Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа
Динамика развития мировой экономики в 2011 году показала, что меры, предпринятые центральными банками и правительствами стран Евросоюза и США, а также других стран, вовлеченных наибольшим образом в экономический кризис, привели лишь к временному ослаблению его последствий, но не привели к преодолению кризиса. Кроме того, принятые меры, заключавшиеся в обеспечении коммерческих банков ликвид
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава.1 Правовой статус, структура, цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………………5
1.1 Правовой статус и структура Национального Банка Республики Казахстан………………………………………………………………………….5
1.2 Цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан……………..7
Глава.2 Макроэкономическое развитие и денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2011 году……………………………………………..13
2.1 Макроэкономическое развитие в 2011 году……………………………….13
2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в 2011 году…………………………………………………………...15
Глава.3 Направления развития денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………17
3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан на 2012 год…………………………………………………………...17
3.2 Сценарные варианты развития денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2012-2014 годы…………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение………………………………………………………………………28
Таблица 1 Среднегодовой уровень мировых цен на нефть.
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III | |
цена на нефть, долларов США за баррель |
40 |
90 |
100 |
40 |
70 |
100 |
40 |
70 |
100 |
Источник: Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан.
Прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики Республики Казахстан основаны на прогнозах платежного баланса, которые являются достаточно консервативными. Сценарии строились с учетом данных Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан касательно увеличения расходов республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в течение 2012-2014 годов. Указанные расходы означают повышение совокупного спроса, которое должно уравновешиваться соответствующим совокупным предложением. Последнее должно обеспечиваться сферой производства, а также соответствующими мерами по созданию благоприятных условий для производственного роста. В 2012-2014 годах ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Основными рисками роста инфляции, как и раньше, остаются неразвитость внутренней рыночной конкурентной среды, высокая степень монополизации рынка, слабая развитость торговой инфраструктуры, а также нестабильность ситуации на мировых товарных рынках. В отношении мировых товарных рынков экономические интересы Казахстана зависят, в первую очередь, от мировых цен на нефть, и, следовательно, на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Последние имеют двойное влияние на уровень инфляции – как непосредственно через цены на ГСМ, так и через цены всех прочих товаров и услуг, в себестоимость которых неизменно входит стоимость ГСМ. При этом в 2012-2014 годах влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан будет минимальным. Это будет обеспечиваться поддержанием на адекватном уровне денежного предложения со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2012-2014 годах основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.
Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе. При реализации данного сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2012 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2014 году. В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения. Пессимистический сценарий прогноза платежного баланса учитывает значительное сокращение экспорта товаров на 45,1% до 43,1 млрд. долл. США в 2012 году и последующий рост на 2,2% до 44,1 млрд. долл. США в 2014 году по сравнению с 2012 годом. При этом ожидается, что вследствие замедления темпов роста и сокращения доходов экономики импорт товаров в прогнозные годы также снизится на 23,4% до 30,4 млрд. долл. США в 2012 году, с последующим незначительным ростом до 31,3 млрд. долл. США в 2014 году. Одновременно сокращение экспорта товаров будет также нивелировано снижением выплачиваемых доходов нерезидентам. В связи с чем, ожидается, что в течение всего прогнозного периода дефицит счета текущих операций не превысит 5% ВВП. Мировые финансовые рынки будут в основном закрыты для внешнего заимствования. Тем не менее, в начальные годы прогнозного периода будут наблюдаться существенные объемы иностранного инвестирования в экономику Казахстана, главным образом, обеспечиваемые за счет ранее заключенных договоров, в т.ч. в целях финансирования проектов Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. В условиях снижения чистых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан и сохранения уровня гарантированного трансферта в республиканский бюджет, в рассматриваемом периоде будет наблюдаться приток средств из внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. Сочетание вышеуказанных факторов позволит сократить отток по счету операций с капиталом и финансами. В 2012-2014 годах дефицит общего платежного баланса будет на уровне 2,5% ВВП, что позволит сохранить международные резервы на достаточном уровне финансирования импорта товаров и услуг. Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2012 году. В 2013-2014 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными. Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации (приложение 2). По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.
Второй сценарий предполагает некоторую стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом. При мировой цене за баррель нефти в 90 долл. США в 2012 году и 70 долл. США в 2013-2014 годах, ожидается, что положительное сальдо торгового баланса будет находиться в пределах 20-26 млрд. долл. США, которое отчасти будет нивелировано выплатами доходов иностранным инвесторам. В целом, предполагается, что текущий счет в прогнозном периоде будет в пределах от (-)1,5% до (+)0,5% к ВВП. В 2012-2014 годах при ежегодном снижении притока прямых инвестиций в Казахстан, главным образом за счет сокращения инвестиций в Северо-Каспийский проект, и снижении темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, ожидается, что дефицит счета операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») будет сокращаться. В итоге в ходе данного сценария платежного баланса общий баланс ожидается с отрицательным сальдо в пределах от (-)2% до (-)0,5% к ВВП и соответственно сократятся международные резервы Национального Банка Республики Казахстан. Однако их уровень останется выше минимально необходимого объема, покрывающего не менее 3 месяцев импорта товаров и услуг. Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП в 2012-2014 годах. При этом более благоприятная макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту уровня монетизации (приложение 2).
В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями. При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой экономике и продолжение начатых в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП. По счету операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») ожидается рост дефицита, главным образом, за счет увеличения темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. В итоге ожидается, что во всем прогнозном периоде общий платежный баланс будет в пределах от (-)0,5% до (+)1,0% к ВВП, что позволит сохранить международные резервы Национального Банка Республики Казахстан на уровне конца 2011 года. Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с предыдущими сценариями. При этом поскольку в 2012 году ожидается значительный рост как реального, так и номинального ВВП, темпы которого в 2013-2014 годах стабилизируются, динамика денежного предложения будет несколько опережать динамику номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде (приложение 2).
Заключение
Как было выше упомянуто, что высокая волатильность мировых рынков будет сохраняться в течение ближайших 9 месяцев. Но 40-50 долларов за баррель нефти, маловероятны.
По вопросу государственной денежно-кредитной политики. ДКП – это своего рода регламент на текущий год, вырабатываемый Нацбанком. Принципы, сценарии развития экономики изложены в Основных направлениях денежно-кредитной политики РК на 2012 год. Так вот, в этом документе предусмотрены несколько вариантов развития экономики в зависимости от динамики цены на нефть. При этом самый неблагоприятный вариант составлен, исходя из предположения, что цена нефти в 2012–2014 годах сложится на уровне 40 долларов за баррель.
Как видите, вариант падения цен на нефть также предусмотрен Правительством и Национальным банком, и разработаны соответствующие планы действий на различные повороты мировой экономики. В том числе и на случай восстановления высоких цен на нефть и другие экспортные товары Казахстана.
Таким образом, Национальным
банком при любом сценарии развития
дальнейших событий будет проводиться
гибкая денежно-кредитная политика.
То есть регулятор будет быстро и
адекватно реагировать на изменяющиеся
обстоятельства денежного рынка. Так,
если возникнет дефицит
При этом основной целью Национального банка было и остается обеспечение стабильности цен. Поэтому регулятор при проведении мер денежно-кредитной политики всегда нацелен на недопущение высокого давления монетарных факторов на инфляционные процессы. То есть Нацбанк не должен допустить избыточности средств, которые вызывают повышение темпа, инфляции.
Национальный банк располагает достаточными финансовыми инструментами для проведения всех необходимых мер по обеспечению своих главных задач. В том числе поддержания стабильности финансового сектора.
Список используемой литературы:
Сайты:
www.kazpravda.kz
www.kase.kz
www.rfca.kz
www.nationalbank.kz
Приложение. 1.
Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі |
Национальный Банк Республики Казахстан | |
______________________________ | ||
БАСҚАРМАСЫНЫҢ ҚАУЛЫСЫ |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ | |
24 февраля 2012 года № 47 |
||
Алматы қ. |
г. Алматы |
Об Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2012 год
В соответствии с Законом
Республики Казахстан от 30 марта 1995
года «О Национальном Банке Республики
Казахстан» и в целях проведения
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан Правление
1. Одобрить прилагаемые
Основные направления денежно-
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Департаменту исследований и статистики (Шайкакова Г.Ж.) довести настоящее постановление до сведения подразделений центрального аппарата, филиалов, организаций, ведомств, представительства Национального Банка Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Акишева Д.Т.
Председатель
Национального
Банка
Приложение. 2.
Прогноз основных показателей Денежно-Кредитной политики на 2012 - 2014 годы.
ПЕРВЫЙ СЦЕНАРИЙ
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
2 970 |
3 143 |
3 362 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
9 821 |
10 356 |
11 049 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
8 502 |
8 964 |
9 561 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
7 873 |
8 283 |
8 731 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,4 |
39,4 |
39,3 |