Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.
В целом темп наращивания кредитования экономики относительно 2006 г. превышал темп роста ВВП за аналогичный период в 4,4 раза.
При этом в 2007 г. относительно 2006 г.:
● льготных кредитов банков на строительство жилья выдано в 1,3 раза больше;
● задолженность физических лиц по кредитам на финансирование жилья, выданным на общих основаниях, возросла в 1,46 раза;
● задолженность физических лиц по кредитам на потребительские цели увеличилась почти в 1,5 раза;
● задолженность по кредитам индивидуальным предпринимателям возросла в 1,12 раза;
● требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, в течение года поддерживались на высоком уровне и на 1 января 2008 г. составляли 2,5 трлн. руб. [9, с. 7].
Национальный банк с согласия Главы государства сохранил ставку рефинансирования на уровне 10% годовых до конца 2007 г. (вместо 9% годовых в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики).
Благодаря привлекательной процентной политике срочные рублевые депозиты физических лиц за январь-сентябрь 2007 г. увеличились на 20,5%, или почти на 824 млрд. руб. Объем срочных депозитов населения в иностранной валюте с начала 2007 г. увеличился на 38,0% (на 414,3 млн долл. США), но их объем в банковской системе на 1 сентября 2007 г. был в 1,5 раза ниже объема срочных депозитов физических лиц в белорусских рублях [10, c. 63].
Главный итог проводимой процентной политики состоит в том, что процентные пропорции, поддерживаемые на национальном депозитном и кредитном рынках, обеспечили экономическую заинтересованность как вкладчиков и кредиторов, так и заемщиков.
В январе-сентябре 2007 г. банковская система полностью удовлетворяла спросу, предъявляемому экономикой: темпы прироста кредитов, выданных секторам экономики за этот период, составили 31,9%.
Достижение
целей денежно-кредитной
Продолжилось укрепление банковской системы и улучшение качественных характеристик ее функционирования. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2007 г. увеличился на 783,5 млрд. руб., или на 21%, и к концу года достиг 4,5 трлн. руб.
Объем нормативного (собственного) капитала банковской системы по состоянию на 1 января 2008 г. составил 6,5 трлн. руб., увеличившись за истекший год на 1377 млрд. руб., или на 26,7% (прогнозный прирост на 2007 г. в целом – 18 - 19%). Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков.
Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала (отношение капитала банка к активам, взвешенным с учетом риска) в целом по системе на 1 января 2008 г. составил 19,3%, что в 2,4 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8%).
Прибыль, полученная банками за 2007 г., составила 602,1 млрд. руб., что в 1,5 раза больше, чем за предыдущий год [9, с. 8].
Выполняются по системе и все нормативы ликвидности. Это свидетельствует о существенном запасе устойчивости белорусских банков.
Доля проблемной задолженности в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям снизилась с начала 2007 г. с 1,16 до 0,81% при предусмотренном ОНДКП ограничении не более 2,0% [10, c.64].
Таким
образом, в январе-сентябре 2007 г. ситуация
в денежно-кредитной сфере характеризовалась
преобладанием положительных тенденций,
которые в целом соответствовали ориентирам,
утвержденным в Основных направлениях
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь на 2007 г. Проводимая Национальным
банком денежно-кредитная политика была
подчинена достижению ее конечной цели
- обеспечению снижения до 6-8% инфляции,
измеряемой индексом потребительских
цен.
2.2
Реализация основных
направлений денежно-кредитной
политики в 2008
году
Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис.
Следует
отметить, что фактические показатели
прироста рублевой денежной массы М2
и широкой денежной массы М3 (рост
на 26,3%) оказались существенно ниже
их прогнозных значений, предусмотренных
Основными направлениями
В реальном выражении (с учётом индекса потребительских цен) объём рублевой денежной массы увеличился к уровню начала года на 11,3%.
Проводимая
в Республики Беларусь курсовая политика
осуществлялась в соответствии с
ОНДКП, согласно которым в 2008 г. Национальный
банк ограничивал изменение
Фактически за 2008 г. официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3% и на 1 января 2009 г. составил 2200 руб. за доллар США.
Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю за 2008 г. укрепился на 12,2% (в 2007 г. курс белорусского рубля к российскому снизился на 8, в 2006 г. - на 8,4%) и составил на 1.01.2009 г. 76,89 белорусских рублей за российский рубль. Такое фактическое укрепление курса белорусского рубля к российскому обусловлено девальвацией российского рубля к доллару США в 2008 г. (за 2008 г. девальвация российского рубля к доллару США составила 19,6%).
Официальный обменный курс белорусского рубля к евро в 2008 г. укрепился на 2,8% (в 2007 г. было снижение белорусского рубля к евро на 12,4%) и составил на 1.01.2009 г. 3077,14 бел. руб. за евро.
Реальный эффективный курс, рассчитанный по индексу потребительских цен, за 2008 г. находился ниже уровня 2007 г. на 0,11% [11, с.23].
Прирост индекса
Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.
Требования банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб.
За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%, в том числе:
● в рублях - рост на 13,3 трлн., или на 70,9%;
● в иностранной валюте в рублевом эквиваленте - рост на 3,3 трлн. руб., или на 28,4% [12, с. 7].
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год прирост требований банков к экономике должен был составить 36 - 41%. Фактически достигнутый результат, как уже было упомянуто, - 54,5%, или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора.
Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2009 г. достигла 32,6 трлн. руб. Ее прирост за истекший год составил 10,7 трлн. руб., или 48,6%.
Доля долгосрочных кредитов в кредитных вложениях банков на 1 января 2009 г. составила 72,8%.
Основными
направлениями денежно-
Фактически за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178.
За ноябрь - декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд. руб. Требуется пристальное внимание банков к этой проблеме, учитывая происходившее в 2007 - 2008 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношению к активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января 2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.).
Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.
Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн платежей на сумму 767,6 трлн. руб.
Продолжала развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2009 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.
Объем нормативного (собственного) капитала банковского сектора по состоянию на 1 января 2009 г. составил 11,3 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на 4,8 трлн. руб., или на 73,3%, что существенно выше прогнозного прироста (17 - 21%).
Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала в целом по системе на начало 2009 г. составил 21,8%, что в 2,7 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8%).
Важный параметр потенциала банковской системы - ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн. руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%).
Особенностью 2008 года стал ускоренный рост средств, размещенных в банках центральным правительством. Их объем увеличился в 2,3 раза, достигнув 10,7 трлн. руб., а доля в ресурсной базе возросла с 11,1 до 17%.
Однако в связи с кризисными явлениями в мировой экономике несколько замедлились темпы привлечения средств нерезидентов. В целом за 2008 г. они увеличились в 1,27 раза, составив на начало 2009 г. 6,8 трлн. руб., но их доля в пассивах банков сократилась начиная с середины истекшего года с 13,9 до 10,8%.
Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год [12, с. 9].
Анализ
состояния и динамики денежно-кредитной
сферы, валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный
банк совместно с Правительством Республики
Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2008 год.
2.3
Реализация основных
направлений денежно-кредитной
политики в 2009
году
В 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утверждёнными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №460 [13], с учётом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации. Со 2 января 2009 г. по 1 января 2010 г. стоимость корзины валют увеличилась на 7,94% и на 31 декабря 2009 г. составила около 1036 руб.
Была проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов. В национальном определении они достигли почти 6 млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долл. США, или на 63,2%. Золотовалютные резервы в международном измерении возросли почти до 5,7 млрд. долл. США, их прирост равен 2,6 млрд. долл. США, или 84,7%. Выполнение прогнозных параметров по данному показателю создало хорошую базу для работы в 2010 г. (приложение А).
В 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%).
Требования банков к экономике на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн. руб., или на 40,9%, что соответствует прогнозному параметру, определенному Главой государства в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год по кредитованию экономики (приложение Б).