Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Оглавление

Введение
Глава 1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики
1.1. Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики
1.2. Типы денежно-кредитной политики
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики
2.1. Операции на открытом рынке
2.2. Изменение учетной ставки
2.3. Изменение норм обязательных резервов
2.4. Ограничение кредитования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика центрально банка.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1. Содержание, цели и  задачи денежно-кредитной политики

1.1. Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики

1.2. Типы денежно-кредитной политики

Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики

2.1. Операции на открытом  рынке

2.2. Изменение учетной  ставки

2.3. Изменение норм обязательных резервов

2.4. Ограничение кредитования

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Одним из необходимых условий  устойчивого равновесного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Разработкой денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной  программой развития.

Первоначально термин центральный  банк подразумевал самый крупный  банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки  постепенно монополизировали некоторые  специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство  национализировало их.

Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и  заключается в посредничестве между  государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков  в стране.

Разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:

• эмиссия кредитных денег;

• надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;

• управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;

• выполнение роли "кредитора  последней инстанции";

• установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе  официальной учетной ставки центрального банка по кредитам;

• хранение обязательных резервов коммерческих банков;

• определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики их реализации;

• кредитование коммерческих банков (рефинансирование);

• формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования  экономики;

• хранение официальных  золотовалютных резервов;

• проведение научных исследований и др.

Какие бы функции не возлагались  на центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка  и государственного ведомства.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной  частью единой государственной экономической  политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике  в определенные этапы времени, в  частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной  систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики  на деньги и т.д.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В  нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Задача эта достаточно сложная. При  разработке и проведении оптимальной  денежно-кредитной политики возникает  целый ряд проблем и ограничений. Сложность состоит в том, что  достижение хороших результатов  по одним параметрам вызывает, как  правило, ухудшение по другим. В частности, стимулирование инвестиций усиливает  инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов обычно также сопровождается ростом цен. В  то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией, ухудшают показатель занятости населения.

 

Глава 1. Содержание, инструменты денежно-кредитной политики

 

1.1. Понятие, правовая  основа, цели и задачи денежно-кредитной  политики

Согласно статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.

Правовой основой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального  банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной  сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства  и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий  и механизмов регулирования и контроля.

Национальный банк совместно  с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на очередной  год.

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

• краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

• важнейшие параметры  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса  Республики Беларусь на очередной год;

• основные параметры и  инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

• оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

• мероприятия Национального  банка на очередной год по совершенствованию  банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Основные направления  взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Процесс формулирования целей  денежно-кредитной политики состоит  из следующих этапов. На первом этапе  устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе устанавливаются  промежуточные цели денежно-кредитной  политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К  числу важнейших денежно-кредитных  показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов  денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются  операционные цели денежно-кредитной  политики. Определяется круг денежно-кредитных  показателей, которые подвержены влиянию  центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным  банком, резервы центрального банка  и др).

На четвертом этапе  производится отбор инструментов денежно-кредитной  политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и  объекта регулирования, степени  зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление  и сферу накопления, а также  обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического  эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов  экономического воздействия, корректируя  экономические мотивации банков.

Согласно Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 - 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

В рамках общей государственной  экономической политики конечной целью  денежно-кредитной политики будет  являться обеспечение с помощью  монетарных инструментов совместно  с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно  низких темпов инфляции. При этом уровень  инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2015 году должен составить не более 3 процентов.

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики можно выделить:

• поддержание долговременного  и устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

• достижение и сохранение на должном уровне склонности населения  к сбережениям в национальной банковской системе;

• сохранение доверия населения  к национальной банковской системе;

• поддержание на высоком  уровне надежности национальной банковской системы;

• обеспечение устойчивого  платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Следует признать, что воздействие  монетарных рычагов на состояние  национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного  периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной  сферы, всегда имеют необратимый характер.

 

1.2. Типы денежно-кредитной  политики

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными  целями и набором инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной  рестрикции). Она направлена на ужесточение  условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает  резервную норму и учетную  ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Регулирование количества денег  в обороте (объема денежной массы, в  узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя  включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и  динамики курса национальной валюты к иностранным.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной  политики исходя из состояния экономики  страны. При разработке денежно-кредитной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного  мероприятия и появлением эффекта  от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное  регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. 

Глава 2. Инструменты  денежно-кредитной политики

Под инструментами денежно-кредитной  политики подразумеваются способы  воздействия центрального банка  на денежно-кредитную сферу посредством  формирования определенных условий  на денежном рынке и рынке капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной  политики довольно широк. Использование  различных видов инструментов варьируется  в зависимости от направленности экономической политики страны, степени  открытости ее экономики, сложившихся  традиций и конкретных обстоятельств.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ