Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет денежно-кредитная политика государства.
Динамика краткосрочных, долгосрочных и инвестиционных кредитов имела положительный характер. Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2010 г. достигла 44,8 трлн. руб. Прирост данного показателя за 2009 г. составил 13,2 трлн. руб., или 40,5% (т.е. рост в 1,4 раза). Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной задолженности банков на 1 января 2010 г. составила 72% (приложение В).
Процентная политика имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. В результате в январе-июне 2008 г. средняя ставка рефинансирования сложилась на уровне 13,9 процента.
Для
поддержания финансовой стабильности
в начале января 2009 г. были увеличены
процентные ставки по постоянно доступным
операциям регулирования
Курс на постепенное снижение процентных ставок денежного рынка будет продолжен и в наступившем году.
В 2009 г. платежная система работала стабильно, сумма платежей, прошедших через систему, относительно предыдущего года возросла на 55,3%. Среднедневной оборот составил по сумме 4,67 трлн. руб., по количеству — 221,1 тыс. платежей.
За 2009 г. совокупный уставный фонд банков увеличился на 877,0 млрд. руб., или на 10,1%, и на начало 2010 г. составил 9,56 трлн. руб., или порядка 3,34 млрд. долл. США (приложение Г).
Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2010 г. составил 13,4 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на 2,1 трлн. руб., или на 18,5%, что соответствует прогнозному параметру. Основными источниками роста собственного капитала стали рост прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли, инвестиции в уставные фонды банков [15, с. 5 - 10].
Важнейший параметр потенциала банковской системы - ресурсная база. На начало 2010 г. банками привлечено ресурсов в объеме 82,9 трлн. руб. За 2009 г. сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 19,6 трлн. руб., или на 30,9%, что несколько ниже прогнозного параметра, предусмотренного Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009 год (приложение Д).
Средства субъектов хозяйствования в составе ресурсной базы возросли на 2,5 трлн. руб., или на 19,4%; банковский капитал - на 2,1 трлн. руб., или на 17,7%; средства нерезидентов, привлеченные банками, - на 3,4 трлн. руб., или на 50,1% (приложение Е). Следует отметить, что средства физических лиц продолжают оставаться основным привлеченным ресурсом белорусских банков. Существенно возросли за 2009 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка (на 5,2 трлн. руб., или в 2,6 раза).
Обобщающий показатель работы банковской системы - это прибыль. Полученная банками за отчетный год прибыль составила 1 084,2 млрд. руб. (в 1,5 раза больше, чем за 2008 г.), что говорит об эффективной работе банков.
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 г. явились поддержание курса белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений, развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надёжное и безопасное функционирование платёжной системы.
ГЛАВА 3
МИРОВОЙ
ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
3.1 Денежно-кредитная
политика в Японии
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее развитых стран мира – США и Японии.
Обращаясь к опыту японских экономистов в области денежно-кредитного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблема в области кредитно-денежного регулирования.
Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации денежно-кредитного рынка.
Банковская система Японии характеризуется высокой степенью специализации. В настоящее время кредитную систему Японии можно считать сложившейся. Она включает в себя Банк Японии, коммерческие банки и прочие кредитно-финансовые институты.
Банк
Японии является центральным банком
государства и проводником
1. Система обязательного резервирования – действует в Японии с 1957 г. Кредитные учреждения обязаны размещать в Банке Японии определенную сумму резервных депозитов. Банк Японии вполне мог бы снизить резервы коммерческих банков на своих счетах, чтобы они могли начать кредитную экспансию, но это не возможно, так как их кредитные портфели содержат слишком много невозвращенных долгов. Они вкладывают свободные деньги в рискованные, но прибыльные активы, а именно в инструменты фондового рынка[16].
2. Операции на финансовых рынках (на межбанковском рынке, где банки получают и предоставляют ссуды, и на открытых рынках, где компании продают и покупают облигации и акции) центральный банк использует, чтобы влиять на ситуацию на финансовых рынках, удерживая их от провалов и от излишнего спроса спекулятивного характера.
3. Регулирование учетной ставки процента. Для высоких темпов экономического роста необходимо, чтобы предприятия имели доступ к дешевым финансовым ресурсам. Для этого, во-первых, использовалась политика низких процентных ставок Банка Японии. Хотя Банк манипулировал ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне. Во-вторых, был установлен потолок процентов по вкладам. На основании «Временного закона о регулировании процентных ставок» министр финансов устанавливал потолок ставок по депозитам в соответствии с уровнем ставки рефинансирования Банка Японии. Таким образом, банки концентрировали у себя ресурсы с низкой ценой привлечения и финансировали реальный сектор под низкий процент. Кредитные корпорации и другие малые и средние кредитные учреждения предоставляли ссуды малому и среднему бизнесу также по низкой процентной ставке, способствуя его развитию.
Кроме
Банка Японии денежно-кредитное
регулирование осуществляют Министерство
финансов, Федерация экономических организаций
[17, c.21-23].
3.2
Денежно-кредитная политика
в США
Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. В США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.
Усиление инфляционных процессов заставило экономистов провести ряд исследований в данной области. В результате проведенной работы ученые сделали вывод о необходимости установления контроля над кредитно-денежными агрегатами.
Органы денежно-кредитного регулирования в США характеризуются сложным организационным построением и в определенной мере дублируют друг друга в своей практической деятельности, что позволяет достичь максимальной эффективности. В частности ДКР осуществляют:
Необходимо отметить, что главным органом является ФРС. Она организована как центральный банк и одновременно как высший орган профессионального объединения американских банков, в которое входят национальные банки и банки штатов. Также ФРС принадлежит монополия на выпуск наличных денег.
ФРС используются следующие методы денежно-кредитного регулирования:
1. изменение нормы обязательных резервов – используют редко, так как подобные действия приводят к изменению структуры и величины денежной массы, что может негативно сказаться на состоянии экономики.
2. изменение учетной ставки – наиболее активно используемый инструмент, выполняет функцию ориентира процентных ставок для всей банковской системы, а также для рынка ценных бумаг.
3. операции на открытом рынке – важный инструмент денежно-кредитного регулирования, который сводится к покупке-продаже государственных облигаций ФРС при взаимодействии с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями.
Операции проводит Комитет по операциям на открытом рынке. В качестве объекта инвестиций могут выступать краткосрочные казначейские векселя сроком на 91 и 180 дней и долгосрочные казначейские обязательства (ноты и облигации), правительственные облигации. Не используются корпоративные ценные бумаги, так как это позволяет избежать конфликта инвесторов, уровень доходности по ГЦБ достигает уровня учетной ставки из-за больших объемов рынка. Операции проводятся ежедневно, но отчеты публикуются после окончания очередного квартала.
Комплексное воздействие данных инструментов позволяет упрочить устойчивость экономического развития в США, уменьшить глубину кризисов, обуздать инфляцию (приложение Ж).
Нужно
отметить, что опыт американских
экономистов в области борьбы
с инфляцией может быть полезен
при проведении антиинфляционных мер,
тем более, что данное
направление экономической
реформы признано
приоритетным российским правительством
[18].
3.3
Перспективы развития
денежно-кредитной
политики Республики
Беларусь учитывая изучение
лучших мировых практик
В 2010 г. перед банковской системой и страной в целом стоят сложные, масштабные и во многом качественно новые задачи.
Значительная работа проведена по совершенствованию экономического законодательства, созданию наилучших условий для привлечения иностранных инвестиций, по привлечению самих инвестиций.
Однако самая главная задача текущего года для банковской системы, Правительства и для всех органов государственного управления — обеспечение запланированного роста жизненного уровня населения. Повышение жизненного уровня в первую очередь зависит от экономического развития, поэтому необходимо сделать все, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей экономического роста. Для этого будут использоваться следующие инструменты: проведение в предусмотренных параметрах курсовой, кредитно, процентной политики, поддержание работы платежной системы и всех компонентов банковской системы, обеспечивающих функционирование и развитие экономики.
Национальный банк продолжит политику привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины валют ±10% от стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г.
Основная задача - в течение всего года поддерживать курс национальной валюты в границах колебаний, предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и тем самым обеспечить стабильность экономики и доверие к национальной валюте у населения.
В рамках процентной политики будет стимулироваться рост ресурсного потенциала банков за счет сбережений в национальной валюте и снижения долларизации экономики.