Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа
Сфера услуг – обширное и малоисследованное поле приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние десятилетия в странах различного социально-экономического типа она стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в развитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства.
Введение. 2
Глава 1. Роль третичного сектора в экономике. 3
1.1. Структура третичного сектора. 3
1.2. История развития сферы услуг и сервисной деятельности. 4
1.3. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг. 5
1.4. Модель Кларка. 6
Глава 2. Особенности третичного сектора в странах различного социально-экономического типа. 7
2.1. Динамика развития третичного сектора по миру за период 1990-2008 гг. 7
Заключение. 11
Список литературы: 12
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Роль третичного сектора в экономике. 3
1.1. Структура третичного сектора. 3
1.2. История развития сферы услуг и сервисной деятельности. 4
1.3. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг. 5
1.4. Модель Кларка. 6
Глава 2. Особенности третичного сектора в странах различного социально-экономического типа. 7
2.1. Динамика развития третичного сектора по миру за период 1990-2008 гг. 7
Заключение. 11
Список литературы: 12
Сфера услуг – обширное и малоисследованное поле приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние десятилетия в странах различного социально-экономического типа она стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в развитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства.
Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявление изменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора в странах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этих изменений.
Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их объяснения.
В
наших исследованиях
Используемы методы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Arc View.
Главные
источники информации: http://worldbank.org/
(Группа Всемирного Банка).
Сфера услуг занимает доминирующее положение среди основных направлений развития современной экономики. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ.
Резкий рост сферы услуг требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятие обслуживание и, опираясь на него, уточнить понятие отрасли услуг. Для этого следует рассмотреть специфические черты данной сферы.
Сфера услуг, представляя собой сложный многоплановый механизм, является одной из наиболее перспективных областей современной экономики, охватывающая широкий круг деятельности: от торговли и транспорта до образования и страхования. Рестораны и отели, парикмахерские и ремонтные мастерские, спортивные клубы и учебные заведения, туристические фирмы, аудиторско-консалтинговые компании, банки, поликлиники, санатории, дома отдыха – все это относится к сфере услуг1.
Степень развития сферы услуг обеспечивает территориальную и социальную мобильность населения, освоения новых хозяйственных территорий, повышения эффективности производства и потребления материальных благ.
Процесс
производства в сфере услуг предполагает
тесное сотрудничество между мастером
и клиентом, при этом возможна даже
ситуация совместного достижения результатов.
Например, в экскурсии по музею
услугой будет считаться
Границы третичного сектора (сферы услуг) с трудом поддаются уточнению. По сравнению с такими отраслями как промышленность можно отметить множественность мелких подотраслей.
Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, рассмотрим один из них:
Тем
не менее, многие услуги имеют двойственное
происхождение, а некоторые –
многофункциональную
Развитие
сферы услуг происходит путем
усиления разнообразия сервисной деятельности,
а также путем возрастания
роли сотрудничества между различными
отраслями внутри данной сферы. Так,
например, услуги гостиничного дела не
обходятся без услуг
Сфера услуг как особый вид экономической деятельности стала появляться на самых ранних этапах развития человечества. Во многом ее развитие определялось возможностью общества содержать людей, не участвовавших в производстве материальных благ.
На самой ранней стадии возникает специализация административной деятельности. Примером ее представителей в первобытном обществе могу служить вожди, выполняющие роль лидера в обществе. Шаманы и священники участвовали в производстве социальных услуг, являлись служителями культа.
На
поздних этапах развития первобытной
культуры в ней уже существовали
сложные хозяйственные занятия,
действовали статусные роли, которым
придавалось немалое
Таким
образом, представители указанных
видов социальной активности уже
выполняли элементы той деятельности,
которую можно связать с
Далее, по мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг.
В основном развитие и появление новых видов определялось традициями и обычаями, т.е. привычными нормами деятельности, устойчивыми представлениями о хозяйстве в целом. В античном обществе сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг, в различных сферах жизнедеятельности. Например, в сфере отношений в процессе производства материальных благ (ремесленное производство, торговля, денежное обращение), в области правовых отношений (профессиональная армия, судьи), в сфере коммуникации и культуры (транспорт, наука, искусство, образование), в удовлетворении личных потребностей.
Помимо
торговых и бытовых услуг появилось
огромное число занятий, связанных
с ремеслом, с работой, требующей
высоквалифицированную
Хозяйственная
практика и социальные связи в
древнем мире развивалась благодаря
различным видам услуг, но они
носили еще тогда слишком
Начиная с XVII века, т.е. Новое время, происходят значительные изменения в сфере экономических, трудовых отношений, в мировоззрении людей, а также в духовной деятельности всего общества. На смену рабовладельческому производству приходит мануфактурное, появляются банки и другие кредитно-финансовые учреждения, начинает активно развиваться финансовый сектор услуг. Экономика стран Запада оживленно развивается во многом благодаря улучшенной системы торговли, которая, в свою очередь, приводит к денежному обращению рыночного типа. Несмотря на это, сфера услуг считалась второстепенной экономической деятельностью. Работники не обладали достаточной квалификацией, информированностью и многими другими качествами, необходимыми для работы в секторе услуг и сервиса. Считалось, что работа в данной сфере не увеличивает общественное богатство, не приносит материального удовлетворения5.
Лишь с середины XX века (эпоха НТР) в развитие сферы услуг произошел качественный перелом, сформировалась индустриальная культура. Теперь само материальное производство зависело от развития сервиса (сферы услуг). Перед производством какого-либо товара, предпринимателю необходимо было провести ряд маркетинговых исследований, быть в курсе инноваций в сфере осуществляемой им деятельности. Изобретения новых, наукоемких товаров было бы невозможным без участия научных работников и подготовки высококвалифицированных кадров. Отрасли сферы услуг, такие как наука, образование, торговля – стали главными направлениями в направлении научно-технического прогресса.