Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.
Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег.
Операции на открытом рынке. Этот метод широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Он заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации либо казначейские векселя. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Центральный банк может купить у коммерческих банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО). В этом случае в покупке ценных бумаг на определенный срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги- резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.
Может быть использован вид операций, называемый интервенцией - покупка-продажа центральным банком иностранной валюты [6, c. 84]. Такие операции влияют, прежде всего, на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.
Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики:
Административное регулирование денежно-кредитной сферы. Инструменты административного регулирования предполагают прямой контроль центральным банком процентных ставок или количества ресурсов коммерческих банков (объемов кредитов). Данные инструменты реализуются в форме директив, инструкций, распоряжений ЦБ и предполагают ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов.
В
Республике Беларусь административные
методы денежно-кредитного регулирования
продолжают занимать одно из ведущих мест
при реализации денежно-кредитной политики.
Основными из них являются: установление
индикативных параметров для коммерческих
банков, селективная кредитная политика,
регулирование процентных ставок.
1.3
Эффективность денежно-кредитной
политики
Общепризнано, что денежно-кредитная политика обладает определенными достоинствами и, прежде всего, сравнительно коротким временным внутренним лагом — период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает Центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке. Денежно-кредитная политика является гибкой. Контролируя промежуточные и тактические цели, Центральный банк имеет возможность быстро определять правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов. Это объясняется непосредственным влиянием инструментов денежно-кредитного регулирования на промежуточные и операционные цели, что позволяет достичь поставленных конечных целей.
Денежно-кредитная
политика способна воздействовать на
структуру совокупного спроса (соотношение
потребления, инвестиций и государственных
закупок в общем объеме совокупного
спроса). Например, политика «дешевых денег»
увеличивает денежную массу в
стране, в результате чего предложение
денег начинает превышать спрос.
Ставка ссудного процента понижается,
что вызывает увеличение инвестиционных
расходов. В совокупном спросе, а
значит и в ВВП, возрастает доля инвестиций,
что позволит в будущем расширить
производство и обеспечит более
высокий уровень занятости. При
проведении политики «дорогих денег»
их предложение снижается и
Вместе с тем при реализации денежно-кредитной политики возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике Центральному банку трудно осуществить контроль над денежной массой по причине того, что Центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег. Контроль над денежной массой особенно усложняется во время инфляции.
Определенные
проблемы могут возникнуть и при
осуществлении операций на открытом
рынке. Их масштабное использование
порой сопровождается определенными
негативными последствиями. Например,
если при проведении жесткой денежно-кредитной
политики центральный банк захочет
продать большой пакет
Эффективность
денежно-кредитной политики снижает
и наличие многоэтапного
Таким
образом, в силу рассмотренных выше
причин для разработки денежно-кредитной
политики и оценки ее последствий
Центральному банку необходима исчерпывающая
информация о факторах, влияющих на
каждый из этапов передаточного механизма,
их взаимосвязи. Получить такие сведения
в полном объеме практически невозможно,
что в свою очередь может привести
к непредсказуемым конечным результатам.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Реализация основных
направлений денежно-кредитной
политики в 2007
году
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой
основой денежно-кредитной
Основные
направления денежно-кредитной
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Основные
направления денежно-кредитной
Экономическое развитие страны в 2007 г. протекало в сложных условиях, причем наибольшие проблемы в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли в первые и последние месяцы года. Однако Республика Беларусь в 2007 г. сохранила высокую динамику экономического роста.
В январе-сентябре 2007 г., учитывая воздействие на экономику страны внешнего инфляционного шока со стороны издержек, обусловленного ростом цен на природный газ и изменением условий поставок нефти из России, Национальный банк был вынужден ограничивать факторы инфляции со стороны совокупного спроса, придерживаясь рестриктивной монетарной политики.
Прирост ВВП составил 8,1%, инвестиций в основной капитал - 14,7, реальных денежных доходов населения - 15, производительности труда - 7,7%.
Курсовая политика была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Проводимая курсовая политика способствовала сохранению позитивных ценовых условий, поддерживающих конкурентоспособность товаров белорусских производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Обменный курс белорусского рубля к доллару США, который является основной валютой международных расчетов и сбережений, за 2007 г. снизился всего на 0,47%. На 1 января 2008 г. он составил 2150 руб. за 1 долл. США, что соответствует прогнозному диапазону. Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.
Основным фактором снижения курса белорусского рубля к евро (на 12,4%) и российскому рублю (на 8%) явилось значительное ослабление курса доллара на мировых рынках.
В 2007 г. в Республике Беларусь проведена огромная работа по наращиванию золотовалютных резервов. На 1 января 2008 г. международные резервные активы составили в национальном определении почти 5 млрд. долларов США. За 2007 г. они увеличились в 2,9 раза. Это обеспечило финансовую безопасность страны.
В 2007 г. в стране проводилась работа по сдерживанию роста цен. До октября прошедшего года темп инфляции поддерживался в рамках прогнозного коридора. Прирост индекса потребительских цен в целом за 2007 г. составил 12,1%, выйдя за рамки первоначальных оценок (6 - 8%).
Кредитная
политика, осуществляемая национальной
банковской системой, была направлена
на максимально допустимое удовлетворение
потребности юридических и
Требования банков к экономике на 1 января 2008 г. составили 30,4 трлн. руб., в том числе в рублях - 18,6 трлн. руб., а в иностранной валюте - 11,8 трлн. руб., или 5,5 млрд. долл. США в эквиваленте. За 2007 г. требования банков к экономике выросли на 9,6 трлн. руб., или на 46,3%.