Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

К началу 1998 г. в системе  сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300 органов по сертификации и около 1000 испытательных лабораторий и центров, как отечественных, так и зарубежных.

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт  России, иные государственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, по инициативе юридических  лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

При обязательной и добровольной сертификации применяют «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», принятые Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 5.08.97 г.

В результате деятельности по сертификации возникает сертификат соответствия — документ, созданный согласно правилам системы сертификации и гарантирующий уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга отвечает конкретному стандарту или другому нормативному документу. На сертифицированную продукцию наносится знак соответствия.

Сертификат соответствия выдается предприятию-изготовителю Госстандартом  максимум на 3 года. Настоящие менеджеры  уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое положение предприятия  зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции. Сделав основную ставку на качество продукции и систему качества, они добились значительных успехов. Не случайно их предприятия (например, Саратовский завод резервуарных конструкций, АО «Орлэкс» и др.) получили международный сертификат Ллойда. Это оказало существенное содействие продвижению продукции этих предприятий на внешний рынок и получению значительной экономической выгоды.

Для организации и  проведения работ по сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации Госстандартом РФ принято Постановление № 11 от 17.03.98 г. «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р». В системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции по единым правилам.

В настоящее время  в мире действует несколько международных  систем сертификации. Например, в рамках Международной электротехнической комиссии (МЭК) действуют две системы: Международная система сертификации изделий электронной техники и Международная система сертификации электробытовых приборов и машин.

Присвоение знака соответствия предусматривается не всеми системами. Единый национальный знак соответствия стандартам отсутствует.

В США руководство  вопросами метрологии, стандартизации, качества, надёжности осуществляет Национальное бюро стандартов. Главным стимулом сертификации в стране являются экономические факторы, требования по безопасности и экономии, а также условия свободного рынка.

Номенклатура сертифицируемой в США продукции (услуг) включает:

  • сельскохозяйственную и пищевую продукцию;
  • потребительскую продукцию (бытовая электроаппаратура, одежда, предметы интерьера);
  • строительную продукцию;
  • радиотехническую продукцию и средства связи;
  • медицинскую продукцию (лекарства, медицинская техника, медицинские лаборатории);
  • горнодобывающее, буровое и промышленное оборудование;
  • транспортную продукцию;
  • продукцию, изготовляемую по государственным заказам;

• испытания, измерения и лабораторные исследования.

Особенности государственных программ сертификации продукции и услуг в США следующие:

  1. целями и стимулами сертификации, наряду с безопасностью, охраной здоровья и экологией, являются ресурсосбережение, надежность, конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
  2. сертификация в США охватывает широкую номенклатуру продукции и услуг, причем значительная часть их подлежит обязательной сертификации;
  3. руководство сертификацией в США осуществляют министерства и ведомства, управляющие отраслями народного хозяйства. В условиях полной самостоятельности производителей одной из главных функций министерств является государственный контроль качества;
  4. важнейшим фактором контроля качества является широчайшая программа аккредитации испытательных лабораторий, к которым, кроме существующих на промышленных предприятиях, относятся все медицинские и прочие контрольные лаборатории.

Во Франции сертификационные испытания проводят около 1000 лабораторий. Обязательные и коммерческие испытания  проводятся четырьмя основными категориями  лабораторий:

  • государственными;
  • общественными или частично общественными (принадлежат государству или контролируются им);
  • частными лабораториями;
  • лабораториями частных фирм.

Наряду со знаками  соответствия определенным требованиям  к продукции здесь существует единый национальный знак соответствия французским национальным стандартам, который присваивается французской ассоциацией по стандартизации.

В Германии необходимость  систем сертификационных испытаний  и аккредитования испытательных  центров определяется на основе законоположений федерального правительства и правительств земель с учетом требований безопасности продукции, охраны здоровья, защиты окружающей среды, военного ведомства и защиты интересов потребителей. Наряду с обязательными существуют добровольные системы сертификации. Под эгидой Института стандартизации действует комитет по гарантии качества и маркировки потребительских союзов, торговых и промышленных фирм. Каждой группе товара комитет присваивает соответствующий знак качества.

В Японии промышленные и  торговые фирмы не имеют права производить и продавать товары, не соответствующие национальным стандартам. Хотя японские промышленные стандарты и системы сертификации соответствия являются добровольными, присвоение изделиям знака качества контролируется законом. Испытательные лаборатории имеют статусы: специальный юридический орган, Государственная компания общественного обслуживания, акционерное общество. Большинство лабораторий относится ко второй категории правового статуса.

Согласно постановлению  правительства, изготовитель, желающий маркировать свою продукцию знаком соответствия стандарту, должен выполнить два обязательных условия:

  1. продукция должна соответствовать определенному японскому стандарту;
  2. на предприятиях должна быть внедрена система стандартизации и контроля качества, удовлетворяющая правительственным требованиям.

Система контроля качества на предприятии-изготовителе обязательно  должна включать в себя следующие  элементы: контроль соответствия фирменным  стандартам, контроль качества производственных процессов, изделий и материалов, технологии производства, а также контроль качества на предприятиях-поставщиках, анализ рекламаций и принятие мер по его результатам.

Не все японские стандарты  включаются в систему сертификации. Министерства отбирают лишь те виды продукции, сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения, рационализации производства, распределения и потребления, а также достижению целей государственной политики в области безопасности, охраны окружающей среды и экономии энергии. Начиная с 1980 г. Япония допускает участие иностранных фирм в своей системе стандартизации.

Преимущество сертификации заключается в том, что сфера  ее приложения не ограничивается отдельным  этапом жизненного цикла продукции, влияющим на качество изготовления, а охватывает все факторы, воздействующие на качество. В том числе она сопровождается упорядочением взаимоотношений изготовителей и потребителей, образуя устойчивые прямые и обратные связи. Предполагает она и более взыскательный подход к составу и уровню требований стандартов как основы оценки качества, соответствия цены сертифицированной продукции ее качеству и затраченному на ее производство труду.

8.7. Опыт управления  качеством продукции за рубежом

В руководстве ведущих  западных компаний все большее распространение получает взгляд на качество продукции как основного условия обеспечения успеха на рынке. По мнению ряда американских специалистов, за счет этого фактора обеспечивается примерно 80 % успеха фирмы, функционирующей в сфере промышленного производства.

В начале 80-х годов  американские компании, терявшие завоеванные  позиции на мировом рынке в  конкурентной борьбе с компаниями Японии и Западной Европы, предприняли меры в направлении повышения качества продукции. Среди таких мер были: внедрение кружков качества, статистических методов контроля, переход от выходного контроля к преимущественно контролю техпроцессов, пересмотр организационных структур, внедрение программ стимулирования качества труда, внедрение робототехники и автоматизированных методов контроля и испытаний и др.

В сочетании с методами макрорегулирования экономики (рейганомика) эти меры позволили американским корпорациям значительно усилить  свои позиции на мировом рынке.

Однако изменить ситуацию в целом не удалось. По мнению ведущего американского ученого по вопросам управления качеством Д. Джураи, в большинстве своем американские фирмы не добились существенного выигрыша в конкурентной борьбе. Чтобы это произошло, необходимо ускорение темпов процессов улучшения качества как минимум в 10 раз. Требуются годы для организации постоянного и действующего механизма улучшения качества. Отсутствие подобного механизма, по мнению ученого, является главной причиной поражения американских фирм в конкурентной борьбе с ведущими компаниями Японии.

Американские специалисты  и ученые считают, что сегодня  понятие «улучшение качества» должно использоваться не столько в отношении  продукции и производственно-технических  процессов, сколько применительно  к любой сфере деятельности, ибо  качество продукции — это следствие качественного выполнения всех видов работ, качество — «измеритель полезности, результата любого труда», который может и должен быть улучшен, а одна из главных обязанностей каждого руководителя — обеспечение качества результатов деятельности его подразделения.

Внутри фирм для выработки  стратегии улучшения качества продукции  назначается ответственное лицо, и под его началом создается  руководящий комитет, состоящий  из высших управляющих. Процедура его  деятельности начинается с установления «основных правил отличной работы». Одна из главных задач на этом этапе — разработка критериев оценки различных видов деятельности.

Важным критерием оценки являются потери от низкого качества, под которыми понимаются: затраты  на предотвращение возможности появления дефектов (ошибок); оценка продукции (и любого результата труда) на соответствие установленным требованиям и на приведение в соответствие с этими требованиями (затраты на контроль); потери от брака и дефектов. В процессе производства они могут варьировать в пределах от 2 до 40 % стоимости реализованной продукции. Через три года после внедрения постоянно функционирующего процесса улучшения деятельности потери от низкого качества могут быть снижены на 30 %.

Следующий этап создания системы повышения качества продукции — создание условий партисипативности (участия всех работников в решении проблем фирмы). Результаты этого подхода, по оценке компании «Вестингауз», начинают ощущаться через 2 года и через 10 лет полностью показывают преимущества над традиционным, административно-бюрократическим. Начинается этот процесс с высшего руководства. От него зависит создание системы управления, которая основывается на 14 принципах, выдвинутых американским ученым Э. Демингом.

Среди этих принципов:

  • оказание всемерной помощи тому, кто пытается внести в производственный процесс какие-либо усовершенствования, кто стремится к исследованиям, кто вообще хочет знать больше;
  • отказ от использования пустых призывов повышать производительность труда без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями со стороны руководства, без налаженной системы профессионального обучения;
  • постоянное совершенствование методов трудовой деятельности, периодический отказ от устаревших приемов.

Считается, что фирма  должна обеспечить условия для индивидуального роста сотрудников, их продвижения по службе.

Подготовкой и переподготовкой  кадров в компании ИБМ, например, занято 3 тысячи специалистов, ежегодно компания затрачивает сотни миллионов  долларов на эти цели. Растет значение обучения методам контроля качества. В компании «Полароид» курс обучения персонала этим методам рассчитан на 176 часов. В организационном отношении процесс работ по улучшению качества начинается с создания групп среди управляющих. Далее начинается процесс вовлечения трудовых коллективов в процесс улучшения.

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"