Микроэкономический анализ фирмы, функционирующей в сфере оказания услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Реальная рыночная экономика и достижение прибыли при здоровой конкуренции немыслима без знаний о микроэкономическом состоянии, микроэкономических показателях деятельности работы предприятия.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.

Оглавление

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИРМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1.1 Особенности функционирования фирмы оказывающей услуги 4
1.2 Понятие спроса и предложения 6
1.3 Понятие прибыли и её виды 12
1.4 Доход и рентабельность предприятия……………….……………………........15
1.5 Себестоимость продукции………………………………………………………...18
1.6 Издержки производства и их характеристика…………………………….….21
2 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1 Характеристика фирмы ОАО «ДИКОМ» 28
2.2 Анализ деятельности предприятия 30
2.2.1 Спрос и предложение на векселя………….……...…….……………..30
2.2.2 Издержки на фирме ОАО «ДИКОМ»……………….………………..33
2.2.3 Прибыль и рентабельность фирмы ОАО «ДИКОМ»……………...38
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….41

Файлы: 1 файл

микроэкономика Курсоваяяяяяяотмучалась.doc

— 842.50 Кб (Скачать)


42

 

Министерство образования и науки Украины

Государственный университет информатики и искусственного интеллекта

Кафедра теоретической и прикладной экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему: «Микроэкономический анализ фирмы, функционирующей в сфере оказания услуг»

 

 

Выполнена студенткой

Экономического факультета, 2й курс,

Специальность  «Международная экономика»,

Группа ЭМс-10в

Шоменко Ольгой  Викторовной

Руководители: к.э.н, доц. Биркенталле Виктория Викторовна

 

Донецк, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

1        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИРМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

1.1 Особенности функционирования фирмы оказывающей услуги              4

1.2 Понятие спроса и предложения              6

1.3 Понятие прибыли и её виды              12

1.4 Доход и рентабельность предприятия……………….……………………........15

1.5 Себестоимость продукции………………………………………………………...18

1.6 Издержки производства и их характеристика…………………………….….21

2  МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ              28

2.1 Характеристика фирмы ОАО «ДИКОМ»              28

2.2 Анализ деятельности предприятия              30

2.2.1 Спрос и предложение на векселя………….……...…….……………..30

2.2.2 Издержки на фирме ОАО «ДИКОМ»……………….………………..33

2.2.3 Прибыль и рентабельность фирмы ОАО «ДИКОМ»……………...38

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..39

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….41


ВВЕДЕНИЕ

 

Реальная рыночная экономика и достижение прибыли при здоровой конкуренции немыслима без знаний о микроэкономическом состоянии, микроэкономических показателях деятельности работы предприятия.                          

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.

Главной целью данной курсовой работы является анализ фирмы как  экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке, исследование ее микроэкономичских показателей.

Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:

-раскрыть теоретические основы категорий: спрос и предложение; издержки предприятия и их виды, себестоимость продукции; дать определение понятиям прибыль, рентабельность, доход;

-проследить динамику издержек фирмы в течении года;

-провести анализ частной фирмы функционирующей в сфере оказания услуг.

Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения - тема весьма актуальная в условиях рыночной экономики.

 

1.                 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИРМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

 

1.1 Особенности функционирования фирмы в сфере услуг

             

             Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов. Данная работа рассматривает проблемы  финансовых услуг.

Финансовые услуги включают посреднические и вспомогательные услуги (за исключением страховых компаний и пенсионных фондов). К этой категории относятся: комиссионные сборы, связанные с оформлением аккредитивов, кредитных линий, финансового лизинга, операциями с иностранной валютой, размещением ценных бумаг и прочее. Вспомогательные услуги предусматривают контроль за деятельностью финансовых рынков и его регулирование, обеспечение безопасного хранения ценностей, проведение доверительных операций и т. д.

Финансовый рынок требует не только правового регулирования оборота ценных бумаг, но и возникновения организации, которая бы обеспечивала этот оборот. Такой организацией является исследуемое предприятие - фондовая биржа, - это регулярно функционирующее предприятие для купли-продажи ценных бумаг, обязательный элемент регулирования рынка ценных бумаг.

Финансовый рынок условно можно разделить на две части: рынок банковских ссуд и рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческий банк редко выдает ссуды на долгий срок (больше года). Ценные бумаги дают возможность получить деньги на долгий период ( на десятилетие - облигации) или в бессрочное пользование (акции). Задание РЦБ состоит в том, чтобы обеспечить более полное и быстрое переливание сбережений по цене, которая устраивает обе стороны. Для этого нужны биржи и действующие на РЦБ посредники.

Биржа - это организованный РЦБ, который функционирует на основе официально зарегистрированных правил ведения торговли, где соглашение о размещении и купле-продаже ценных бумаг осуществляется ограниченным числом биржевых посредников.

В зависимости от значения, которое имеет РЦБ в экономике, его можно поделить на два вида: первичный и вторичный. Первичный - это рынок, на котором размещаются впервые выпущенные бумаги. Первичный рынок включает инвестиционные и коммерческие банки, через которые акционерные товарищества и государство осуществляют размещение своих бумаг.

Вторичный рынок - это рынок, на котором продаются и покупаются выпущенные ранее ценные бумаги. Здесь происходит смена собственника этих бумаг.

Через фондовую биржу осуществляется размещение акций, облигаций, которое идет преимущественно крупными банками.

Исследуемое предприятие - это образно говоря, место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами, т.е. это определенным образом организованный рынок ценных бумаг.

В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги - акции, облигации и т.п., а в качестве цен этих товаров - курсы этих бумаг.

Исходя из важной регулирующей роли фондовой биржи в экономической жизни страны установлено, что она является субъектом особой государственной регистрации. Ее регистрирует Кабинет Министров Украины.

 


1.2 Понятие спроса и предложения

 

Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.

Для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой,  на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли.

Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.

Для рассмотрения предложения удобно, как и для спроса, определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S(P), где P - продажная цена товара, Q - количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.

Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.

Очевидно, что производить товаров «слишком мало» невыгодно, т.к. любой поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда административного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости зданий и оборудования, которые имеют физически и «морально» ограниченный срок службы независимо от степени их эксплуатации). Ясно, что на чем большее количество поставленных изделий распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма «постоянной себестоимости» будет у каждого из изделий - если бы все расходы поставщика были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы изделия монотонно убывала бы. Существование же некоторого ограничения сверху на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста переменных расходов, необходимых для выпуска каждого дополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критического значения количество дополнительно произведенных изделий в расчете на единицу вложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться - так называемый закон убывающей производительности. Это связано, прежде всего с существованием технических и технологических ограничений на наращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования: оборудование будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всем известным производственным процессам. 

Таким образом, с ростом интенсивности поставок ,критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, большую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.

Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже, даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения.


Кривая предложения и кривая спроса может быть схематично представлена графически (рис.1.1 и 1.2) следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1 - Кривая предложения

 

 

 

 

              D

 

 

 

Рис.1.2 - Кривая спроса

 

Кроме цены для каждого поставщика существуют иные факторы, существенные для принятия решения об определенном объеме продаж, которые выше предполагались неизменными, но в реальности постоянно изменяются. Аналогично тому, как изменения неценовых детерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса, изменения неценовых детерминантов предложения будут вызывать «сдвиги» кривой предложения.

При общем снижении/повышении себестоимости производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве  ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится («смещение» кривой предложения влево).

Информация о работе Микроэкономический анализ фирмы, функционирующей в сфере оказания услуг