Микроэкономический анализ фирмы, функционирующей в сфере оказания услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Реальная рыночная экономика и достижение прибыли при здоровой конкуренции немыслима без знаний о микроэкономическом состоянии, микроэкономических показателях деятельности работы предприятия.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.

Оглавление

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИРМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1.1 Особенности функционирования фирмы оказывающей услуги 4
1.2 Понятие спроса и предложения 6
1.3 Понятие прибыли и её виды 12
1.4 Доход и рентабельность предприятия……………….……………………........15
1.5 Себестоимость продукции………………………………………………………...18
1.6 Издержки производства и их характеристика…………………………….….21
2 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1 Характеристика фирмы ОАО «ДИКОМ» 28
2.2 Анализ деятельности предприятия 30
2.2.1 Спрос и предложение на векселя………….……...…….……………..30
2.2.2 Издержки на фирме ОАО «ДИКОМ»……………….………………..33
2.2.3 Прибыль и рентабельность фирмы ОАО «ДИКОМ»……………...38
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….41

Файлы: 1 файл

микроэкономика Курсоваяяяяяяотмучалась.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

Каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов - тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.

При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) - или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо).

Поставщик может сократить объем продаж в текущем периоде, в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).

Для описания предложения под термином «изменение предложения» принято понимать изменение самой функции Q=S(P) («смещение» всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины предложения» - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).


1.3 Понятие прибыли и её виды

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли. Поэтому в системе экономического анализа большое значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия - прибыли.

По сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как выражает в стоимостной форме результат этой деятельности. При оценке прибыли, оценивается также рост объема товарной продукции и реализованной продукции, эффективность использования предприятием основных производственных фондов и других материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основными факторами роста прибыли являются увеличение объемов производства и реализации, снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение эффективности производственных фондов, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и совершенствование системы управления производством. Все эти факторы влияют на размер прибыли, поэтому именно прибыль является основным показателем эффективности деятельности предприятия.

Полученная прибыль используется на выполнение обязательств перед государством и на ведение производственно-хозяйственной деятельности.

Экономисты и бухгалтеры по-разному понимают значение термина «прибыль». Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Однако экономисты определяют прибыль иначе. Экономическая прибыль - это общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внут­ренних, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя). Поэтому если экономист гово­рит, что фирма едва покрывает издержки, то это значит, что все внешние и внутренние издержки возмещаются, а предприниматель получает такой доход, которого едва хватает, чтобы удержать его или ее талант в рамках данного направления де­ятельности. Если сумма денежных поступлений пре­вышает экономические издержки фирмы, то всякий остаток накапливается в руках предпринимателя. Этот остаток называется экономической, или чистой, прибылью.

Экономическая прибыль равна общей выручке за вычетом вмененных издержек. Вмененные издержки представляют собой сумму внешних и внутренних издержек и включают в себя нормальную прибыль предпринимателя. Бухгал­терская прибыль равна общей выручке за вычетом бухгал­терских (внешних) издержек.

 

 

 

 

Рис.1.3

 

Экономическая прибыль не входит в издержки, так как, по определению, это доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения заинтересованности предпринимателя в данном направлении деятельности.

На рисунке 1.4 показано соотношение между различными концепциями издержек и прибыли.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 Экономическая и бухгалтерская прибыль

 

 


1.4 Доход и рентабельность предприятия

 

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.  Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Доход - регулярное денежное пополнение бюджета экономического субъекта. Размеры доходов, их стабильность,  надежность источников влияют на поведение человека в рыночной экономике.

В микро- и макроэкономике доход является одной из центральных величин для измерения общего благосостояния. Доход открывает экономическому субъекту возможность потребления или создания сбережений для увеличения потребления в будущем. Доход является также одной из центральных величин в налоговом законодательстве.

 

 

Виды дохода:

- Реальный доход - выраженный в натуральной форме набор благ, который может купить потребитель на располагаемый им номинальный доход по текущим ценам благ. Реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода, выраженную в ценах текущего периода.

- Номинальный доход - величина денежных средств, которой располагает потребитель в текущем периоде для приобретения благ по ценам этого периода.

- Доход на душу населения.

- Личный доход - весь доход, заработанный или полученный отдельными лицами, т.е. не только доходы, полученные от продажи ресурсов, но и трансфертные платежи.

- Располагаемый доход - часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

На предприятиях также рассчитывается маржинальный доход - доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек.


1.5 Себестоимость продукции

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции - емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

- оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

- осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

- выявления резервов снижения себестоимости продукции;

- определения цен на продукцию;

- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

- обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно. В связи с этим, важное значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют.

Себестоимость продукции является объективной экономической категорией и ее формирование должно происходить без регулирующего воздействия государственных органов. Однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, в нашей стране устанавливается централизованно. Здесь применяется не разрешительный, а регулирующий принцип.

Воздействие государства на формирование себестоимости продукции проявляется в следующих случаях:

-подразделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;

-разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);

-установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, размеров различных налогов и сборов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).

Исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

- в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

- в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

- в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования  - полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

- в зависимости от оперативности формирования себестоимости - фактическую или нормативную, плановую.

Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является научно обоснованная классификация затрат, включаемых в ее состав.

 


                       1.6 Издержки производства. Характеристики и виды

 

Альтернативные издержки

Экономическое понимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования. Они могут быть явные (денежные) или неявные (имплицитные или вмененные).

Информация о работе Микроэкономический анализ фирмы, функционирующей в сфере оказания услуг