Денежно-кредитная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Динамика развития мировой экономики в 2011 году показала, что меры, предпринятые центральными банками и правительствами стран Евросоюза и США, а также других стран, вовлеченных наибольшим образом в экономический кризис, привели лишь к временному ослаблению его последствий, но не привели к преодолению кризиса. Кроме того, принятые меры, заключавшиеся в обеспечении коммерческих банков ликвид

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава.1 Правовой статус, структура, цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………………5
1.1 Правовой статус и структура Национального Банка Республики Казахстан………………………………………………………………………….5
1.2 Цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан……………..7
Глава.2 Макроэкономическое развитие и денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2011 году……………………………………………..13
2.1 Макроэкономическое развитие в 2011 году……………………………….13
2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в 2011 году…………………………………………………………...15
Глава.3 Направления развития денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………17
3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан на 2012 год…………………………………………………………...17
3.2 Сценарные варианты развития денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2012-2014 годы…………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по БД.docx

— 110.09 Кб (Скачать)

В целях осуществления  функций банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан  и иных услуг для Правительства  и других государственных органов  Национальный Банк Казахстана по соглашению с ними:

  • размещает у себя средства Правительства Республики Казахстан, производит платежи и осуществляет иные операции по счетам Правительства, а также предоставляет ему другие услуги. Не допускается прямое финансирование Правительства Республики Казахстан Национальным Банком Казахстана;
  • обслуживает единый казначейский счет, счета в иностранной валюте Комитета казначейства центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и департаментов Казначейства по городам Астане, Алматы;
  • рассматривает предложения Министерства финансов Республики Казахстан по разработке и реализации политики государственного заимствования, формированию бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства;
  • участвует в обслуживании государственного долга Правительства Республики Казахстан по согласованию с ним и обслуживает государственный долг Национального Банка Казахстана;
  • осуществляет операции с государственными ценными бумагами, выпущенными по решению Правительства Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана не вправе приобретать в свою собственность государственные ценные бумаги центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета при их размещении на первичном рынке;
  • согласовывает ежемесячные объемы выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства Республики Казахстан с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства Республики Казахстан;
  • осуществляет регулирование обращения государственных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета;
  • осуществляет доведение кредитов до заемщиков;
  • оказывает другие услуги. 

Глава.2 Макроэкономическое развитие и денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2011 году.

2.1. Макроэкономическое развитие в 2011 году.

Начиная с 2010 года, экономика  Казахстана демонстрирует достаточно высокие темпы роста. По оперативным  данным, реальный рост ВВП за 2011 год составил 7,5%. При этом лидерами роста в 2011 году по темпам прироста объемов физического объема стали такие отрасли, как сельское хозяйство, торговля, связь. Благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта способствовала увеличению объемов внешней торговли. По предварительным данным, за 2011 год счет текущих операций платежного баланса сложился с профицитом в 13,6 млрд. долл. США (или 7,3% к ВВП). Продолжается приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан, объем которых  по итогам 2011 года составил 13,1 млрд. долл. США. Развитие инфляционных процессов в 2011 году характеризовалось некоторым ускорением инфляции в 1 половине 2011 года. Между тем, скоординированность и эффективность действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан позволили вернуть уровень годовой инфляции в пределы целевого коридора 6-8%, установленного на 2011 год. По итогам 2011 года годовая инфляция сложилась на уровне 7,4% (в декабре 2010 года – 7,8%). Основные факторы роста инфляции в 2011 году были вызваны рядом структурных  проблем и факторов, наиболее значимыми из которых стали нестабильная ситуация на мировых товарных рынках, рост мировых цен на сырье и продовольствие, неэффективность механизма ценообразования, низкая конкуренция на отдельных рынках товаров и услуг. Кроме того, функционирование Таможенного союза на текущем этапе также оказывает давление на ценообразование внутри Казахстана. При этом если ситуация на потребительском рынке в Беларуси не оказывает существенного влияния на Казахстан ввиду незначительных объемов взаимной торговли, то российский потребительский рынок имеет определенное воздействие на инфляцию в Казахстане. В рамках достижения установленных ориентиров денежно-кредитная политика Республики Казахстан носила сбалансированный характер. Это сопровождалось поддержанием денежного предложения на низком уровне. По итогам 2011 года денежная база расширилась на 10,3%, темпы роста денежной массы составили 15,0%, что ниже номинальных темпов роста экономики. Отмечается позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождается постепенным восстановлением кредитной активности банков. Банки погасили большую часть внешних заимствований. Их ресурсная база на текущий момент позволяет самостоятельно выплачивать оставшуюся часть внешнего долга. В этой связи, отечественные банки слабо зависят от внешнеэкономических источников кредитных ресурсов. После практически трехлетней стагнации кредитной активности банков в 2011 году отмечается некоторый рост кредитования. Так, по итогам 2011 года объем кредитов достиг 8,8 трлн. тенге, увеличившись за год на 15,7%. При этом кредитование в национальной валюте увеличилось на 29,6% до 5681,6 млрд. тенге, а в иностранной валюте – снизилось на 3,4% до 3099,7 млрд. тенге. В 2011 году практически единственным источником фондирования для банков являлись депозиты резидентов, которые демонстрировали положительную динамику. Так, объем депозитов резидентов за 2011 год увеличился на 14,3% до 8385,4 млрд. тенге, при этом депозиты юридических лиц выросли на 10,2%, физических лиц – на 24,1%. За 2011 год депозиты в иностранной валюте увеличились на 2,8% до 2629,7 млрд. тенге, в национальной валюте – на 20,5% до 5755,7 млрд. тенге. В целях повышения устойчивости внутренних источников при формировании базы фондирования банков, обеспечения стабильности финансовой системы и защиты интересов депозиторов Национальным Банком Республики Казахстан в 2011 году была увеличена капитализация АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 10% до 133,1 млрд. тенге. Повышению доверия населения к финансовому сектору в дальнейшем будет способствовать принятие закона по вопросам минимизации рисков финансовых организаций. Данным законом предусмотрено сохранение на постоянной основе действующей до января 2012 года суммы гарантированного возмещения по депозитам физических лиц в размере 5 млн. тенге.

 

2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в 2011 году.

В 2011 году основной целью  Национального Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой  инфляции в пределах 6-8%. Меры денежно-кредитной  политики Республики Казахстан позволили  сохранить стабильность на потребительском  рынке страны. По итогам 2011 года годовая  инфляция сложилась в пределах целевого коридора на уровне 7,4%. Тенденция укрепления национальной валюты, начавшаяся с  конца 2009 года, продолжилась и в начале 2011 года. При этом диапазон колебаний  курса тенге на рынке был значительно  yже и его значения не приближались к пороговым значениям расширенного в феврале 2010 года валютного коридора. Соответственно, наличие валютного коридора в 2010 году не играло существенной роли. В этой связи, в конце февраля 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан осуществил переход к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге с отменой валютного коридора. В середине 2011 года имело место увеличение волатильности курса, обусловленное некоторой дестабилизацией ситуации на мировых рынках и снижением цен на нефть. Начиная с мая 2011 года, наметилась тенденция к ослаблению курса тенге, которая усилилась в августе и сентябре 2011 года. В целях недопущения значительных скачков курса и поддержания стабильности на валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан участвовал на рынке в качестве как покупателя, так и продавца иностранной валюты в зависимости от ситуации. В 2011 году коридор процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан был изменен. Изменения коснулись верхней границы коридора – официальной ставки рефинансирования. Ввиду усиления в начале года инфляционного давления Национальный Банк Республики Казахстан принял решение о повышении с 9 марта 2011 года официальной ставки рефинансирования с 7,0% до 7,5%. Ставка по привлекаемым от банков депозитам, выступающая в качестве нижней границы коридора краткосрочных ставок на денежном рынке, оставалась неизменной на протяжении всего 2011 года и составляла 0,5% по 7-дневным депозитам и 1,0% – по 1-месячным депозитам. Рыночные ставки на межбанковском рынке оставались в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан ближе к его нижней границе, что, в большей степени, связано с низкой активностью и избыточной ликвидностью у участников рынка. Регулирование краткосрочной ликвидности на денежном рынке производилось Национальным Банком Республики Казахстан путем эмиссии краткосрочных нот и привлечения от банков депозитов. Несмотря на сохранение процентных ставок на минимальном уровне, спрос на данные инструменты со стороны банков оставался высоким в течение всего года. По запросу отдельных банков Национальный Банк Республики Казахстан предоставлял займы рефинансирования для поддержания их текущей ликвидности. Сроки данных операций не превышали 1 месяц. Механизм минимальных резервных требований в 2011 году не изменился. Между тем, нормативы минимальных резервных требований к банкам с 31 мая 2011 года были повышены с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам и с 2,5% до 4,5% по иным обязательствам. Благодаря антикризисным мерам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан, а также благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках в 2011 году продолжилось восстановление экономического роста в стране. При этом в среднесрочной перспективе экономическая политика государства будет направлена на диверсификацию экономики и обеспечению ее роста в пределах 7%.

Глава.3 Направления развития денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан.

3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан на 2012 год.

Ввиду нестабильности развития ситуации на внешних рынках, а также  принимая во внимание краткосрочный  характер проводимой Национальным Банком Республики Казахстан денежно-кредитной  политики, было принято решение разработать  денежно-кредитную политику Республики Казахстан только в рамках 2012 года. Основные параметры денежно-кредитной  политики и платежного баланса, в  том числе меры денежно-кредитной  политики, на последующие годы будут уточнены по результатам 2012 года.

В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального Банка  Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой  инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам. Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан определил стабильность цен, переход к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы. В ближайшей перспективе основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании и повышении эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также усилении влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка. Национальный Банк Республики Казахстан при проведении денежно-кредитной политики Республики Казахстан будет предпринимать меры по гибкому регулированию денежного предложения в экономике. В случае возникновения дефицита краткосрочной ликвидности на денежном рынке Национальный Банк Республики Казахстан будет увеличивать объемы операций по предоставлению ликвидности. Вместе с тем Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала дополнительного инфляционного давления. Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня Национальным Банком Республики Казахстан останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.

В 2012 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки  обращения данных инструментов  предполагается сохранить на существующем уровне: по краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан – 3, 6 и 9 месяцев, по привлекаемым от банков депозитам – 7 дней и 1 месяц. Меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на повышение регулирующей роли процентной политики и удержание рыночных ставок на рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Кроме того, рассматриваются возможности более эффективного использования  операций на открытом рынке (openmarket operations), проводится анализ оптимальных параметров (объемов, сроков операций, видов залогового обеспечения) предоставляемой банкам ликвидности. С этой целью Национальным Банком Республики Казахстан изучается опыт развитых стран, с возможностью дальнейшего применения лучшей зарубежной практики. В целом, это позволит повысить эффективность управления и регулирования ликвидности, а также формировать кривую доходности по финансовым инструментам на денежном рынке. В случае необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной ликвидности банков. При этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает значительного роста спроса на данные ресурсы. Сроки данных операций не будут превышать 1 года.

В 2012 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит  работу по дальнейшему совершенствованию  механизма минимальных резервных  требований, в части повышения  эффективности его применения.

Валютная политика Национального  Банка Республики Казахстан призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики Национальный Банк Республики Казахстан не будет допускать  значительных колебаний реального  курса национальной валюты, которые  могут оказать негативное влияние  на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно  меняющейся мировой конъюнктуры. Политика обменного курса будет адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых технологий, оборудования, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного развития. В зависимости от экономической ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге. При кардинальном изменении экономической ситуации, резком и значительном падении мировых цен на энергоресурсы и их сохранение на этом уровне в течение длительного времени, а также девальвации в странах – основных торговых партнерах Республики Казахстан возможно резкое изменение курса тенге. Независимо от сценария экономического развития меры денежно-кредитной политики будут направлены на удержание уровня годовой инфляции в пределах 6-8%. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет, соответственно, нивелироваться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан. Применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.

 

3.2 Сценарные варианты развития денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2012-2014 годы.

Национальный Банк Республики Казахстан в рамках разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Казахстан рассмотрел сценарные  прогнозы на три последующих года. Указанные сценарии являются синхронизированными и согласованными с оценками Правительства Республики Казахстан при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2012-2016 годы. Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2012-2014 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают следующие цены на нефть (таблица 1)

Информация о работе Денежно-кредитная политика РК