Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес бесконечно разнообразен и имеет значительные достижения. Он преуспевает в любом месте и в любой сфере. Он имеет такое жизненное значение, что лишь немногие части нашей экономики, если вообще такие существуют, могут обойтись без его продукции и услуг. Кроме того, малый бизнес не только способствует повышению уровня жизни занятых в нем людей, но и делает их духовно богаче.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.3 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
ИСПОНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 7
ЗАВИСИМОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ МАЛОГО 9
1.4 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
II. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ЗА РУБЕЖОМ 12
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. США И ЕС: 12
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ ЖИЗНИ 12
2.2 ПОРТРЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЬЕРЕ 2007 ГОДА 14
.РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА 14
2.3 БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 17
3.1 ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ 17
3.2 ПЕРЕХОД ИП В ЧУП И 18
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА 18
3.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 23
3.4 ПРОМБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 24
3.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 27
МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 27
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 28
В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 28
3.7 ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ 31
ВЫВОД 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

МОЙ БИЗНЕС.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

сопоставимым (comparable) – он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;

доступным (available) – данные по нему легко получить от предприятий.

     Если  мы принимаем количество работников в качестве критерия размера предприятия, то какой должна быть его предельная величина? Министерство торговли США рекомендует число 500, и именно этот критерий широко используется во многих странах. Такой показатель, как численность занятых используется практически повсеместно, в том числе и в Беларуси, но его величина варьируется  не только по  странам, но и по отраслям той или иной страны (2).

     В Японии, например, в таких отраслях, как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, обрабатывающая промышленность, связь, кредит, коммунальное хозяйство, численность работающих не должна превышать 300, в оптовой торговле – менее 100 чел, в розничной – до 50. К мелким в Германии относят предприятия с количеством занятых до 50 чел. Другой показатель – объём хозяйственного оборота  капитала или объём годовых продаж, как это видно из таблицы, используется в ФРГ, Великобритании, Франции; размер производственных фондов – в Японии. Кроме того, в некоторых странах используются дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой фирмы (ФРГ) или объём годового дохода (США) (см. Приложение 2).

     Почти все критерии должны отвечать определенным требованиям. Чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоятельно управляться. Это требование приводит к исключению многих франшизных предприятий.

     В соответствии с действующим законодательством, малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

К малым  относятся предприятия со среднесписочной  численностью работников (см. Приложение 2):

в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек; в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек. 

1.3 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 

     Несомненно, малый бизнес является жизненно важным фактором экономики, свидетельством чего является тот факт, что в малом бизнесе развитых стран занята приблизительно половина трудовых ресурсов. 
 

ИСПОЛНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ

С точки  зрения только численности работников малый бизнес значительно превосходит крупный бизнес. Однако как успешно функционируют малые предприятия с точки зрения прибыли? Отстают, идут наравне или опережают крупный бизнес? На эти вопросы трудно ответить, но факты наводят меня на мысль, что малый бизнес зарабатывает больше крупного бизнеса. В среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители. Другими словами, на каждый вложенный доллар инвесторы малого бизнеса зарабатывают больше инвесторов крупного бизнеса.

     Существует  ряд преимуществ малого бизнеса, которые должен четко представлять начинающий предприниматель, чтобы учитывать их при создании своей фирмы, в дальней шей ее работе.

Сравнительно  низкая капиталоёмкость  и поэтому широкая доступность населению;

Независимость действий. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю;

Адаптация к особенностям местных  условий. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

Более низкие операционные расходы. Сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы;

Массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство различных товаров и услуг;

Ориентация  на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;

Мобильность на рынке и в  сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;

Быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;

Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса;

Преимущества  при специфическом  или персональном рынке (туристические фирмы). Более крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия;

Способность быстро поглощать  большое количество рабочей силы;

Совмещение  нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер);

Возможность более гибких и  оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность малым предприятиям быстрее и с меньшими затратами, чем крупным предприятиям, реагировать на конъюнктурные изменения в товарах и услугах, технологических процессах и на рынках;

Долгосрочные  выгоды. Если дела идут успешно, предприниматель всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости;

Сохранение  предпринимательского духа. В малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры). Говорят, что именно малым предприятиям еще присущ романтизм, когда-то типичный для всего предпринимательства;

Сильные симпатии к малому бизнесу, привлекательность для талантливых, индивидуалистически настроенных мужчин и женщин. Малый бизнес ассоциируется с американской мечтой, поэтому в общественном мнении он пользуется особой симпатией. Малый бизнес пользуется поддержкой в большинстве развитых стран, ему предоставляется немало налоговых льгот.

     В результате сопоставления финансовых результатов малых и крупных  предприятий я пришла к выводу, что по вышеперечисленным причинам малые предприятия преуспевают в непроизводственных отраслях, таких, как розничная торговля, услуги и оптовая торговля.   

ЗАВИСИМОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ МАЛОГО

     Экономика зависит от малого бизнеса значительно  больше, чем от нововведений и изобретений. Малые предприятия нанимают на работу десятки миллионов мужчин и женщин. Они также продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупными производителями. Кроме того, они обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых и услуг, материалов и сырья, потому что крупные предприятия не могут осуществлять поставки так дешево, как малые предприятия. Среди товаров и услуг, поставляемых малыми предприятиями по более низкой цене, имеются такие, у которых небольшой объем продаж, которые требуют тесного контакта с клиентами и которые должны отвечать уникальным требованиям каждого клиента.  

1.4 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 

     Финансовые  результаты, нововведения, быстрота реагирования и создание рабочих мест представляют собой сильную сторону малого бизнеса. В противоположность этому слабая сторона отражает проблемы, свойственные исключительно малому бизнесу. Многие малые предприятия угасают в самом начале своей деятельности. Из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет. Почему так высок показатель неудач? Может быть, главной причиной является легкость создания предприятия. Фактически часто проще организовать свое дело, чем найти работодателя. Ни один закон не запрещает работникам стать собственными боссами. И они могут выбрать почти любое направление предпринимательства, которое им нравится, могут обладать 20-летним опытом работы в этой области или вообще его не иметь, по учебнику изучить свои рынки или окунуться в этот бизнес без какой-либо информации, быть миллионерами или нищими. Но независимо от квалификации свобода выбора гарантирует им право создания собственных предприятий. Но, как часто указывают экономисты, свобода выбора означает не только своду успеха, но и свободу неудачи. Неспособность увидеть эту реальность часто приводит к бессчетным стрессам, травмам и трагедиям. Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета штата Огайо:

«…  Никто не знает числа возникающих предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность…

Другие  предприятия закрываются, потому что их владельцы достигают пенсионного возраста и не имеют никого, кому могли бы передать свою компанию. Некоторые прекращают свою деятельность, потому что им это надоело. Потерпели ли эти предприятия неудачу? И является неудача действительно неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере, один раз, оказывались неудачниками. Генри Форт дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели, посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве».

     Следует ли каким-то образом тестировать  бизнесменов, прежде чем рынок осуществит свой отбор? Нет. Право делать выбор лежит в самой сердцевине экономической системы. Без этого права инициатива и побудительные причины вскоре бы иссякли, и система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной. Каковы же причины «умирания» только возникших предприятий? Обобщив информацию о финансовом здоровье предприятий, о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий, я обнаружила, что фирмы терпят неудачу в делах из года по одним и тем же причинам, которые перечислены в приложении. Хочу отметить, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связано 92% неудач в делах.

     Плохое  управление часто проявляется в  таких проблемах, как большие  эксплуатационные расходы или задерживающие  платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы. Хотя эта статистика и может произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует реальную причину того, чему так много предприятий «умирает», только появившись на свет. Легкость создания предприятия – вот главная причина, а плохое управление является просто следствием. Кроме этого, одно дело – управлять магазином с 10 работниками, и совершенно иное – руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и над всем, находящимся в их распоряжении. Но как только их предприятия разрастаются, скажем, до100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам планирования и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития. 

 1.5 ВТОРЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В МАЛЫЙ БИЗНЕС, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
 

     Исторически женщины играли небольшую роль в  малом бизнесе. Но в последние годы их позиции значительно укрепились. Согласно данным АМБ, основной причиной появления женщин в качестве владельцев собственных предприятий является «большой приток женщин в трудовые ресурсы, которые позже создают свои собственные предприятия. Например, между 1995 и 2002 гг. женщины составили максимальную часть новых работников или заново поступающих на работу трудовых ресурсов, заняв около 2:3 всех новых рабочих мест. Эта возросшая экономическая активность привела к возникновению новых предприятий»3.

     Хотя женщины значительно увеличили свою долю собственности в малом бизнесе, их предприятия обычно стремятся к деятельности в сфере услуг. Однако имеются признаки, что они все больше вторгаются в отрасли с преобладающим господством мужчин как в розничной торговле, так и в производстве. Например, в период с 1996 по 2001 гг. число принадлежащих женщинам производственных предприятий увеличилось на 16%.

     Предприниматели всегда стремятся быть индивидуалистами, и часто именно это позволяет  им раздвигать границы знаний. Идеи являются их «товарными запасами». В действительности, неоднократные исследования показывают, что основные изобретения с одинаковой частотой возникают как на малых предприятиях и у отдельных лиц, так и на крупных предприятиях. По словам экономиста Леонарда Вайса, «большинство исследований показывает, что… размеры предприятия мало влияют на интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях».4

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ