Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.

Файлы: 1 файл

Осн часть.docx

— 71.62 Кб (Скачать)

  Основное  преимущество механизма обязательного  резервирования при осуществлении  контроля над денежной массой состоит  в том, что он в равной степени  воздействует на все банки и оказывает  мощное воздействие на предложение  денег.

  Операции  на открытом рынке.  Этот метод широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Он заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации либо казначейские векселя. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

  Центральный банк может купить у коммерческих банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО). В  этом случае в покупке ценных бумаг  на определенный срок банковские резервы  увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги- резервы  уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

  Может быть использован вид операций, называемый интервенцией - покупка-продажа центральным  банком иностранной валюты [6, c. 84].  Такие операции влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.

  Операции  на открытом рынке имеют ряд преимуществ  перед другими инструментами  денежно-кредитной политики:

  • центральный банк может полностью контролировать объем купли-продажи государственных ценных бумаг;
  • операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах;
  • операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку;
  • операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно лишь дать указания дилерам рынка ценных бумаг, и торговая операция будет осуществлена.

  Административное регулирование денежно-кредитной сферы. Инструменты административного регулирования предполагают прямой контроль центральным банком процентных ставок или количества ресурсов коммерческих банков (объемов кредитов). Данные инструменты реализуются в форме директив, инструкций, распоряжений ЦБ и предполагают ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов.

  В Республике Беларусь административные методы денежно-кредитного регулирования продолжают занимать одно из ведущих мест при реализации денежно-кредитной политики. Основными из них являются: установление индикативных параметров для коммерческих банков, селективная кредитная политика, регулирование процентных ставок. 
 

    1.3 Эффективность денежно-кредитной политики 

  Общепризнано, что денежно-кредитная политика обладает определенными достоинствами  и, прежде всего, сравнительно коротким временным внутренним лагом —  период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер  денежно-кредитной политики. Решения  принимает Центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически  немедленно путем проведения операций на открытом рынке. Денежно-кредитная  политика является гибкой. Контролируя  промежуточные и тактические  цели, Центральный банк имеет возможность  быстро определять правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов. Это объясняется непосредственным влиянием инструментов денежно-кредитного регулирования на промежуточные и операционные цели, что позволяет достичь поставленных конечных целей.

  Денежно-кредитная  политика способна воздействовать на структуру совокупного спроса (соотношение  потребления, инвестиций и государственных  закупок в общем объеме совокупного  спроса). Например, политика «дешевых денег» увеличивает денежную массу в  стране, в результате чего предложение  денег начинает превышать спрос. Ставка ссудного процента понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе, а  значит и в ВВП, возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить  производство и обеспечит более  высокий уровень занятости. При  проведении политики «дорогих денег» их предложение снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к  сокращению частных инвестиций. Структура  совокупного спроса изменяется: уменьшается  доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских  расходов. В результате сокращается  удельный вес инвестиций в ВВП  и его рост начинает замедляться [7, с. 148].

  Вместе  с тем при реализации денежно-кредитной  политики возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике Центральному банку трудно осуществить  контроль над денежной массой по  причине того, что Центральный  банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем  кредитования коммерческих банков и  изменить тем самым предложение  денег. Контроль над денежной массой особенно усложняется во время инфляции.

  Определенные  проблемы могут возникнуть и при  осуществлении операций на открытом рынке. Их масштабное использование  порой сопровождается определенными  негативными последствиями. Например, если при проведении жесткой денежно-кредитной  политики центральный банк захочет  продать большой пакет государственных  ценных бумаг, то ему, скорее всего, придется резко повысить ставку процента по облигациям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели знают, что  при проведении политики «дорогих денег» уровень процентной ставки возрастает, и поэтому будут требовать  повышения их доходности. Высокие  процентные ставки приведут к росту  дефицита государственного бюджета, сокращению частных инвестиций, привлекут иностранный  капитал в страну, что обусловит  повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными  финансовыми ресурсами продажа  значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.

  Эффективность денежно-кредитной политики снижает  и наличие многоэтапного передаточного  механизма. Общий результат влияния  изменений в предложении денег  на уровень совокупного дохода зависит  от того, насколько точно сработает  каждое звено передаточного механизма, «Сбой» на одном из этапов может  привести к непредсказуемым последствиям. Особенно ненадежной, по мнению ряда экономистов, является связь между процентной ставкой и инвестициями. Помимо реальной ставки ссудного процента объем инвестиций определяет и ряд других факторов, влияние которых может оказаться  превалирующим. Например, необходимость  внедрения новых технологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать  предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным  банком политики «дорогих денег». Наоборот, значительный спад производства может  сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процентной ставки, т.е. при проведении политики «дешевых денег» [7, с. 149-150].

  Таким образом, в силу рассмотренных выше причин для разработки денежно-кредитной  политики и оценки ее последствий  Центральному банку необходима исчерпывающая  информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объеме практически невозможно, что в свою очередь может привести к непредсказуемым конечным результатам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

  2.1 Реализация основных  направлений денежно-кредитной  политики в 2007 году 
 

  Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь - составная  часть единой государственной экономической  политики.

  Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка  и Правительства Республики Беларусь.

  Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие  параметры развития денежно-кредитной  сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства  и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий  и механизмов регулирования и  контроля [8, с. 5-6].

  Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

  Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год  включают в себя:

  • краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
  • важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
  • основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
  • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
  • мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь [8, с. 21 - 22].

  Экономическое развитие страны в 2007 г. протекало в сложных условиях, причем наибольшие проблемы в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли в первые и последние месяцы года. Однако Республика Беларусь в 2007 г. сохранила высокую динамику экономического роста.

  В январе-сентябре 2007 г., учитывая воздействие на экономику страны внешнего инфляционного шока со стороны издержек, обусловленного ростом цен на природный газ и изменением условий поставок нефти из России, Национальный банк был вынужден ограничивать факторы инфляции со стороны совокупного спроса, придерживаясь рестриктивной монетарной политики.

  Прирост ВВП составил 8,1%, инвестиций в основной капитал - 14,7, реальных денежных доходов населения - 15, производительности труда - 7,7%.

  Курсовая  политика была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Проводимая курсовая политика способствовала сохранению позитивных ценовых условий, поддерживающих конкурентоспособность товаров белорусских производителей на внутреннем и внешнем рынках.

  Обменный  курс белорусского рубля к доллару США, который является основной валютой международных расчетов и сбережений, за 2007 г. снизился всего на 0,47%. На 1 января 2008 г. он составил 2150 руб. за 1 долл. США, что соответствует прогнозному диапазону. Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

  Основным  фактором снижения курса белорусского рубля к евро (на 12,4%) и российскому  рублю (на 8%) явилось значительное ослабление курса доллара на мировых рынках.

  В 2007 г. в Республике Беларусь проведена  огромная работа по наращиванию золотовалютных резервов. На 1 января 2008 г. международные  резервные активы составили в  национальном определении почти 5 млрд. долларов США. За 2007  г. они увеличились  в 2,9 раза. Это обеспечило финансовую безопасность страны.

  В 2007 г. в стране проводилась работа по сдерживанию роста цен. До октября  прошедшего года темп инфляции поддерживался  в рамках прогнозного коридора. Прирост индекса потребительских цен в целом за 2007 г. составил 12,1%, выйдя за рамки первоначальных оценок (6 - 8%).

  Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

  Требования  банков к экономике на 1 января 2008 г. составили 30,4 трлн. руб., в том числе в рублях - 18,6 трлн. руб., а в иностранной валюте - 11,8 трлн. руб., или 5,5 млрд. долл. США в эквиваленте. За 2007 г. требования банков к экономике выросли на 9,6 трлн. руб., или на 46,3%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика