Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа
Малый бизнес бесконечно разнообразен и имеет значительные достижения. Он преуспевает в любом месте и в любой сфере. Он имеет такое жизненное значение, что лишь немногие части нашей экономики, если вообще такие существуют, могут обойтись без его продукции и услуг. Кроме того, малый бизнес не только способствует повышению уровня жизни занятых в нем людей, но и делает их духовно богаче.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.3 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
ИСПОНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 7
ЗАВИСИМОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ МАЛОГО 9
1.4 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
II. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 12
ЗА РУБЕЖОМ 12
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. США И ЕС: 12
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ ЖИЗНИ 12
2.2 ПОРТРЕТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЬЕРЕ 2007 ГОДА 14
.РЕЙТИНГ ВСЕМИРНОГО БАНКА 14
2.3 БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 16
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 17
3.1 ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ 17
3.2 ПЕРЕХОД ИП В ЧУП И 18
ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА 18
3.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 23
3.4 ПРОМБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 24
3.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 27
МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ 27
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 28
В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 28
3.7 ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ 31
ВЫВОД 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35
По моему мнению, лучшим вариантом было бы внесение в белорусское законодательство нормы, позволяющей создавать хозяйственные общества с одним участником. Вместе с тем никто не питал иллюзий о возможности для белорусских законодателей столь прогрессивных решений в ближайшем будущем. Само наличие проекта закона об унитарных предприятиях говорит о стремлении властей упорно следовать по абсолютно тупиковому пути развития корпоративного права. Возникает, однако, логичный вопрос: что делать индивидуальным предпринимателям, которым власти буквально навязывают трансформирование именно в форму унитарного предприятия. За бездумные решения в бизнесе, как правило, приходится расплачиваться. Никто не отрицает, вести малый бизнес в форме УП, в принципе, возможно. Сложности начинаются, когда возникает необходимость его трансформации или развития. Поэтому, если какие-либо трансформации (продажа, реорганизация, привлечение инвестиций) унитарного предприятия в перспективе, пусть даже отдаленной, ожидаются, то ИП лучше отказаться от льгот, обещанных при регистрации в УП, и зарегистрировать, например, ООО. Понятно, что, приняв нестандартное решение, необходимо приступать к регистрационному процессу немедленно, ведь времени, отпущенного на существование ИП с наемными работниками-неродственниками, осталось совсем мало. Предложенная государством трансформация ИП в УП может устроить предпринимателей, не имеющих амбициозных целей по развитию своего бизнеса.
Меры, предлагаемые Указом № 760 по ограничению числа наемных работников, не имели бы для малого бизнеса столь катастрофических последствий и предприниматели, пусть и не без потерь, но все же могли продолжить работу в формате юридических лиц, если бы не обязанность уплачивать НДС по стране назначения товара. Невозможность получения в России подтверждающих документов делает малый торговый бизнес юрлиц в Беларуси нереальным.
Белорусские
предприниматели сразу же стали
искать обходные пути. Одним из таких путей
бизнесмены посчитали возможность зарегистрировать
наемных работников в качестве ИП. Только
вот путь этот вовсе не так привлекателен,
как может показаться. Существует очень
простой способ решения “проблемы 760":
государству достаточно отменить требование
по уплате ввозного НДС для ИП и юридических
лиц, доход или оборот которых не превышает
некоего установленного лимита. В совокупности
с другими льготами, предоставляемыми
упрощенной системой налогообложения,
этого будет достаточно, чтобы у малых
УП появилась прибыль. Для компенсации
потерь бюджета может быть повышен (например,
до 15%) налог с оборота. При сохранении
же ввозного НДС предпринимателям остается
либо прекратить свою деятельность, либо
уйти “в тень”, поскольку в форме юрлица
соотношение между доходом и налогами
составляет запредельную величину — 1:13,2.
Самим же предпринимателям пора понять,
что готовящийся указ по упрощенной системе
регистрации УП не решает никаких серьезных
проблем малого бизнеса, как бы ни убеждали
в обратном высокопоставленные чиновники.
Он имеет одну цель: до минимума сократить
количество ИП как наиболее организованной
и активной части предпринимательства.
Только, думается, реальные процессы пойдут
в несколько другом направлении. Мне приходится
общаться со многими бизнесменами. Никто
из них не собирается работать в форме
юрлица, все намерены использовать обходные
схемы, в том числе регистрировать в качестве
ИП своих продавцов. Так что в скором времени
властям придется иметь дело уже с полумиллионом
или даже большим числом людей, готовых
отстаивать свое право заниматься малым
бизнесом. У предпринимателей, все же решившихся
пойти по пути, на который их упорно подталкивают,
возникнет практический вопрос: воспользоваться
ли предоставленными льготами (если проект
указа будет принят), сэкономив несколько
сотен долларов, или зарегистрировать
УП по обычной процедуре. Ответ на него,
как представляется, очевиден. Согласно
расчетам, пока никем не опровергнутым
(см. “БР” № 14/2007), при вложенных в товар
15 млн. BYR юрлицо зарабатывает около 450
тыс. BYR. Получается, что владелец УП-"трансформера"
через несколько месяцев обанкротится
и ему останется только отправиться на
биржу труда за пособием по безработице.
Сохранив же регистрацию ИП, можно будет,
продолжая основной бизнес в этом формате,
опробовать в действии юрлицо: ведь его
оборот может быть и 100 BYR в месяц. К слову,
ультимативное требование проекта указа
регистрировать УП не вместе, а вместо
ИП также указывает на стремление властей
любыми способами сократить долю микробизнеса
в экономике. Хотя, подчеркну еще раз, самым
разумным, на мой взгляд, было бы отменить
наиболее проблемные пункты Указа № 760
и вообще отказаться от чрезмерного администрирования
малого бизнеса. Это и было бы действительно
цивилизованным решением предпринимательских
проблем.
3.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Уровень регионального развития малого бизнеса во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Как и следовало ожидать, активнее всего кипит жизнь в столице(см. Приложение 9). Здесь сконцентрирована большая часть малых предприятий (51%) и индивидуальных предпринимателей (20%). Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования по территории региона. Большая часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей концентрируется в областных центрах. Но даже небольшое удаление от столицы являет миру совершенно иную раскладку. Меньше всего малых предприятий в Гродненской области – 7%. В более денежной столице привлекательнее всего торговать и кормить клиента. Промышленность малых активнее развивается в Минской и Брестской областях, самой сельскохозяйственной выглядит Витебская. Небольших строительных организаций больше всего в Гомельской области. Крайне слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга. «Частный бизнес будет активно развиваться в малых городах», — уверенность в этом высказал министр экономики Николай Зайченко.
По
мнению высокопоставленного чиновника,
именно в малых и средних городах
предприниматели имеют
Центральная
в последнее время бизнес-идея властей
— придать стимулам по развитию предпринимательства
региональную направленность - представляется
мне сомнительной. Фактически это означает,
что малому бизнесу отводится роль некой
спасательной команды, которая должна
действовать там, где само государство
полностью завалило дела и не имеет ресурсов
для продолжения прежней политики финансовой
поддержки малоэффективных производств.
Льготы и стимулы для бизнеса в малых городах
и сельской местности, вероятно, позволят
увеличить здесь число МП, однако оно едва
ли будет таким значительным, как рассчитывает
правительство. В экономической истории
последних десятилетий трудно найти примеры,
когда бы в кризисных регионах даже с помощью
государства успешно развивался малый
бизнес местного происхождения. Опыт стран,
практиковавших точечные льготы, показывает,
что отставшие регионы поднимает бизнес,
пришедший сюда из крупных городов. Не
вижу причин, по которым общеэкономические
законы изменили бы свое действие в Беларуси.
Наше отличие от других государств в данном
случае состоит лишь в том, что малого
бизнеса, имеющего финансовые ресурсы
и другие возможности для расширения географии
своей деятельности, почти нет и в крупных
городах. Поэтому если государство всерьез
озабочено судьбой провинции, алгоритм
его действий должен быть совсем иным:
сначала создать условия и развить малый
бизнес в крупных городах, а уже из них
он сам двинется в регионы. Если, конечно,
увидит в этом экономический интерес.
3.4 ПРОМБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РБ
Несмотря
на определённые успехи и положительную
динамику, общий уровень развития малого
бизнеса в Беларуси, по сравнению с другими
странами, вставшими на путь развития
рыночных реформ, остаётся одним из самых
низких. Причины, объясняющие данное явление
в малом белорусском бизнесе можно условно
разделить на 2 группы. Первая группа касается
сферы взаимоотношений предпринимателей
с государством. Государственная поддержка
особенно нужна малому предпринимательству
в условиях перехода плановой экономики
к рыночной. Усиление же государственного
регулирования в нашей стране привело
к усложнению и удорожанию процедур создания
бизнеса, возвело множество административно-
Вторая группа причин, сдерживающий развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:
Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. В 2007 году минские офисы и объекты подорожали с 2004 в 2-3 раза. Вот уже 3,5 года ежегодный прирост цен не опускается ниже 20%. При этом если посмотреть на сроки окупаемости проектов строительства торговых центров и бизнес-центров, то в Минске они чуть ли не самые минимальные – соответственно 5 и 8 лет. Доходность на рыке аренды офисных и торговых объектов в Москве по итогам прошлого года составляла 8-8,5%, в столицах Западной Европы – 3,5-4,5%, в Варшаве – 5,5%. В Минске этот показатель такой же, как в Будапеште. – около 15%.
Много
вопросов вызывает также крайне низкая
оценка, данная Всемирным банком и
МФК усилиям белорусских
Детальный
анализ этих факторов — дело достаточно
трудоемкое, но исходя из имеющейся информации,
можно выделить следующие. В данном случае
наиболее характерны для белорусской
экономики (помимо традиционных проблем)
ограничения, связанные с платежеспособным
спросом населения. То есть, поскольку
белорусский малый бизнес в основном преобладает
в сфере торговли и оказания услуг, в том
числе бытовых, ремонтных, то его развитие
вширь в этой сфере полностью зависит
от спроса. С ростом доходов населения
он начал расти и в дальнейшем будет зависеть
прежде всего от этого фактора. Кроме того,
надо иметь в виду, что именно в этом сегменте
рынка наиболее сильны позиции “серой”
экономики, то есть не учитываемой официальной
статистикой и не уплачивающей налоги.
Очень серьезные препятствия системного
характера существуют для проникновения
малого бизнеса в промышленность, строительство
и сельское хозяйство. В данном случае
речь идет о государственной собственности
крупных предприятий этих секторов. В
современных рыночных экономиках развитие
малого бизнеса в этих отраслях шло как
по пути аутсорсинга, то есть выделения
отдельных мелкосерийных производств
и вспомогательных служб в отдельные бизнесы,
так и через использование мощностей малых
предприятий для производства и поставок
каких-то единичных комплектующих, разворачивать
производство которых было нецелесообразно
на основном предприятии. Для белорусских
госпредприятий это немыслимо, поскольку
сопряжено с возможными крупными неприятностями
для высшего менеджмента. Почему выделили
этих, а не тех? Не слишком ли щедро оплачиваются
заказы малым предприятиям? Не работают
ли там ваши родственники? Поэтому любой
белорусский руководитель предпочтет
лишние затраты, но не пойдет на размещение
выгодного заказа на малом предприятии.
Кстати, эта проблема может стать особо
острой с учетом высочайшего повеления
развивать собственные товаропроводящие
сети по всему миру, поскольку именно в
этом секторе услуги малого бизнеса могли
бы стать неоценимыми. Можно также отметить
отсутствие опыта и достаточной нормативной
базы, а также определенного противодействия
государства для развития индивидуального
предпринимательства (самозанятости)
в высокоинтеллектуальных сферах. Так,
например, финансовое консультирование
слабо востребовано в силу отсутствия
собственно финансовых рынков. Достаточно
проблематичным представляется и переход
к семейному бизнесу, поскольку он нередко
связан с необходимостью получения другой
квалификации одним или более членами
семьи, а также традиционными проблемами
стартового капитала белорусские предприниматели
и близко не имеют тех возможностей, которые
доступны их коллегам за рубежом. Речь
идет об исключительно развитой на Западе
инфраструктуре поддержки малого бизнеса,
о свободном доступе к недорогим кредитным
ресурсам, почти полном отсутствии сложных
разрешительных процедур, весьма лояльном
контроле и многом-многом другом. О создании
аналогичной системы поддержки малого
и среднего бизнеса в Беларуси много говорится,
однако реальные шаги если и делаются,
то самые робкие. В то же время масса административных
запретов и ограничений, уровень налоговых
и других изъятий стремительно нарастают.
Во многих случаях предпринимательская
деятельность утрачивает экономический
смысл. Наиболее значимыми препятствиями
для развития бизнеса в стране по-прежнему
остаются такие факторы, как сложная налоговая
система (72% оценили ее как имеющую большое
и очень большое значение), сложная система
налогов и других обязательных платежей
(68%), слишком сильная конкуренция на рынке
(51%), а также нестабильная экономическая
ситуация в стране (48%). В то же время внутренние
факторы повышения конкурентоспособности
и развития: отсутствие необходимой квалификации
для руководства фирмой, отсутствие квалифицированных
работников, страх принятия неправильного
решения, отсутствие хороших идей как
вести бизнес — были оценены большинством
белорусов как не имеющие значения или
имеющими небольшое значение. При этом
75% населения считают, что конкуренция
за последний год усилилась. Следовательно,
при дальнейшем открытии рынка, его либерализации
и упрощении процедур ведения бизнеса
конкуренция может еще больше обостриться.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ