Сфера услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Сфера услуг – обширное и малоисследованное поле приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние десятилетия в странах различного социально-экономического типа она стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в развитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Роль третичного сектора в экономике. 3
1.1. Структура третичного сектора. 3
1.2. История развития сферы услуг и сервисной деятельности. 4
1.3. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг. 5
1.4. Модель Кларка. 6
Глава 2. Особенности третичного сектора в странах различного социально-экономического типа. 7
2.1. Динамика развития третичного сектора по миру за период 1990-2008 гг. 7
Заключение. 11
Список литературы: 12

Файлы: 1 файл

сфера услуг..docx

— 44.05 Кб (Скачать)

     Эпоха индустриализации дала толчок перераспределению  ресурсов в мировом хозяйстве. Теперь, большая часть ресурсов сосредотачивалась  не столько в торговом деле, сколько  на крупнейших производствах и в  кредитно-банковском секторе. Вследствие этого, растет удельный вес городского населения, появляются новые профессии, связанные с продуктами научно-технического прогресса. Предприниматели начинают  использовать услуги системы связи  и коммуникации в своих интересах  для влияния на личное и общественное сознание6.

     В обществе индустриального типа повышается уровень многообразия слоев и  групп с неодинаковыми потребностями, что, в свою очередь, расширяет возможность  возникновения новых видов услуг. Члены индустриального общества уже не могут рассчитывать на прислугу и опираться на принципы самообслуживания. Они вынуждены пользоваться секторами  обслуживания, организующими свою работу на принципах производственной деятельности.

     Таким образом, в результате индустриализации третичный сектор получает существенный подъем в развитие. Сфера услуг  начинает порождать новые социально-культурные потребности и тем самым увеличивать  количество потребления на рынке. Услуги тесно переплетаются с новыми технологиями промышленного производства, входят в повседневную жизнь обычных  людей.

           Наконец, с середины XX в. в экономике вначале развитых, а затем и остальных страна начинается процесс постиндустриализации (переход от индустриального общества к постиндустриальному). Данный процесс, вероятно, будет оставаться главной тенденций в экономике современного мира, распространяясь на все страны7.

           Хотя во многих развивающихся  странах еще продолжается активная  индустриализация, для современного  мира характерно быстрое увеличение  доли третичного сектора в  экономике. Так, в России в  третичном секторе уже работают  более половины всех занятых,  а численность занятых во вторичном  секторе перестала расти еще  в 70-80-е гг. Рост сектора услуг  происходит прежде всего за  счет науки и научного обслуживания, образования, культуры, искусства  и других отраслях нематериального  производства. Основным производственным  ресурсом в постиндустриальном  обществе считаются знания и  труд. Экономические отношения во  многом определяются способностью  вырабатывать и использовать  новые знания и технологии.

         Также изменяется структура производства  и потребления. В структуре  производства ВВП услуги стали  преобладать над товарами, а в  структуре потребления доля услуг  имеет доминирующее положение  и тенденцию к дальнейшему  росту. В связи с  превосходством  сферы услуг в постиндустриальном  обществе, растет уровень образования,  прежде всего послешкольного, образованности  людей в целом, что обеспечивает  высокую квалификацию и повышение  заработной платы8.

         Более того, начинается процесс  сервизации экономики, т.е. то, что раннее рассматривалось как  выходящее за рамки индустриального  производства – управленческая  деятельность, информационно-производственные  потоки, наконец, уровень культуры  и профессиональные качества  самих работников обслуживания, - получают достойную инвестиционную  поддержку.

1.3. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг.

 

     Методы  оценки уровня развития сферы услуг  имеют важное научное и практическое значение. Научное значение состоит  в том, что правильность методов  повышает значимость данной сферы в  экономике стран различного социально-экономического типа. Практическое значение определяется эффективным решением различных  проблем в секторе услуг, уточнением системы показателей, а также  построение отчетности по отдельным  отраслям в сфере услуг в целом.

     Безусловно, многообразие различных подходов к  изучению сферы услуг исключает  возможность создания единого перечня  показателей, отражающих особенности  социально-экономической ситуации отдельных стран, но мы постараемся  выделить наиболее значимые из них.

     Для оценки природных условий: площадь  сельскохозяйственных угодий на одного жителя; число дней с экстремальными погодными условиями, нарушающими  функционирование передвижного обслуживания населения; сейсмичность (в баллах) и т.д.

     Для оценки национальных и демографический  особенностей: удельный вес лиц отдельных  национальностей, в том числе  считающих родным язык этой же национальности; рождаемость; удельный вес населения  в возрасте 20-39 лет; удельный вес  занятых в сфере услуг (процент  женщин и мужчин от общего показателя занятых), что позволяет сделать  вывод о социальном положение  страны, возможности масштаба вовлечения трудовых ресурсов, роли традиций в  выбранном районе.

     При оценке экономических особенностей сектора услуг различают две  группы показателей9:

  • характеристика общего уровня развития района и специализация хозяйства в нем (капиталовложения в народное хозяйство в расчете на одного жителя; число занятых в народном хозяйстве на 1000 жителей; доля сферы услуг в ВВП (в процентах); объем экспорта и импорта услуг (процент в ВВП); доля различных видов услуг в структуре третичного сектора (в процентах); секторальная структура экономики в целом (процентное соотношение секторов) и тд.)
  • характеристика особенностей расселения (удельный вес населения, проживающего в городах; удельный вес сельскохозяйственного населения и др.)

     Приведенные показатели общего уровня экономического развития и расселения позволяют  объяснять сложившиеся различия в уровнях развития как отдельных  отраслей, так и сектора услуг  в целом. Также следует уточнить, что в зависимости от масштаба исследования (республика, область, район, населенный пункт) круг учитываемых  показателей меняется.

1.4. Модель Кларка.

     При рассмотрении секторальной структуры  экономики исходным фактом служит теория трех секторов, основы которой заложил  британский экономист Колин Кларк. Автор выдвинул гипотезу, согласно которой в ходе исторического  развития происходит последовательный переход от общества с преобладанием  в экономике первичного сектора (т.е. сельского хозяйства) к индустриальному (вторичный сектор) и затем к  обществу с доминированием третичного сектора – услуг. В экономике  происходит процесс терциализации  – наращивания удельного веса и роли третичного сектора в экономике  и занятости населения. Данный процесс  не следует воспринимать как сокращение промышленного производства. Увеличивающийся  третичный сектор работает на повышение  эффективности производительности всех секторов, сворачивая одни отрасли  промышленности и сельского хозяйства, экономика порождает другие, более  производительные отрасли

     Теория  трех секторов не бесспорна, но опыт подтверждает ее эффективность. В мировой экономике  происходят структурные изменения, которые выражаются увеличением  или уменьшением доли отдельных  секторов в экономике, т.е. своеобразная цикличность.

     Каждый  цикл начинается с фазы рождения и  требует повышенных инвестиций. Затем  наступает фаза роста, и эти инвестиции начинают окупаться, ускоряется достижение конечных результатов. Впоследствии, наступает  фаза зрелости и сектор, главенствующий в данной экономики сектор приносит наиболее качественные результаты. Но по мере развития экономики постепенно сокращается результативность доминирующего  сектора, т.е. происходит процесс увядания.

 
Глава 2. Особенности третичного сектора в странах  различного социально-экономического типа.

2.1. Динамика развития  третичного сектора  по миру за период 1990-2008 гг.

     В данной работе был проведен ряд исследований по выявлению показателей, характеризующих  роль третичного сектора в различных  странах. За основу взят показатель процентной доли третичного сектора в ВВП  стран. Для выявления различий между  странами, с помощью ранжирования мы распределили их по группам:

    • Ранг 1: (высокая доля третичного сектора в структуре ВВП): более 70 %.
    • Ранг 2: 56-70 %.
    • Ранг 3: 41-55 %.
    • Ранг 4: 26-40 %.
    • Ранг 5 (низкая доля третичного сектора в структуре ВВП): менее 25 %.

    Получив материал в виде карт, диаграмм и  графиков, мы можем выявить изменения, произошедшие с долей третичного сектора в различных странах.

     Начнем, с анализа самого высокого показателя (Ранг 1, более 70 %).  В 1990-е годы явными лидерами в объеме доли услуг в ВВП считаются страны, основу экономики которых составляет туризм, дающий больше половины ВВП (более 70 %), такие как: Антигуа и Барбуда, Сейшельские острова, Кирибати, Джибути, Багамские острова, - экономика последних,  в свою очередь, в значительной степени зависит от оффшорной банковской деятельности (высока доля финансово-кредитных услуг).  Люксембург также осуществляет оффшорную деятельность в финансовой области, показатель по доли услуг достаточно высок, особенно в данном периоде. Именно поэтому Люксембург считался одной их самых зажиточных стран Западной Европы, с высоко развитой экономикой.

     Как правило, под оффшорами понимаются территории с нулевым или низким налогообложением, слабым регулированием (минимальная отчетность и раскрытие  информации). Для оффшоров характерно высокий показатель отношения чистого  объема экспорта финансовых услуг к  ВВП. С точки зрения объемов трансграничных финансовых операций они уступают лишь наиболее развитым странам мира. Несмотря на свои крошечные территории и численность  населения, оффшоры играют весьма значительную роль в глобализированной мировой  экономике.10

     Также явными лидерами в 1990-е годы считаются: Дания, Франция, США и специальные  административные районы Китая Сянган и Макао (также относящихся к оффшорам). В данных странах, рост третичного сектора обусловлен доминированием отраслей социальной сферы, а также развивающейся торговлей. В 2000-е годы страны еще более увеличивают свое доминирование в данной сфере. Также к ним примыкают и другие страны Европы: Швейцария, Греция, Нидерланды, Португалия (особенно большое значение имеет туризм), Латвия, увеличивается показатель Великобритании. Появление государства Кабо-Верде объясняется толчком в развитии приоритетной отрасли в экономике – туризма, а также созданием свободных зон торговли. В том же направление происходило развитие экономики Сент-Люсии. Основой экономики было сельское хозяйство, производство и экспорт бананов. Однако отмена ЕС режима благоприятствования и растущая конкуренция со стороны производителей бананов в Латинской Америке продиктовали необходимость диверсификации экономики острова. Страна  стала привлекать иностранные капиталовложения, особенно в банковскую сферу и индустрию туризма, о чем и свидетельствуют столь высокие показатели (около 77 %).

     В целом показатели 2008 года отображают тенденцию вышеперечисленных стран  к стабильному росту в воспроизводстве  услуг, т.е. к нематериальному производству. Экономика данной группы стран обладает всеми важнейшими чертами постиндустриального  общества. В Сянгане и Макао  доля третичного сектора превышает 85 %. Данный регион развивается очень  быстрыми темпами, качественно используя  продукты НИОКР и внедряя инновации  в производство товаров, и, особенно, услуг.

     Также наблюдается общая тенденция  к росту стран с высоким показателем доли сектора услуг в ВВП (см. Диаграмма 2.1). Наиболее резкий скачок произошел в 2000 году, т.е. закреплением так называемой «новой экономики», как одно из проявлений постидустриализации, новый капитал становится все доступнее, так как компьютеры и средства связи стремительно дешевеют.

     Далее следуют страны с показателем  выше среднего (Ранг 2, 56 - 70 %).  Наблюдается тесная связь между вторым рангом. В группу стран с данным показателям входят: Швейцария, Италия (до 2008 года), Россия, Германия, Япония, Испания, Швеция, Австралия, Канада.(см. Карту 3).

     В России третичный сектор сформировался  в начале 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  сфере услуг контролировалась государством, не давая значительных продвижений  к росту. В настоящее время  рынок услуг находится в процессе непрерывного качественного роста  и развития, о чем свидетельствуют  показатели 2008 года – 58 % (доля услуг  в 1990 году составляла лишь 35 % от общего объема ВВП). Наибольшая активность наблюдается  в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и  индустрии развлечений. Но все же роль сферы услуг в экономике  России не достаточно высока, прежде всего  потому, что российский рынок услуг  имеет другую структуру по сравнению  со странами Европы. В них доминирующие позиции занимают деловые услуги, в то время как в России наибольшее значение имеют традиционные отрасли  сферы услуг (транспортировка и  сбыт произведенной продукции, социальные услуги).

     Страны-члены  ЕС (Германия, Испания, Италия, Швеция, Швейцария, Австрия) стабильно держатся во втором ранге с 61-70 % сферы услуг  в ВВП. Наблюдается тенденция  к постоянному росту, так например, показатель Швейцарии и Италии превысил 70 %, что говорит о переходе данных стран в группу с самыми высокими показателями. Во много это происходит благодаря сокращению доли сельского хозяйства (до 4 % в Италии), увеличении доли туризма и развитию банковских услуг.

Информация о работе Сфера услуг