направления современной науки и техники.

  Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития. Таким образом, необходимо сделать все возможное для успешного социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

  Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической  политики, находящихся в распоряжении государства.             

    Обладая такими средствами, как  пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

  Денежно-кредитная  политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность  внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

  Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

  Таким образом, денежно-кредитная политика предоставляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита. Проводит их центральный банк. Основными целями денежно-кредитной политики являются:

  • высокий уровень занятости;
  • экономический рост;
  • стабильность цен;
  • стабильность ставки процента;
  • стабильность на финансовом рынке;
  • стабильность валютного курса.

  Важнейшими  инструментами кредитно-денежной политики являются:

  - операции на открытом рынке;

  - изменение учетной вставки;

  - изменение резервной ставки;

  Операции  на открытом рынке представляют покупку  или продажу государственных облигаций. Одна из причин использования этого инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. В последние годы в Республике Беларусь этот рычаг стал активно использоваться.

  Одной из традиционных операций центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. Однако данный инструмент денежно-кредитной политики имеет ряд недостатков. Снижение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может доставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций период неблагоприятной экономической конъюнктуры.

  Центральный банк имеет возможность прямо  воздействовать на размер резервов коммерческих банков через изменение резервной  нормы. В настоящее время данный инструмент используется достаточно редко. Он активно применялся в Республике Беларусь в середине 90-х гг. в качестве антиинфляционного инструмента, так как увеличение резервной нормы увеличивало обязательные резервы и сокращало избыточные, тем самым уменьшило способность банков создавать новые деньги.

  В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает  привлекательную доходность по срочным  депозитам в национальной валюте.

  Ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9—12%. Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн до 1,8 млрд. долл. США. Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136—140%. В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6— 7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1— 6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора - на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25%.

  В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы  составит 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, рублевой денежной базы — 136—143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г.

  Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского  рубля, в том числе его покупателей  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам.

  Также, в Республике Беларусь производятся мероприятия по оптимизации выбора между стимулированием экономического роста, используется кредитная экспансия: дешёвый и доступный кредит, низкие процентные ставки; а для сдерживания  инфляции – кредитная рестрикция, общее ограничение денежной массы. Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития. Таким образом, необходимо сделать все возможное для успешного социально-экономического развития страны. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика