Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Вторая группа — «вариантные  качественные изменения». Целью вариантных качественных изменений является определенное усовершенствование отдельных свойств первичных элементов.

Третья группа — «качественные  нововведения нового поколения». Основным признаком нового поколения является усовершенствование всех полезных свойств  первичного элемента, но при этом не меняется его первоначальная концепция и принцип действия.

Четвертая группа — «видовые качественные изменения». Изменения  этой группы, в отличие от изменений 3-й группы, затрагивают концепцию, на которой основано функционирование первичных элементов. Незатронутым остается лишь исходный принцип.

Пятая группа — «принципиальные  качественные изменения». Изменение, которое, в отличие от 4-й группы, отвергает  исходный принцип, на котором были основаны первоначальные первичные элементы производственных систем и отношений между ними, — принципиальное, революционное нововведение. Решение первичного элемента является принципиально новым. Подобные элементарные изменения сопровождаются возникновением нового рода (семейства) первичных элементов. Их появление приводит к возникновению новых отраслей производства и является сердцевиной научно-технической революции.

Прорыв на мировой  уровень в условиях России возможен в некоторых областях военного производства, где накоплен значительный научно-технический  и производственный потенциал. Так, по данным американских источников, из 12-ти важнейших военных технологий в 3-х Россия превосходит США, а еще в 4-х находится на одном уровне. В перспективе, по оценкам специалистов Фонда Горбачева, возможен прорыв в области нефтедобычи и нефтепереработки, газодобычи и газопереработки, в химической промышленности, горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, отдельных отраслях машиностроительного комплекса. Но прорыв возможен при успехе действительно радикальных экономических реформ, открывающих путь рыночным отношениям с их мощными стимулами повышения эффективности производства.

8.4. Маркетинг в решении  проблем качества промышленной  продукции

Деятельность предприятий  в условиях рынка требует принятия управленческих решений исходя из анализа рыночной ситуации, тенденций ее изменения, с учетом обратной связи. Причем основной задачей предприятия в условиях конкурентной борьбы становится обеспечение требуемого качества продукции и предоставляемых услуг. Для ее решения фирме необходимо контролировать технические, организационные и социальные факторы, влияющие на качество продукции и услуг. Управление должно быть направлено на выявление, сокращение, предупреждение выпуска продукции, качество которой не соответствует требованиям рынка либо уступает товарам основных конкурентов.

При этом система общего руководства качеством должна быть нацелена на достижение требуемого уровня качества при минимальных затратах. Потребитель же продукции должен быть уверен в возможностях предприятия  поставлять продукцию или услуги требуемого уровня качества и стабильно поддерживать его.

Стратегия маркетинга фирмы  направлена на то, чтобы соответствующим  образом приспособить всю деятельность фирмы к быстро меняющимся внешним  факторам. В основе стратегии маркетинга лежат следующие положения: сегментация рынка, выбор методов и средств маркетинга, выбор времени выхода на рынок.

Сегментация спроса основана на применении разных критериев деления  потребителей на группы, предъявляющие  разный по качеству и объему спрос на товары.

Выбор целевых рынков должен предоставить фирме возможности  для достижения поставленной ею цели. При этом рынок должен быть достаточно емким, предоставлять возможности  для роста, не быть объектом коммерческой деятельности конкурирующих фирм, характеризоваться некоторыми неудовлетворенными потребностями, которые данная фирма может удовлетворять.

Выбор метода выхода на рынок  состоит в решении вопросов приобретения акций других фирм, расширении собственного производства, долевом сотрудничестве с другими фирмами.

Выбор метода и средств маркетинга предполагает определение спроса выхода фирмы на конкретный сегмент рынка. На покупателя воздействуют факторы, связанные  не только с самим товаром, но и  местом продажи, способами продвижения  товара на рынок и ценой.

Если фирма может  влиять на качество товара и его  цену, тогда возможны комбинации: низкое качество и низкая цена; низкое качество и средняя цена; среднее качество и средняя цена; высокое качество и высокая цена и т. д.

Своевременность и качество управленческого решения определяются наличием необходимой информации. Поэтому направленная, многообразная деятельность по сбору и обработке информации позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, способствуя обеспечению лидирующих позиций на рынке.

Таким образом, управление качеством начинается и заканчивается  маркетингом.

Примером успешного  опыта применения маркетинга в отечественных  условиях может служить АО «Пальмира». В этом акционерном обществе внедрена система управления качеством  на основе международных стандартов ИСО серии 9000. По мнению специалистов АО, маркетинг для компании — это система организации и управления всеми сторонами деловой активности предприятия, а все технические, коммерческие и сбытовые мероприятия всегда рассматриваются в комплексе.

Производственная политика формируется преимущественно на основе изучения потенциального покупателя и воплощается в реальную действительность с помощью системы маркетинга.

Первое направление  — внутренний маркетинг, для которого основополагающим является конъюнктурное исследование рынка.

Воплощение результатов  конъюнктурных исследований в готовый  продукт осуществляется через комплекс целевых программ, охватывающих все  этапы жизненного цикла изделия.

Второе направление  системы — внешний маркетинг. АО «Пальмира» подыскивает партнеров для поставки полуфабрикатов с последующей их расфасовкой и реализацией под именем фирмы, владеющей упаковкой, идет по пути выработки совместных продуктов.

8.5. Организация контроля  качества продукции на предприятии (фирме)

На предприятии контрольные  операции выполняются различными службами, цехами и отделами.

Контроль за правильным использованием стандартов, технических  условий и другой нормативно-технической  документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Кроме того, качество технической документации контролируется непосредственными исполнителями и руководителями всех уровней. Контроль качества в процессе изготовления продукции осуществляет отдел технического контроля (ОТК), а также исполнители и руководители производственных подразделений.

Для обеспечения профилактического  характера контроля, предотвращающего появление брака, проводится контроль стабильности технических процессов, входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Контрольные операции являются частью производственного процесса. Они разрабатываются одновременно с технологическими процессами соответствующими службами при участии отдела технического контроля либо по согласованию с ним.

В процессе контроля качества продукция делится на годную и  дефектную. Годная продукция удовлетворяет  требованиям нормативно-технической  документации, дефектная имеет явный  или скрытый дефект. Дефект называется устранимым, если его ликвидация технически возможна и экономически целесообразна. В противном случае дефект неустраним. Если все дефекты устранимы, то брак является исправимым, если нет — он неисправим.

Качество готовых изделий  контролируется по результатам испытаний. Опытный образец (опытная партия) изготавливается и испытывается для проверки соответствия проектируемого изделия требованиям технического задания.

Готовность к серийному  или массовому производству продукции определяется по результатам изготовления и испытания головной (контрольной) серии изделий.

В установившемся серийном или массовом производстве производят типовые, периодические  и приемо-сдаточные испытания.

Типовые испытания проводят после внесения конструкторских или технологических изменений.

Периодические испытания  устанавливают стабильность качества изделий и их соответствие стандартам и конструкторской документации.

Приемо-сдаточное испытание  изделия проводят при приемосдаточном  контроле готовой продукции с целью обнаружения неисправностей.

При проведении контроля качества продукции чаще всего используют статистические методы контроля.

Одноступенчатый контроль позволяет делать заключение о качестве продукции по одной выборке. Двухступенчатый контроль предполагает принятие решений о качестве продукции по результатам не более двух выборок, причем отбор второй выборки зависит от результатов проверки первой выборки.

Последовательный контроль не определяет заранее количества изделий, по которым будет сделан вывод о качестве продукции. Среднее число проверяемых изделий с ростом числа ступеней убывает.

Статистический приемочный контроль используется в условиях устойчивых технологических процессов в  массовом и крупносерийном производстве. По сравнению со сплошным контролем он сопровождает количество контролируемых объектов, однако трудоемкость каждой контрольной операции возрастает из-за использования измерительной аппаратуры, определяющей значение контролируемых параметров.

Методы статистического регулирования технологических процессов позволяют контролировать один из параметров качества одной из операций технологического процесса. Автоматизация контроля, применение ЭВМ для анализа контролируемых параметров технологических процессов позволяют перейти к автоматизированным системам управления технологическим процессом.

Совершенствование существующих и создание новых систем управления качеством технологических процессов  идет по двум основным направлениям:

  1. разработка новых методов выполнения контрольных операций и автоматизация контроля;
  2. создание гибких автоматизированных систем обеспечения качества (АСОК).

8.6. Качество продукции  и ее сертификация

Качество продукции  в настоящее время заняло ключевое место в торгово-экономической, предпринимательской  и даже политической деятельности современного мира. Правительства многих стран считают, что неотъемлемым элементом взаимовыгодной международной торговли и экономического сотрудничества является сертификация продукции.

Сертификация за рубежом  имеет многолетнюю практику.

Своим происхождением и  становлением сертификация обязана  объединению фирм-потребителей одинаковой продукции в целях совместного  контроля за качеством продукции  поставщиков. Получая поддержку  разных органов власти, от муниципальных  до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.

Если основу организационно-экономического механизма управления качеством  продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Удовлетворение соответствием оформляет третья сторона — испытательная лаборатория, сертификационный центр — орган, не зависящий ни от поставщиков (первая сторона), ни от покупателей (вторая сторона). Для предоставления права испытательным центрам (лабораториям) проводить сертификацию соответствия используется процедура аккредитации, результатом которой является документ—свидетельство, подтверждающее официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Сертификация представляет собой систему, располагающую собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Сертификация продукции — это деятельность по поддержанию соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

• создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может  иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных  законодательными актами Российской Федерации. Организацию и проведение работ  по обязательной сертификации возлагают  на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, они могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"