Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава.1 Правовой статус, структура,
цели и задачи Национального Банка Республики
Казахстан……………………………………………………………5
1.1 Правовой статус и структура
Национального Банка Республики Казахстан………………………………………………………………………….5
1.2 Цели и задачи Национального
Банка Республики Казахстан……………..7
Глава.2 Макроэкономическое
развитие и денежно-кредитная политика
Республики Казахстан в 2011 году……………………………………………..13
2.1 Макроэкономическое развитие
в 2011 году……………………………….13
2.2 Денежно-кредитная политика
Национального Банка Республики Казахстан
в 2011 году…………………………………………………………...15
Глава.3 Направления развития
денежно-кредитной политики Национального
Банка Республики Казахстан……………………………………………………17
3.1 Денежно-кредитная политика
Национального Банка Республики Казахстан
на 2012 год…………………………………………………………...17
3.2 Сценарные варианты развития
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан на 2012-2014 годы…………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение………………………………………………………………………28
Введение
Динамика развития мировой
экономики в 2011 году показала, что
меры, предпринятые центральными банками
и правительствами стран Евросоюза
и США, а также других стран, вовлеченных
наибольшим образом в экономический
кризис, привели лишь к временному
ослаблению его последствий, но не привели
к преодолению кризиса. Кроме
того, принятые меры, заключавшиеся
в обеспечении коммерческих банков
ликвидностью, приводят к логическим
итогам данной политики, главным образом,
к стимулированию инфляции. В отличие
от изначального кризисного импульса
2007-2008 годов, который исходил из США, на
данный момент эпицентром кризисных «толчков»
можно считать страны еврозоны. Вследствие
глубокой взаимозависимости финансово-экономических
отношений между регионами негативные
события экономической ситуации одной
из них сразу же провоцируют цепную реакцию
в других регионах. По предварительным
данным, ВВП в зоне обращения единой европейской
валюты (евро) в 3 квартале 2011 года вырос
на 0,2%. Это стало наихудшим показателем
со времен восстановления после рецессии
2009 года. Суверенные долги периферийных
стран остаются значительными, и перспектива
банкротства на уровне целых стран уже
становится реальностью. В мае 2010 года
странами-членами Европейского союза было принято решение о создании
Европейского фонда финансовой стабильности
(далее – ЕФФС) – компании специального
назначения по борьбе с европейским долговым
кризисом. Работа ЕФФС направлена на сохранение
финансовой стабильности в Европе путем
предоставления финансовой помощи государствам еврозоны при экономических трудностях.
Помощь ожидается, главным образом, от
стран Азии. В сентябре 2011 года Европейский
Центральный Банк (далее – ЕЦБ) вместе с
ФРС США, Банком Англии, Центральным Банком
Японии и Национальным банком Швейцарии
объявили о проведении трех тендеров на
предоставление трехмесячных долларовых
кредитов, чтобы предотвратить проблемы
с ликвидностью. Это действие направлено
на обеспечение финансовыми ресурсами
европейских банков. Во избежание кризиса
неплатежей и стимуляции экономического
роста Федеральная резервная система
США (далее – ФРС США) в 2008-2011 годах провела
две программы смягчения объемом около
1,6 трлн. долл. США. Программы количественного
смягчения, как инструмент денежно-кредитной
политики, используется государствами
в том случае, когда процентная ставка
страны настолько низка, что оперировать
ею для снижения курса национальной валюты
и повышения денежной массы возможности
нет. Учетные ставки центральных банков
развитых стран продолжают оставаться
низкими. Однако в апреле 2011 года ЕЦБ провел
первое за последние два года повышение
учетной ставки по евро. Она была увеличена
на 25 базисных пунктов до 1,25%. Аналогичные
шаги со стороны центральных банков США
и Великобритания не последовали, поскольку
есть опасения, что экономики этих двух
стран не выдержат повышения банковского
процента и рискуют войти в фазу спада. В
то же время очевидно, что описанная монетарная
политика развитых стран будет иметь логическим
следствием высокие темпы инфляции. Инфляционные
риски повысились и вследствие «скачка»
инфляции в Китае, резко увеличившего централизованные
инвестиции в свою экономику в целях переориентации
с экспортной направленности на стимулирование
внутреннего спроса. Огромный рост государственных
инвестиций привел к существенному росту
инфляции в Китае и заставил правительство
Китая ужесточить свою финансовую политику,
что может привести к неизбежному снижению
китайского спроса на мировых рынках.
В свете приведенного развития кризисных
явлений мировой экономики выявляются
следующие факторы влияния на дальнейшее
функционирование финансовой системы
Казахстана – доступ к внешним заимствованиям
у коммерческих финансовых структур останется
ограниченным (бывшие страны-доноры кредитных
ресурсов сегодня сами в них нуждаются);
стагфляционные тенденции в мировой экономике
усиливаются. В общеэкономическом аспекте
следует отметить, что сложившаяся благоприятная
конъюнктура цен на основные статьи экспорта
Казахстана может непредсказуемо измениться
под влиянием проявлений кризисных последствий.
Стабильное развитие экономики Казахстана
обусловлено как вышеуказанным фактором
выгодных цен на экспортные товары, так
и реализацией антикризисной программы
Правительства Республики Казахстан и
Национального Банка Республики Казахстан.
Ключевыми показателями в этом аспекте
являются стабильное функционирование
финансового сектора страны и рост депозитной
базы. Впервые за последние три года отмечается
рост кредитной активности банковского
сектора. Невысокие темпы кредитования
экономики обусловлены низким доверием
кредиторов к потенциальным заемщикам,
а также низким качеством ссудного портфеля
банков.
Меры денежно-кредитной
политики совместно с действиями,
предпринятыми Правительством Республики
Казахстан, позволили замедлить темпы
инфляционных процессов, ускорившихся
в первой половине года в результате внешних
шоков. Уже на конец октября 2011 года уровень
годовой инфляции вернулся в пределы целевого
коридора 6-8%. Описанные события усугубления
кризиса в развитых странах не повлияли
на устойчивость национальной валюты
Казахстана, вследствие проведения денежно-кредитной
политики, направленной на предотвращение
резких колебаний обменного курса тенге.
Устойчивость экономики Казахстана к
возможным виткам мирового экономического
кризиса подкрепляется наличием «запаса
прочности», выраженного в золотовалютных
резервах страны и Национальном фонде Республики
Казахстан.
Глава.1 Правовой
статус, структура, цели и задачи Национального
Банка Республики Казахстан.
- Правовой статус и структура Национальный Банк Республики Казахстан.
Национальный Банк Республики
Казахстан (далее - Национальный Банк Казахстана)
является центральным банком Республики
Казахстан, представляет собой верхний
(первый) уровень банковской системы
Республики Казахстан, подотчетен Президенту
Республики Казахстан в пределах,
установленных Законом Республики Казахстан
"О Национальном Банке Республики Казахстан",
в своей деятельности руководствуется Конституцией,
законами Республики Казахстан "О Национальном
Банке Республики Казахстан", "О банках
и банковской деятельности в Республике
Казахстан", "О государственном регулировании
и надзоре финансового рынка и финансовых
организаций", "О региональном финансовом
центре города Алматы", "О страховой
деятельности", "О рынке ценных бумаг",
"О пенсионном обеспечении в Республике
Казахстан" и другими нормативными
правовыми и законодательными актами
Республики Казахстан, актами Президента
Республики Казахстан, международными
договорами, заключенными Республикой
Казахстан, а также настоящим Положением.
Национальный Банк Казахстана
является юридическим лицом в
организационно-правовой форме государственного
учреждения, имеет самостоятельный
баланс, совместно со своими филиалами,
представительствами, ведомствами
и организациями составляет единую
централизованную структуру с вертикальной
схемой подчинения. Национальный Банк
Казахстана в соответствии с законодательными
актами Республики Казахстан может
открывать свои филиалы и представительства
в Республике Казахстан и за ее пределами
с учетом законодательства страны их пребывания.
Национальный Банк Казахстана
координирует свою деятельность с Правительством
Республики Казахстан и проводит
с ним регулярные консультации. Национальный
Банк Казахстана, руководствуясь Стратегией
развития Казахстана до 2030 года, учитывает
экономическую политику Правительства
Республики Казахстан и содействует
ее реализации, если это не противоречит
выполнению его основных функций
и осуществлению денежно-кредитной
политики. Правительство Республики
Казахстан не несет ответственности
по обязательствам Национального Банка
Казахстана, так же как и Национальный
Банк Казахстана не несет ответственности
по обязательствам Правительства Республики
Казахстан, за исключением случаев,
когда он принимает на себя такую
ответственность. Органы государственной
власти Республики Казахстан не вправе
вмешиваться в деятельность Национального
Банка Казахстана, его филиалов,
представительств, ведомств и организаций
по реализации его законодательно закрепленных
полномочий.
Национальный Банк Казахстана
на основании и во исполнение законов
Республики Казахстан по вопросам,
отнесенным к его компетенции, издает
нормативные правовые акты, обязательные
для исполнения всеми финансовыми
организациями, их клиентами, другими
физическими и юридическими лицами
на территории Республики Казахстан. Нормативные
правовые акты Национального Банка
Казахстана публикуются в его
официальных изданиях "Қазақстан
Ұлттық Банкiнiң Хабаршысы", "Вестник
Национального Банка Казахстана" на
государственном и русском языках.
Национальный Банк Казахстана
имеет печать с изображением Государственного
герба Республики Казахстан и
своим наименованием, а также
собственную эмблему. Филиалы, представительства,
ведомства и организации Национального
Банка Казахстана имеют свою печать.
Центральный аппарат Национального
Банка Казахстана располагается
по адресу: 050040, город Алматы, микрорайон
"Коктем-3", дом 21.
1.2. Цели и задачи
Национального Банка Республики Казахстан.
Основной целью Национального
Банка Казахстана является обеспечение
стабильности цен в Республике Казахстан.
На Национальный Банк Казахстана
возлагаются следующие задачи:
- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
- обеспечение функционирования платежных систем;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение финансовой стабильности и дальнейшее развитие финансового рынка и финансовых организаций, а также поддержание доверия к финансовой системе в целом;
- обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
Национальный Банк Казахстана
в соответствии с возложенными на
него задачами выполняет следующие
основные функции:
- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;
- осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;
- осуществление функции банка банков;
- осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;
- организация функционирования платежных систем;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;
- управление золотовалютными активами Национального Банка Казахстана;
- регулирование деятельности финансового рынка и финансовых организаций, а также иных лиц в пределах компетенции;
- осуществление контроля и надзора финансового рынка, финансовых организаций и иных лиц в пределах компетенции, в том числе по проверке и наблюдению на предмет соответствия их деятельности нормативным правовым актам Национального Банка Казахстана;
- мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
- установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
- регулирование деятельности и развитие регионального финансового центра города Алматы (далее - финансовый центр).
В целях проведения государственной
денежно-кредитной политики Национальный
Банк Казахстана:
- устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий;
- устанавливает уровни ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно кредитной политики;
- устанавливает минимальные резервные требования, их нормативы и осуществляет контроль и надзор за их выполнением;
- в исключительных случаях при невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования Национальный Банк Казахстана вправе ввести прямые количественные ограничения на уровень и объемы отдельных видов операций путем установления лимитов кредитования, замораживания ставок вознаграждения по ним, максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок и прямого регулирования конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей;
- регулирует общий объем заимствования банков в Национальном Банке Казахстана в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики, а также определяет порядок, условия привлечения и погашения, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов;
- осуществляет прием депозитов, а также определяет порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты привлечения депозитов в Национальном Банке Казахстана;
- осуществляет валютные интервенции;
- осуществляет выпуск собственных ценных бумаг - краткосрочных нот Национального Банка Казахстана, являющихся государственными ценными бумагами, а также определяет порядок, условия выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот;
- покупает и продает государственные и другие ценные бумаги в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики;
- производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей, а также устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету Национальным Банком Казахстана.
В целях реализации функции
эмитента банкнот и монет на территории
Республики Казахстан Национальный Банк
Казахстана:
- определяет структуру номиналов, дизайн банкнот и монет на основе концепции, утвержденной Президентом Республики Казахстан, а также необходимое количество банкнот и монет и обеспечивает их изготовление;
- обладает исключительным правом выпуска банкнот и монет, организации их обращения и изъятия из обращения на территории Республики Казахстан. Выпуск банкнот и монет в обращение осуществляется Национальным Банком Казахстана посредством их продажи физическим и юридическим лицам;
- определяет порядок продажи и выкупа Национальным Банком Казахстана инвестиционных и коллекционных монет, а также устанавливает цену их продажи физическим и юридическим лицам;
- устанавливает порядок определения платежности и обмена бывших в употреблении банкнот и монет, изъятия их из обращения, хранения и уничтожения;
- устанавливает требования к деятельности по пересчету, сортировке, упаковке, хранению банкнот, монет и ценностей, а также их выдаче банкам и их клиентам по поручению банков, осуществляемой организациями, имеющими лицензию Национального Банка Казахстана на проведение операции по инкассации банкнот, монет и ценностей;
- устанавливает правила учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей, участвует в обеспечении перевозки, хранении и инкассации банкнот, монет и ценностей, создает резервные государственные фонды банкнот, монет и ценностей.
В целях осуществления
функции банка банков Национальный
Банк Казахстана:
- организует систему рефинансирования в Республике Казахстан;
- предоставляет кредиты владельцам банковских счетов, открытых в Национальном Банке Казахстана, на срок не более одного года под обеспечение высоколиквидными, безрисковыми ценными бумагами и другими активами, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан";
- является кредитором последней инстанции для банков второго уровня, в связи с чем вправе предоставлять им кредиты в национальной и иностранной валюте как обеспеченные, так и без обеспечения в порядке и на сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана;
- имеет право изъятия денег с банковского счета клиента при установлении факта ошибочности их зачисления, вправе дебетовать банковский счет клиента при наличии документов, подтверждающих его согласие на безакцептное изъятие денег с банковского счета;
- вправе производить реструктуризацию задолженностей банков и других организаций перед Национальным Банком Казахстана по предоставленным им кредитам в порядке и на условиях, определяемых Правлением Национального Банка Казахстана.