Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес бесконечно разнообразен и имеет значительные достижения. Он преуспевает в любом месте и в любой сфере. Он имеет такое жизненное значение, что лишь немногие части нашей экономики, если вообще такие существуют, могут обойтись без его продукции и услуг. Кроме того, малый бизнес не только способствует повышению уровня жизни занятых в нем людей, но и делает их духовно богаче.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.3 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
ИСПОНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 7
ЗАВИСИМОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ МАЛОГО 9
1.4 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
II. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ЗА РУБЕЖОМ 12
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. США И ЕС: 12
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ ЖИЗНИ 12
2.2 ПОРТРЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЬЕРЕ 2007 ГОДА 14
.РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА 14
2.3 БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 17
3.1 ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ 17
3.2 ПЕРЕХОД ИП В ЧУП И 18
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА 18
3.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 23
3.4 ПРОМБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 24
3.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 27
МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 27
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 28
В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 28
3.7 ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ 31
ВЫВОД 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

МОЙ БИЗНЕС.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

Малые предприятия или отдельные люди изобрели персональный компьютер, бритвенное лезвие из нержавеющей стали, транзисторный приемник, фотокопированную машину, реактивный двигатель и моментальную фотографию. Их изобретательность дала нам вертолет, рулевой привод с усилителем, автоматическую коробку передач, кондиционер, целлофан и даже недорогую шариковую ручку. Несомненно, население большинства развитых стран живет хорошо благодаря наличию миллионов малых предприятий в экономике. Их изобретательность обогащает жизнь всего общества.

 

    1. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    ЗА  РУБЕЖОМ 

2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. США И ЕС:

  МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ ЖИЗНИ 

     Идея  устойчивого развития охватывает сегодня  умы все большего числа людей. Особую роль в ее реализации может  сыграть малый бизнес, который, к сожалению, в нашей стране развит еще очень слабо. В передовых странах лепта, которую малый бизнес вносит в ВВП, действительно велика - порядка 60%. У нас она колеблется в районе 10%. Знакомство с зарубежным опытом позволяет понять, почему пока мы не можем приблизиться по этому параметру к Западу. Неразвитый малый бизнес, оказывается, это сегодня тоже серьезная проблема для крупных компаний. Между тем в развитых странах именно опора на частный бизнес позволяет крупным компаниям оптимизировать издержки и достойно конкурировать не только в своей стране, но и на сопредельных рынках. Место и роль малого бизнеса в развитых экономиках мира давно не подвергается сомнению. Достаточно отметить, что, например, в Европейском Союзе, по данным Комиссии ЕС по предпринимательству (очень, кстати, авторитетной), насчитывается около 23 млн. малых и средних предприятий, на которых заняты более 75 млн. человек. Кроме того, на принципах самозанятости (аналог нашего понятия “индивидуальный предприниматель”), то есть без образования юридического лица, осуществлял свой микробизнес примерно каждый восьмой житель Старого Света. В совокупности это охватывает более половины всего трудоспособного населения Евросоюза.

     Во  многом успех развития малого предпринимательства  в ЕС связан с реализацией многолетней программы развития предпринимательства на 2001-2006 годы, в рамках которой в этом регионе было создано около 300 центров информационной поддержки предпринимательства, а в школьные и университетские программы были введены курсы, связанные с ведением малого бизнеса. Аналогичным образом в большинстве развивающихся стран от 30 до 70% экономически активного населения занято на микропредприятиях с численностью от 2 до 10 человек (особенно это характерно для стран Азии — Китая, Индии, Малайзии). Причем если до начала 90-х годов эти предприятия характеризовались использованием трудоемких технологий с низкой производительностью труда, и, соответственно, с низкими доходами занятых там работников, то за последние полтора-два десятилетия благодаря компьютеризации и миниатюризации техники они сделали большой шаг вперед и стали вполне конкурентоспособными. Особенно в сфере торговли, оказания бытовых услуг, легкой промышленности. В целом же, как свидетельствует статистика ЕС, малый бизнес и самозанятость сегодня характеризуются: во-первых, преобладанием в некоторых специфических отраслях (строительство и ремонт, гостиничное хозяйство и общественное питание, услуги), где на их долю приходится свыше 60% рабочих мест; во-вторых, очень высоким уровнем квалификации в сложных сферах — финансовые, юридические, медицинские услуги (до четверти занятых имеют ученые степени); в-третьих, более продолжительной рабочей неделей у мужчин (треть из них работают более 40 часов в неделю) и сравнительно короткой у женщин (у 27% занятых — менее 12 часов); в-четвертых, малый бизнес имеет ярко выраженный семейный характер (до 75%).

     Американское малое предпринимательство, если так можно выразиться, всеядно: МП действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Значителен вклад малого предпринимательства в развитие НИОКР и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на МП. Несомненно, снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию МБ, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест. По последним данным, в период правления нынешней администрации бизнес получил 80% налоговых сокращений от снижения налогообложения самой высокодоходной группы населения. По экспертным оценкам, 2/3 налогоплательщиков из верхней доходной группы являются представителями МБ. На малый бизнес распространяются и специальные налоговые льготы, например, ”бонус первого года”, когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Как я уже отмечала, согласно положениям Закона о малом бизнесе 1953 г. Администрация уполномочена предоставлять МБ прямые займы, займы на основе частичного участия, а также государственные гарантии по коммерческим ссудам, получаемым МП у частных банков. По мере развития программы финансово-кредитного содействия изменялись формы ее реализации. Начиная с 70-х годов прошлого века Администрация стала переходить от предоставления прямых ссуд к практике государственного гарантирования ссуд и кредитов, получаемых МП у частных банков. В настоящее время в рамках этой программы Администрация гарантирует погашение за государственный счет до 90% стоимости таких ссуд и кредитов. Государственные гарантии являются решающим условием при определении срока ссуды. Как правило, коммерческие банки, решившиеся на предоставление не гарантируемых государством ссуд малым предприятиям, предлагают их на срок максимум 3-5 лет. При выдаче прямых займов Администрация вправе устанавливать длительные сроки их погашения - до 15 лет. Политика предоставления государственных гарантий по частным банковским займам МП способствует постепенной адаптации малых предпринимательских структур к условиям кредитного рынка. Программа равных кредитных возможностей нацелена на создание благоприятных условий для функционирования МП, организуемых представителями социально уязвимых групп населения, она стимулирует развитие предпринимательства в среде национальных меньшинств, в районах проживания индейских племен, в регионах с высоким уровнем безработицы, а также среди ветеранов. Следует выделить также программу финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых МП. Первая ее часть, а именно ”гарантирование аренды”, нацелена на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются многие МП, подыскивающие для себя производственные помещения. С 1965 г. Администрация уполномочена предоставлять МП специальные целевые кредиты для оплаты аренды, а также государственные гарантии под страховые полисы частных компаний, которые страхуют арендодателей от риска, связанного с неуплатой арендных платежей арендаторами.

 

2.2 ПОРТРЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЬЕРЕ 2007 ГОДА

.РЕЙТИНГ  ВСЕМИРНОГО БАНКА

     Качество  малого бизнеса нельзя оценивать по выполнению формальных макроэкономических параметров, утверждаемых правительством. Ни один индикатор, взятый в отдельности, не дает нам характеристики делового климата. Его нельзя смоделировать в рамках макроэкономической модели. Деловой климат - это не то, что думают о нем  чиновники, номенклатура или правоохранительные органы. Это то, как его оценивают люди, которые рискуют своими деньгами, репутацией и ресурсами. Чем больше денег может вложить в экономику Беларуси потенциальный инвестор, чем больше рабочих мест он может создать, налогов заплатить, экспортировать товаров из Беларуси, тем ценнее его точка зрения.

     Рейтинги, опубликованные в ежегодном отчете банка Doing Business (www.doingbusiness.org), рассчитываются исходя из количества и сложности процедур, связанных с предпринимательской деятельностью, уровня налогообложения, защиты инвесторов и других показателей. В 2007 году из стран бывшего соцлагеря улучшили свои показатели Молдова (92-е место), Кыргызстан (94-е), Азербайджан (96-е), Узбекистан (138-е) и Грузия(18-е). Причем Грузия вообще названа лучшим государством СНГ для ведения бизнеса. В частности, за год в этой стране усилена защита инвесторов и принят новый закон о банкротстве; ускорен процесс выдачи разрешений на выполнение строительных работ и упрощена регистрация права собственности. Стала проще процедура оформления нового оформления нового предприятия, а информация, которую собирает и распространяет частное кредитное бюро, дополнена сведениями о платежах от предприятий розничной торговли, коммунальных служб и организаций, предоставляющих коммерческое  кредитование.

     Ухудшились  позиции таких стран, как Армения (39-е место), Казахстан (71-е), Россия (106-е), Украина (139-е) и Таджикистан (153-е). В Украине банк не отметил ни положительных, ни отрицательных реформ, напомнив лишь, что налоговая система этой страны, так же как и белорусская, относится к числу самых обременительных в мире. Для сравнения приведу информацию о выдаче налогов в Сингапуре. Там предприниматели всего за 49 часов могут провести 5 выплат, равных 23,2% прибыли. И это самая оптимальная в мире схема сбора налогов.

     Приняв  новый закон, которым установлена  жестко фиксированная схема взносов, Польша снизила стоимость регистрации  собственности. Кроме того, в этой стране внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс, чтобы повысить скорость и эффективность работы судов. Улучшилась и правоприменительная практика.

     В списке положительных перемен в  России авторы отчета  отметили начало работы первого частного кредитного бюро и упрощение процедуры получения разрешений на строительство. При этом они контрастировали ухудшение ситуации в сфере лицензирования. Россия также приведена в качестве отрицательного примера в разделе, который посвящен защите инвесторов и корпоративному управлению. 

     БЕЛАРУСЬ  НА ФОНЕ ЛИДЕРОВ МИРА 

Показатель Беларусь Лучшая  страна в мире Показатель  лидера
Число процедур для регистрации бизнеса 16 Австралия 2
Время регистрации бизнеса дн. 79 Австралия 2
Стоимость регистрации % дохода на душу населения 25,3 Дания 0
Минимальный уставной капитал  % дохода на душу населения 44,3 42 страны Нет такого требования
Индекс  занятости (0-лучший, 100-хуший) 33 Канада  0
Число процедур для регистрации собственности 7 Норвегия 1
Время (дн) для регистрации собственности 231 Норвегия 1
Количество  дней для исполнения контракта 250 Тунис 27
Число процедур для принуждения к исполнения контракта 28 Австралия 11
Возмещение  долгов с ликвидируемого предприятия 11,9 Япония 92
Время прохождения через процедуру  банкротства(годы). 5,75 Ирландия 0,41
 

ИСТОЧНИК: DoingBusiness 2007, World Bank   
           

Реформатором  года стал Египет. В этой стране проведены реформы 5 из 10 секторов бизнеса, что существенно улучшила ситуацию. В десятке лучших реформаторов также находятся (в порядке убывания): Хорватия, Гана, Македония, Грузия, Колумбия, Саудовская Аравия, Кения, Китай и Болгария.

     Проще вести бизнес (тоже в порядке убывания) в Сингапуре, Новой Зеландии, США, Китае, Дании, Великобритании, Канаде, Ирландии, Австралии и Исландии. Сложнее всего жизнь предпринимателей в Гвинее Бисау, Центрально-Африканской Республике и Конго. 

2.3 БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 

     Мы  не можем заглянуть в будущее, но можем предсказать, что малый  бизнес, вероятно, будет стимулировать прогресс в экономике. Однако маловероятно, что крах малых предприятий замедлится. Пример процветающих малых предприятий будет привлекать все большее число подготовленных, и неподготовленных людей. По мере увеличения численности населения можно ожидать постоянного роста общего числа малых предприятий. Я уверена, что в будущем экономика будет становиться все более сложной; приток новых знаний, управленческих средств и стилей управления приведет к устареванию многих управленческих методов, как и многих продуктов и услуг. Следовательно, предприниматели должны быть хорошо подготовлены к переменам. Колледжи и университеты все больше стали удовлетворять эту потребность. В настоящее время происходит смещение образовательного фокуса от крупного бизнеса к малому. Например, в США около 1200 местных колледжей предлагают, по крайней мере, один официальный курс в области управлении малыми предприятиями. Некоторые даже присуждают специальные дипломы по этой дисциплине. Правительство будет продолжать содействовать малому бизнесу с помощью многочисленных программ повышения уровня квалификации и предоставления денежных средств. Кроме того, правительство и органы местного самоуправления будут все больше стимулировать новые производства и их преобразование в сильные надежные предприятия, которые могут предоставить рабочие места.

     Помощь  также может поступить с неожиданной  стороны – от крупного бизнеса. Действительно, некоторые крупные предприятия уже помогают финансировать мелкие предприятия. Другие, скорее всего, последуют этому примеру. Но их интерес ограничится, вероятно, малыми предприятиями, располагающими «большими мозгами», высокотехнологичными фирмами, которые обещают быстрое развитие. Подобные чрезвычайно рискованные компании обычно располагают новой продукцией или услугой, сулящей крупный прорыв на рынке.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ