Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес бесконечно разнообразен и имеет значительные достижения. Он преуспевает в любом месте и в любой сфере. Он имеет такое жизненное значение, что лишь немногие части нашей экономики, если вообще такие существуют, могут обойтись без его продукции и услуг. Кроме того, малый бизнес не только способствует повышению уровня жизни занятых в нем людей, но и делает их духовно богаче.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.3 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
ИСПОНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 7
ЗАВИСИМОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ МАЛОГО 9
1.4 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
II. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ЗА РУБЕЖОМ 12
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. США И ЕС: 12
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ ЖИЗНИ 12
2.2 ПОРТРЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЬЕРЕ 2007 ГОДА 14
.РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА 14
2.3 БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 17
3.1 ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ 17
3.2 ПЕРЕХОД ИП В ЧУП И 18
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА 18
3.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 23
3.4 ПРОМБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 24
3.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 27
МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 27
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 28
В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 28
3.7 ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ 31
ВЫВОД 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

МОЙ БИЗНЕС.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

3.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

МАЛОГО  БИЗНЕСА В РБ

     Таким образом,  учитывая проблемы, с которыми  сталкивается малый бизнес в РБ, можно разработать ряд предложений по совершенствованию его деятельности:

1. Совершенствование  законодательства, регулирующего деятельность  субъектов малого предпринимательства, направленного на снижение налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, в том числе для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности данного сектора экономики в зависимости от их территориальной принадлежности и численности занятых в рамках упрощенной системы налогообложения. Упрощение  количества документации.

2. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, а именно выделение кредитов для начала собственного бизнеса.

3. Имущественная  поддержка субъектов малого предпринимательства  направленная на расширение возможностей по эффективному использованию имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в целях развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства. 
4. Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства, специализированной информационной системы, обеспечивающей предоставление оперативной информации субъектам малого предпринимательства, проведения мониторинга деятельности действующих субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства. 
5. Информационное обеспечение малого предпринимательства, а именно 
подготовка информационных материалов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, которые повысят уровень информированности субъектов малого предпринимательства, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций, в компетенцию которых входят вопросы разработки и реализации государственной политики по регулированию предпринимательской деятельности; 
6. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства, направленное на информационное сопровождение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, содействие продвижению товаров отечественных производителей на зарубежные рынки, стимулирование выпуска экспортоориентированной продукции. Евросоюз передал в нынешнем году белорусским властям и народу Послание, содержащее 12 рекомендаций и длинный перечень преимуществ, которые может получить наша страна от плодотворного сотрудничества в рамках Европейской политики соседства. При внимательном прочтении предложенные выгоды вполне очевидны: белорусы могут шаг за шагом перейти на европейские стандарты качества жизни. Понятно также, что для реализации многих предложений нужно начинать с реформ — как на уровне конкретных предприятий, так и на уровне системы госуправления. Вполне возможно, последнее и пугает официальный Минск более всего. Пакет рекомендованных мер можно разделить на 5 крупных блоков. Наибольший интерес представляет “экономический пакет”. Евросоюз готов помочь Беларуси в развитии малого и среднего бизнеса, подготовить белорусские предприятия к более активной работе на европейском рынке.

       Параллельно наша страна расширит рынки сбыта. “Более широкий доступ белорусских товаров, при условии их соответствия нашим стандартам, к рынку ЕС, состоящему из 480 миллионов потребителей, поможет увеличить объем торговли Беларуси и, таким образом, будет способствовать дальнейшему экономическому развитию страны”.

7. Подготовка  кадров для малого предпринимательства, направленная на подготовку предпринимателей из числа безработных и незанятого населения, проведение отдельных спецкурсов по подготовке специалистов для малого предпринимательства.

8. Развитие  программы госзаказов для предпринимателей

9. Создание  развитой системы институтов  поддержки малого предпринимательства. И хотя такие институты уже созданы, однако за помощью к ним обращается относительно малое количество предпринимателей. 

3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

     Потенциал «малых» частников в развитии экспорта пока не реализован, и не плохо бы государству своими действиями его стимулировать. Анализ данных статистики мой тезис подтверждает. Темпы роста объемов экспорта малого бизнеса на 3,6 процентного пункта выше среднереспубликанского уровня, а объем товарооборота – и на все 18%.  Правда, и в увеличение объемов нелюбимого отечественными экономическими стратегами импорта малый бизнес свой вклад тоже знает. Не наша вина, что государство не может реализовать потенциал малого бизнеса. Не мы строили выставки, где цена рабочего места сопоставима со стоимостью автомобиля. Отношения государства и малого бизнеса в уходящем году напоминали отношения старой девы и темпераментного ухажера. Государство понимало, что оно уже созрело и перезрело для такого союза, даже пыталось делать некоторые шаги навстречу, но, очевидно, повинуясь каким-то комплексам, сразу же отскакивала назад.

Политику  государства в отношении ИП можно  характеризовать любыми эпитетами, но в последние годы ему нельзя отказать ни в последовательности, ни в открытости. Умом власть, может, и понимает, что малый бизнес при всей его шероховатости принесет скорее больше пользы, нежели вреда. И государство ставит перед малым бизнесом большие задачи. Например, в этом году было заявлено, что именно малый бизнес должен компенсировать экономические потери, связанные с падением производства на крупных предприятиях. Но что нужно для идеального союза власти и малого бизнеса? Всего лишь несколько решительных шагов навстречу со стороны власти. Шаги навстречу, впрочем, были, только очень уж маленькие и нерешительные. Удалось, например, добиться некоторого снижения нотариальных и прочих госпошлин, и теперь они у нас выше, чем у соседей, в разы, а не в десятки раз. Удалось также снизить ответственность за экономические правонарушения, но только в тех случаях, когда никакого реального вреда причинено не было, — так что непонятно, за что наказывать. Порядок регистрации субъектов хозяйствования также несколько упростился, но одновременно с его упрощением произошло и некоторое усложнение. Последнее весьма наглядно показывает характер отношения власти к бизнесу. Пойдя на некоторые уступки в одном, власть тут же спохватывается, боясь утратить свою непорочность, и вводит новые ограничения в другом. Правительство в очередной раз озаботилось планами увеличения роли малого бизнеса в экономике страны. Выступая перед депутатами Национального собрания, премьер-министр Сергей Сидорский сказал: “Малый бизнес реально станет серьезным фактором нашего экономического развития. Потенциал предпринимательства будет полностью раскрыт и задействован в решении всех приоритетов, определенных главой нашего государства”. Назвал глава правительства и те основные меры, которые предстоит осуществить для выхода на столь впечатляющие рубежи. В их числе — существенное упрощение нормативно-правовой базы, регулирующей создание, деятельность и ликвидацию субъектов предпринимательства, а также лицензирование отдельных видов деятельности. При этом переход на заявительный принцип регистрации, о необходимости которого говорится уже многие годы, запланирован только на следующее пятилетие. Да и то премьер твердо пообещал лишь “рассмотреть” этот вопрос. Более близкая перспектива — упрощение системы налогообложения, запланированное уже на следующий год. Однако и эта давно назревшая мера в исполнении правительства вызывает у субъектов хозяйствования серьезные опасения. Скажем, власти собираются две ставки налога с продаж (5 и 15%) заменить усредненной (10%). Наверное, чтобы никому не было обидно. Тем не менее обиженных при таком варианте будет очень даже много — все потребители. Сегодня повышенная ставка применяется лишь примерно к пятой части реализуемых товаров. Так что на деле упрощение приведет и к увеличению на 3-4% налоговой нагрузки на предприятия, и к адекватному росту цен. Наконец, правительство совместно с Национальным банком приняло решение максимально развивать микрофинансирование и гарантирование кредитов, упрощать их получение, сообщил С. Сидорский. Кто спорит — сами по себе предложенные меры очень даже неплохи. А если они будут к тому же реализованы (программы по развитию малого бизнеса принимаются каждое пятилетие и ни разу не выполнены даже частично, за что никто не понес ответственности), то и кому-то из предпринимателей от них, наверное, будет какая-то польза. Однако о “полном раскрытии потенциала малого бизнеса” говорить по крайней мере нескромно. И вот почему. Все, что предлагает премьер-министр, — важные, но частности. Предпринимательство в нашей стране не развивается не столько из-за нехватки кредитов (под действительно перспективные проекты банки средства находят) или сложностей налоговой системы (пусть с трудом, но в законах предприниматели научились разбираться), сколько по причине, во-первых, неблагоприятного общего бизнес-климата и, во-вторых, потому что государственный сектор оставляет частному все меньше перспективных рыночных ниш. Сегодня частным предприятиям приходится осваивать те малоплодородные “участки” рыночного поля, которые государственным предприятиям не по силам. Упрощение контроля за индивидуальными предпринимателями представляется властям таким жутким отходом от основополагающих принципов белорусской модели, что его не могут искупить ни высокий уровень налоговых поступлений от ИП, ни даже выполнение ими такой важнейшей социальной функции, как предоставление сотен тысяч рабочих мест. Все же, думается, индивидуальный бизнес принесен в жертву не столько могущественным торговым сетям и гипермаркетам, сколько некой абстрактной идее под названием “белорусская экономическая модель”. В отличие от социалистической модели хозяйствования, ее современный вариант допускает существование частной собственности, но при одном условии — ее владельцы должны находиться под полным контролем государства. И никак иначе. Упрощение контроля за индивидуальными предпринимателями представляется властям таким жутким отходом от основополагающих принципов белорусской модели, что его не могут искупить ни высокий уровень налоговых поступлений от ИП, ни даже выполнение ими такой важнейшей социальной функции, как предоставление сотен тысяч рабочих мест Еще одно необходимейшее условие увеличения вклада МП в экономику — реальная помощь со стороны государства. Принцип "лучшая форма поддержки — не мешать" представляется подходом явно недостаточным. Экономика Беларуси носит в значительной степени открытый характер и подвержена международной конкурентной борьбе. По мере исчерпания факторов развития, проистекающих в основном из благоприятных условий торговли с соседними странами, отечественные производители начнут утрачивать свои конкурентные преимущества, и без соответствующей поддержки государства им ни при каких условиях не удастся сохранить свои позиции на рынке. Разумеется, эта поддержка должна означать не протекционизм, а меры, направленные на повышение инновационной конкурентоспособности МП. Основные направления такой поддержки охватывают, в частности, систему повышения квалификации менеджеров и работников предприятий, передачу новых технологий, обеспечение заемными финансовыми ресурсами, поддержку сетей инноваций, лучших практик и т. п. Было бы ошибкой считать, что ситуацию в малом бизнесе адекватно представляют только независимые исследовательские структуры и бизнес-союзы. Правительство о ней также прекрасно осведомлено. Однако все эти прогрессивные идеи абсолютно не вписываются в сохраняющуюся систему жесткого госрегулирования. Например, если госпредприятию доведено задание по росту производства продукции, то маловероятно, что местный исполком будет поддерживать конкурирующие с ним МП и тем самым рисковать быть наказанным за необеспечение выполнения гораздо более значимых показателей. пресс-конференции по итогам расширенного заседания совета, отвечая на упреки в том, что государство фактически уничтожает индивидуальный бизнес, А. Тур заявил: “Из 189 тысяч индивидуальных предпринимателей примерно 180 тысяч торгуют на рынках, в то время как у нас ”лежит" легкая промышленность, где 160 тысяч занятых. А ИП покупают за валюту товар, созданный за пределами страны, ввозят его и здесь реализуют на сумму более 1,5 млрд. USD... Нам нужно постепенно балансировать все эти вещи... Я понимаю интересы предпринимателей, но они должны понять интересы государства". Как грамотный экономист, г-н Тур, разумеется, прекрасно знает, что бизнес всегда и везде занимается тем, что ему выгодно. И если индивидуальные предприниматели торгуют на рынках в Минске, а не налаживают выпуск импортозамещающей продукции где-нибудь в Глубоком, то происходит это лишь по одной причине: государство не создало для инвестиций в производство необходимых условий. Кому в этом случае должен адресовать свои упреки уважаемый замминистра? Альтернативы союза с малым бизнесом у власти нет. Однако вместо создания стимулов для частного бизнеса правительство путем изъятия добавленной стоимости у успешных предприятий оказывает всяческую поддержку крупным госмонополиям. Чтобы частные предприятия чувствовали себя действительно комфортно, им прежде всего необходимо расширить поле деятельности. Однако о сокращении госсектора в стране и речи не идет. Второе — ограничение государственного вмешательства в экономику. Можно вспомнить и о принудительном распределении ресурсов, ценовых ограничениях, неравенстве форм собственности, невозможности защитить интересы в суде и многом другом. Наконец, об отношении общества к частной собственности как таковой. Ведь до сих пор очень многие граждане у нас считают ее не вполне “чистой”. А без всех этих “мелочей” странно рассчитывать на взрывной рост бизнеса. В лучшем случае — трудное эволюционное развитие, как и было до сих пор. 
 

3.7 ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ

     На  фоне роста объемных показателей  развития белорусской экономики  достижения малого бизнеса выглядят скромно. О том, что потенциал  не реализован, говорят специалисты, подводя итоги уходящего года, и разработчики проекта Программы социально-экономического  развития Беларуси на 2006-2010 гг. Документ признает малый бизнес сферой, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект и обещает в следующей «минимизировать» административные ограничения, обеспечить доступ к кредитно-финансовым ресурсам, упростить учет и оптимизировать отчетность. В результате вклад малого бизнеса в ВВП страны к 2010 г.  должен достичь 20-22%.

     В исследовании Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Ведение бизнеса-2008» отмечены позитивные изменения в белорусском законодательстве, регулирующем деятельность малого бизнеса. Эти изменения позволили стране на 19 позиций улучшить свое место в рейтинге по сравнению с предыдущим годом и попасть в десятку лучших реформаторов в категории «Начало бизнеса». Как считают авторы исследования, основные улучшения произошли в сфере регистрации бизнеса и защиты прав инвесторов.

     В отношении регистрации бизнеса, по словам первого заместителя министра юстиции РБ Александра Петраша, серьезный эффект удалось получить благодаря внедрению в сотрудничестве с ФМК принципа «одного окна». Результатом реформы стал отказ от 16 регистрационных процедур (их осталось 10). Если прежде на регистрацию предприятия требовалось в среднем 69 дней, то теперь этот путь удается преодолеть на 21 день быстрее. Стоимость регистрации сократилась с 26 до 9% от годового валового национального дохода на душу населения (2006 г). Несмотря на разговоры о неблагоприятной бизнес-среде, частный сектор Беларуси чувствует себя неплохо. Такой вывод можно сделать на основании опроса, проведенного Исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) 1. К условиям приспособились лучше те, кто работает на рынке не один год. Это объясняет то, почему средний возраст белорусской фирмы превышает 7 лет, а количество малых и средних предприятий (МП) в стране за последние 5 лет практически не меняется и остается в пределах 33 тысяч. Более трети опрошенных оценивают экономическое положение своей фирмы как хорошее, а половина респондентов считают, что их положение не улучшилось, но и не ухудшилось. В то же время около половины МП отмечают рост таких показателей, как объем продаж и прибыль, 30% респондентов — рост занятости, 20% — инвестиций. Сделаны лишь первые шаги по оптимизации административных процедур. Заместитель министра экономики Андрей Тур на пресс-конференции по малому бизнесу отметил, что сейчас аналитические группы заканчивают подготовку предложений по значительному, в некоторых случаях многократному, сокращению числа процедур, осуществляемых органами государственного управления. Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках. 

 

ВЫВОД

   Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части Средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но сегодня малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населении мира. Немногие (если вообще они есть) сектора экономики могут функционировать без  нескончаемого потока продукции и услуг. Что дает малый бизнес обществу в целом? Ответы давно уже даны не только многочисленными исследованиями, но и практикой жизни:

   • Малый бизнес – это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, лица, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта. Являясь главным источником доходов не только значительной части людей, занятых в его сфере, но и членов их семей, малый и средний бизнес может стать важным фактором роста национального благосостояния. Малые предприятия существенно повышают эффективность всей экономики. Они наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для общества в случаях их банкротства.

   • Малые и средние предприятия  улучшают территориальную структуру  экономики. Что дает малый бизнес отдельному человеку? Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Для меня малый бизнес - это:

  • занятость и доходы;
  • возможность лучше контролировать свое будущее;
  • возможность в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;
  • возможность самореализоваться, проявить свои способности и таланты.

Такие потенциальные возможности малого и среднего бизнеса заставляют уделять серьезное внимание его развитию. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных, предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей. Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. Бизнес и государство оказывают существенное влияние на формирование проевропейских установок у жителей Беларуси. И если государство вынуждено дрейфовать, подвергаясь скорее влиянию извне, чем собственным внутренним убеждениям, то бизнес движется по направлению к Европе открыто. Между тем, по данным независимых социологов, большая часть сегодняшнего населения Беларуси пожелала бы своим детям заниматься бизнесом. Это может значить, что не очень дружественное отношение белорусов к бизнесу объясняется только временными неувязками. Люди уверены, что в будущем эта ситуация изменится к лучшему, и уже следующее поколение сможет активно заниматься бизнесом. Я считаю, что самым главным средством продвижения европейских ценностей и установок в Беларусь является как раз бизнес. Если невозможно при помощи политических методов повернуть нашу страну к Европе, то экономика уж точно с этим справится. Если резюмировать перспективы развития малого бизнеса в Беларуси, то можно сделать следующий вывод: малый бизнес будет последовательно развиваться независимо от воли и желания властей, следуя потребностям рынка (платежеспособного спроса) по мере приобретения наиболее энергичными бизнесменами соответствующих технологий и мини-оборудования, а также установления ими связей с внешними рынками. Ускорение же процессов разгосударствления, а также государственное содействие через образование информационных центров и подготовку потенциальных предпринимателей может стимулировать развитие малого бизнеса и его качественное развитие вглубь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2005.
  2. Сирополис Н. Управление малым бизнесом. – М.: Дело, 2005.
  3. Гербер Майкл Э. Малый бизнес? Иллюзии к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства: пер. с англ. – М.:Олимп-Бирис, 2005.
  4. Дьячкина Л. Малый и средний бизнес Великобритании. //Проблемы теории и практики управления – 2006.
  5. Фишер С, Дорнбуш Р. Экономикс. М.: Дело, 2004
  6. «Белорусы и рынок», все издания за 2005-2006..
  7. Заико Л, Романчук Я. Беларусь: дорога в будущее. – Мн.2005.
  8. Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Американский опыт. - Мн.: Предприниматель, 2002.
  9. Журнал Forbes. Radical in the Board Room – май 2005.
  10. Биэрд М., История о бизнесмене (New York:Macmillan,1968),1.
  11. Мак-Дональд. Игра называется бизнес. М., 2003.
  12. www.doingbusiness.org
  13. Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства РБ за 2006г. -  Мн..: Информтстат РБ, 2007.
  14. Программа соц.-экон. Развития РБ на 2006-2010 гг. Мн.: Беларусь, 2006.
  15. Ермак Д. Большие перспективы мало бизнеса// Экономическая газета – 2006г. – 23 февраля.
  16. Малый бизнес в экономике США Вашингтон: Government Printing Office, 2003.
  17. Леонард Вайс ‘The Closed Enterprise System’ New York: Bantam Books,2003.
  18. Малое предпринимательство Республики Беларусь. Статистический сборник Минск 2003.
  19. Берсенева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. – М.: 2007
  20. Блинов А.М.  Малый бизнес в экономике развивающихся стран.
  21. Брасс А.А. Государственная поддержка малого бизнеса: опыт Израиля.- Мн.: 2003.
  22. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: Книжный дом, 2004.
  23. Тэмпан Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие. – М.: Юнита-Дана., 2001.
  24. Смолбоун Д. Препятствия на пути развития малого бизнеса в Беларуси. БЭЖ, № 1, 2000.
  25. Хэнди Чарльз. Слон и блоха: будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ