Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа
Малый бизнес бесконечно разнообразен и имеет значительные достижения. Он преуспевает в любом месте и в любой сфере. Он имеет такое жизненное значение, что лишь немногие части нашей экономики, если вообще такие существуют, могут обойтись без его продукции и услуг. Кроме того, малый бизнес не только способствует повышению уровня жизни занятых в нем людей, но и делает их духовно богаче.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.3 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
ИСПОНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 7
ЗАВИСИМОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ МАЛОГО 9
1.4 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
II. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ЗА РУБЕЖОМ 12
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. США И ЕС: 12
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ ЖИЗНИ 12
2.2 ПОРТРЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЬЕРЕ 2007 ГОДА 14
.РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА 14
2.3 БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 17
3.1 ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ 17
3.2 ПЕРЕХОД ИП В ЧУП И 18
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА 18
3.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 23
3.4 ПРОМБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 24
3.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 27
МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 27
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 28
В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 28
3.7 ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ 31
ВЫВОД 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Будущее, на мой взгляд, будет также свидетелем подъема малого бизнеса в качестве новой и объединенной политической силы. Вероятным результатом будет принятия законов и проведение политики, стимулирующих рискованные предприятия и инновационную деятельность в малом бизнесе.
3.1 ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. История развития малого предпринимательства в республике Беларусь насчитывает почти 17 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур (см. Приложение 3). Статистическая отчётность о финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий введена у нас в республике с 1997 года, поэтому данные все, соответственно, с этого года. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2007 г. количество малых предприятий составило 37660 предприятия. По сравнению с 2005 годом их число увеличилось на 4566 предприятий или на 13,8%. Из всего количества малых предприятий 2022 – крестьянские (фермерские) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под обследование как субъекты малого предпринимательства. Численность работников малых предприятий составила 478988 человек. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей) по итогам 2006 года занято 670,8 тыс. человек, что составляет 15,4% от занятых в экономике. Наши малые предприятия не дотягивают до того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. Так, если в выше упомянутых странах малые фирмы составляют 70-90%, то у нас лишь около 30%. Соответственно этому и количество занятых. В США и ЕС на малых предприятиях трудится примерно половина населения, в Японии все 70%. В то время как у нас лишь немногим больше 10%. Не дотягивает до 10% и доля малых в общем объеме инвестиций, произведенных товаров и услуг, розничном товарообороте. В то же время иностранные инвесторы охотнее вкладывают вои средства в частные предприятия. Доля иностранных инвестиций в основной капитал малых предприятий больше вклада иностранного капитала в нашу экономику вообще – 14% и 2,4% соответственно. Показательно, что в малые государственные не поступило ни одной копейки иностранных денег – ни в виде прямых инвестиций, ни в виде кредитов. Несложно догадаться, что основная часть бюджетных инвестиций (90%) досталась госпредприятям.
Кстати, наиболее эффективно работают малые иностранные предприятия (их всего-то 4-6%). На одно ИП приходится в 2 раза больше произведенной продукции, чем на аналогичное отечественное. Инвестиций в основной капитал от них тоже в 3,4 раза больше, чем вкладывает малое частное, и в 2,4 раза – чем малое государственное. Причем, как я уже говорила, взяло малое государственное предприятие эти деньги в бюджете: только 14% инвестиций – это собственные средства. Интересно, что относительно высокими темпами растет количество малых предприятий. Если в 2007 году частных отечественных компаний стало больше, чем в 2006, лишь на 12 %, то иностранных на 56 %. Активность государства в создании малых предприятий стремится к нулю – рост 1%. На фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растет. Не высок даже относительно среднего по республике и уровень рентабельности малых предприятий (15,4% в январе-июле 2007г.). К тому же он имеет тенденцию к снижению. Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна (см. Приложение 5,6). Белорусские бизнесмены на риск идут неохотно. Наибольшее количество малых предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании – 39,1%. . Правда, в последнее время наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промпроизводством. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса сельское хозяйство, информационно-вычислительные, образовательные услуги и все, что с ней связано. В промышленности сосредоточено 22,3%, строительстве – 11,7%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 6,1%, транспорте – 5,1% от общего количества малых предприятий. По численности занятых на малых предприятиях лидируют промышленные предприятия – 37,1% от общего количества занятых на малых предприятиях (см. Приложение 7). На предприятиях торговли и общественного питания занято 25,1%, в строительстве – 16,3%. Что касается привлекательности отдельных отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости, - 45%. За ними следуют связисты – 25,2%, торговля и общепит – 21,9%, сельское хозяйство – 15%, информационно-вычислительное обслуживание – 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% - в промышленности (см. Приложение 8).
Как
видим, наш малый бизнес – действительно
малый, и в тенденциях его развития пока
нет предпосылок к росту, а тем более к
переходу в новый статус если не крупного,
то хотя бы среднего бизнеса. Его потенциал
сферы для создания новых рабочих мест,
изменения структуры экономики, появления
инноваций, развития конкуренции используется
пока очень слабо, а это значит, что возможность
его реализовать еще есть. Тем более что
иностранные предприятия, имеющие большой
опыт работы в условиях рынка, умудряются
работать у нас более эффективно, нежели
мы сами.
3.2 ПЕРЕХОД ИП В ЧУП И
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА
29 декабря 2006 года президент РБ издал Указ № 760, которым внес изменения в Указ № 285 от 18 июня 2005 г. “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности”. Он предусматривает такие нововведения, как запрет индивидуальным предпринимателям с 1 января 2008 года использовать наемный труд и обязательную юридизацию. В результате число индивидуальных предпринимателей в текущем году существенно сократилось. Многим бизнесменам пришлось расстаться со статусом ИП и прекратить свою деятельность либо влиться в стройные ряды юридических лиц, неся существенные расходы и бремя дополнительных обязанностей. Не думаю, что государство достигнет цели, поставленной этим указом.
Стремление "затолкать" ИП в "счастливое будущее юрлица", ограничив число его наемных работников не может не насторожить. Кампанию по "чупизации" малого бизнеса чиновники называют успешной. Если с этим согласиться, то придется признать, что 11 тысяч ЧУПов — равнозначная замена более чем 60 тыс. ИП, а цель правительства состояла в уничтожении микробизнеса.
Срок, когда ИП могли зарегистрировать ЧУП по упрощенной схеме, завершился 10 ноября 2007 г. Теоретически до 1 января кто-то еще может поменять статус, но таких желающих, скорее всего, не окажется, ведь времени на принятие решения было достаточно, а создавать ЧУП по обычной процедуре и дорого, и хлопотно. Согласно информации Минэкономики, по состоянию на 10 ноября было зарегистрировано 1.681 ЧУПов и 9.348 тыс. находилось в стадии регистрации. Получается, всего будет создано около 11 тыс. ЧУПов. Много это или мало? Очень мало, утверждают предприниматели. В стране зарегистрировано 203 тыс. ИП, а ЧУПов создано лишь около 5,5%. Чиновники считают по-другому: из зарегистрированных ИП около 30 тыс. не осуществляют деятельности, многие работают в одиночку, используют же наемный труд примерно 60 тыс. ИП. Соответственно, можно говорить, что выбор в пользу ЧУПа сделал едва ли не каждый пятый из тех ИП, для кого этот вопрос был актуален. С методикой подсчета Минэкономики можно согласиться. Если же соглашаться и с оценкой кампании, что "она прошла нормально", то волей-неволей приходится делать вывод, что целью власти было искоренение в стране микробизнеса. Уничтожение 50 из 60 тысяч действующих микробизнесов — это, если называть вещи своими именами, — успешный погром, но никак не "вступление на путь цивилизованного развития предпринимательства".
Проводимая государством кампания по переводу индивидуальных предпринимателей в юридические лица не может не вызвать естественного вопроса о том, зачем вообще понадобилась эта насильственная акция. Безусловно, с термином «насильственная» можно поспорить, если принять во внимание тот факт, что в нынешнем году число индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1 тысяч. Но ведь известно, что все вновь зарегистрированные ИП – продавцы. Клонируясь, малый бизнес отнюдь не развивается, а всего лишь пытается приспособиться к новым условиям деятельности, фактически – пытается выжить. Сегодня на Западе деятельность предпринимателя осуществляется, как правило, в рамках двухзвенной конструкции: вот собственник — вот имущество, которым он управляет. Наш законодатель между предпринимателем и его бизнесом старается вставить еще некую прослойку в виде юридического лица. Причем совершенно непонятно, зачем она вообще нужна, особенно если сам собственник является директором. Мировая юридическая практика имеет вековой опыт создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником. Белорусское законодательство не знает такой организационно-правовой формы, ее место, когда речь идет о бизнесе, занимает частное унитарное предприятие — во многом искусственное и, на мой взгляд, крайне неудачное для осуществления предпринимательской деятельности образование.
Подчеркну еще раз, что частные унитарные предприятия — сугубо белорусское ноу-хау, правовые системы развитых стран такой организационно-правовой формы не знают. Предприниматель сам решает, когда ему нужно создавать, например, ООО. Там при необходимости регистрации малым бизнесом юридического лица (что, замечу, не очень-то распространено и, например, в США 80% бизнесов принадлежат "просто" физическим лицам) используется общество, которое может иметь одного участника. Проанализировав законодательство большого числа стран с развитой рыночной экономикой, я нигде не нашла ограничений, касающихся числа работающих у предпринимателя, ни требований относительно формы, в которой осуществляется предпринимательская деятельность. Более того, в ряде стран бизнесом можно заниматься без специальной регистрации, достаточно стать на налоговый учет. Это касается Новой Зеландии, Канады, США и др. В Канаде и США предприниматель обычно регистрируется лишь в том случае, если хочет приобрести бизнес-имя (в нашей терминологии “фирменное наименование”), для того чтобы иметь возможность его защищать. Единственная обязанность нанимателя перед государством в отношении занятых у него работников — уплата соответствующих налогов.
Я считаю, что ЧУП — одна из самых неудачных форм перехода в юрлицо. Здесь много подводных камней. Частные унитарные предприятия как организационно-правовая форма юридического лица имеют множество родовых изъянов и поэтому не могут быть сколько-нибудь адекватной заменой индивидуальному предпринимательству.
Согласно указу, существующий порядок уплаты НДС продливается на два года. Добавлены несколько услуг, по которым ИП платят единый налог. Но недостатки многократно превышают достоинства документа. Сократился перечень товаров, которыми можно торговать ИП-"единщикам", введены дополнительные контрольные функции разного рода контролеров. Кроме того, указ будет иметь множество других негативных последствий. Прежде всего, это расширение практики “черного” найма, особенно в сфере услуг. Второе — множеству ИП придется создавать юридическое лицо, что довольно дорого и сложно с юридической и чисто технической точки зрения. По сути, государство предписывает ИП в течение года пройти перерегистрацию, но можно с уверенностью предсказать результат этой кампании — огромные очереди и давка в исполкомах. Причем масштабы этих очередей превысят аналогичные показатели перерегистраций 1996 и 1999 годов, ведь индивидуальным предпринимателям, число которых намного превышает число юридических лиц, нужно собрать достаточно объемный пакет документов, которые чиновникам исполкомов придется вычитать и выверить. ИП сложно перейти в ЧУП хотя бы потому, что нужен юрадрес. Где взять 10 тысяч адресов? — Их просто нет. И то, что указ позволяет иметь юрадрес по домашнему адресу, проблему не решает: супруги бизнесменов просто боятся давать на это согласие, а стационарный собственный павильон или выкупленные метры, скажем, в подземном центре "Столица" в качестве юрадреса использованы быть не могут. Но самым главным ударом, от которого малый бизнес может не оправиться, стал запрет ИП с 1 января 2008 года использовать наемный труд. Исключение составляют только близкие родственники, да и то число оных не должно превышать пресловутой тройки. Причем особо подчеркну, что это ограничение касается всех ИП, — и тех, кто платит единый налог, и тех, кто платит налоги в общем порядке. Это, несомненно, существенно ограничивает конституционное право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку Конституция гарантирует равенство всех субъектов хозяйствования и право гражданина самому выбирать форму осуществления предпринимательской деятельности. Возникает также практический вопрос: как, собственно, подтверждать родство? Что, нужно к каждому трудовому договору прилагать копию свидетельства о браке, рождении? Вот он, далеко не полный перечень проблем, которые белорусское государство в очередной раз создало предпринимателям. Впрочем, сами ИП уже нашли веселый выход из сложившейся ситуации: просить президента разрешить многоженство. Конечно, если уж быть совсем политкорректными, необходимо в таком случае вообще легализовать полигамию (многобрачие) и однополые браки. Тогда любой ИП сможет нанимать любых работников. Но это, понятное дело, шуточки. А если серьезно, то индивидуальных предпринимателей фактически перевели в статус граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Были таковые в СССР, особенно во времена перестройки. Им тоже запрещалось использовать наемный труд, кроме труда членов своей семьи. Во времена СССР это объяснялось идеологическими мотивами: социалистическая доктрина исключала эксплуатацию человека человеком. Одно слово — коммунисты. Так вроде бы эти товарищи уже не при власти? В наших же условиях мне совершенно непонятно, для чего потребовалось вводить подобное ограничение, ведь индивидуальный предприниматель является полноценным нанимателем и уплачивает все предусмотренные законодательством платежи в бюджет за своих работников. Кроме того, более-менее серьезный бизнес требует наличия помощников. Опять-таки, в более-менее цивилизованных странах подобных ограничений для аналогов наших ИП нет и быть не может. Остается рассуждать, как римские юристы, по принципу: “Кому выгодно?”. А выгодно это нововведение прежде всего крупному капиталу, который хочет устранить конкурентов.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ