Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Внедрение стандартов серии  ИСО 9000 осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных  условий к их применению. В настоящее  время в качестве государственных  утверждены из этой серии ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже», ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Концепция, заложенная в  этих стандартах, предполагает, что  предприятие постоянно стремится  к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.

Значительная монополизация российской экономики и отсутствие действенных антимонопольных мер фактически исключает свободную конкуренцию на рынке, с другой стороны, предприятия промышленности не располагают средствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей Российской Федерации возможности повышения качества продукции, а монополистов — побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.

Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями  и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным на уровень государственного управления качеством продукции.

Основой этого принципа является нормирование — установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников.

В практике деятельности передовых фирм все большее распространение получает концепция японского специалиста, доктора К. Исикава. Основным положением этой концепции является переход от чисто допускового управления к управлению по отклонению от номинала. Реализуется это положение при помощи функции потери качества, позволяющей отклонение от номинала представлять в денежном эквиваленте. Функция потери качества чаще всего имеет квадратичную зависимость стоимостной оценки от величины отклонения показателя качества (принятого для оценки) номинальной величины. На ее основе по результатам статистического контроля качества рассчитывается количественная оценка работы исполнителя. Директивные задания руководства при этом переходе заменяются гибкой связью результатов деятельности с размером ожидаемого вознаграждения.

Другим важнейшим принципом  управления качеством продукции  является наличие собственной программы  управления.

Такими программами выступают  бизнес-планы предприятий в части  проектирования новых либо модернизации выпускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Элементами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандарты, эталонные изделия.

Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.

Необходимо также стремиться к обеспечению постоянного сравнения  состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.

Наблюдение за реализацией  стратегии управления и в случае отклонений принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.

Рассматривая качество продукции в виде системы, следует  отметить ее иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента «подсистемы» более высокого уровня. Например, растет совокупность основных потребительских свойств продукции до уровня измеряемых, нормируемых и контролируемых показателей, что дает возможность воздействовать на отдельное свойство.

Признаком целостности качества продукции  как системы является то, что качество продукции представляет собой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Сравниваемые свойства и их значимость для всех изделий определенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.

Учет системного характера  качества изделий и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.

Такие системы могут  иметь международный характер, создаваться  на государственном и фирменном  уровнях.

Примерами попыток сформировать системы управления качеством продукции на уровне отдельных предприятий могут быть: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП); Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием всех видов ресурсов (КС УКП и ЭЙР). На государственном уровне в конце 70-х годов началось формирование Единой государственной системы управления качеством продукции (ЕГСУКП). Эта система предусматривала согласованную работу всех звеньев ЕГСУКП в направлении создания и освоения новых видов продукции улучшенных свойств, повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, своевременную замену или модернизацию устаревшей продукции.

В качестве основных звеньев  ЕГСУКП рассматривались системы  управления качеством продукции  отдельных промышленных предприятий. Интегральными подразделениями  ЕГСУКП считались отраслевые или  республиканские системы.

В силу своего административного  характера указанные системы  были малоэффективны. Следствием этого  явилось то, что большинство выпускаемой  в стране продукции не удовлетворяет  требованиям внешнего рынка и  уступает не только лучшим зарубежным аналогам, но и посредственным их видам по производительности и надежности, энергопотреблению, дизайну, по соответствию нормам безопасности и охраны окружающей среды.

Создавшееся положение  требует радикальных мер в  области повышения качества продукции, прорыва на мировой уровень. Сложность решения данной проблемы связана с отсутствием инвестиционных ресурсов у предприятий и российского государства в целом, нестабильностью национальной экономики, неразвитостью законодательной базы производственно-хозяйственной деятельности. В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа «Тотальное обеспечение качества» (ТОК). Последняя основана на пяти принципах:

  • отказ от идеи «приемлемый уровень качества»;
  • создание условий, когда каждый отвечает за качество своей работы;
  • переход от констатации брака к его предупреждению;
  • использование простых средств контроля;
  • разработка и внедрение удобных автоматических средств контроля.

Качество должно быть «видимым», «измеряемым» и контролироваться на каждом этапе производства — от конструирования до отгрузки и установки готового изделия на месте — вот основа философии ТОК. Качество изделия обеспечивается качеством концепции изделия, качеством работы и качеством обслуживания его в эксплуатации.

8.3. Основы технологии прорыва на мировой уровень в качестве продукции

В условиях усиления процессов  интеграции в мировой хозяйственной  системе и сопровождающей их конкуренции  выход на мировой рынок с промышленной продукцией является не столько вопросом престижа, сколько выживания национальной экономики. Прорыв на мировой рынок означает разрыв постепенности, качественный скачок в развитии. Для обеспечения прорыва на мировой уровень в качестве продукции необходимо, прежде всего, найти приоритеты своего развития и сосредоточить усилия в этом направлении.

В качестве примера можно  привести Южную Корею, где была разработана  стратегия технологического прорыва  на мировой рынок, в основе которой  пять направлений развития науки  и техники. Сегодня Южная Корея  — десятая страна в мире по объему экспорта, ее валовой национальный продукт превышает 450 млрд. долларов.

Начальная «брешь» прорыва  невелика. Затем прорыв распространяется, вовлекая все больше людей, предприятий. Его центр имеет пространственные и временные характеристики и по принципу резонанса охватывает различные сферы.

Во время прорыва  возрастает альтернативность развития.

Прорыв нарушает устойчивость движения, включая многовариантность. На разных его этапах тот или иной вариант становится единственным. Прорыв нарушает устойчивость движения и включает несколько возможных вариантов будущего развития.

При прорыве «общей темы»  движение экономики ускоряется, сокращается  длительность экономических циклов развития (в странах с рыночной экономикой). Повышается эффективность  производства, растет благосостояние страны.

Прорыв проходит в  своем развитии ряд этапов и завершается  переходом объекта в новое  качество.

Основные этапы прорыва  — это накопление, развертывание, стабилизация. Стабилизация прорыва  происходит постепенно, новое качество, достигнутое объектом, адаптируется к окружающей среде, и начинается путь эволюционного совершенствования.

Идеи прорыва могут  реализовываться в разных формах. Например, Ассоциация «АКАНТИ», объединяющая большое количество членов, располагает  научной базой, квалифицированными кадрами, информационным центром, опытной и производственными базами, финансовыми возможностями. Дирекция Ассоциации предоставляет начальный капитал, помощь в технико-экономическом обосновании проектов и экономических консультациях, а также оборудование и производственные площади представителям малого бизнеса. В результате осуществляются поиск и апробация перспективных разработок, которые могут быть использованы на головном предприятии Ассоциации, позволяя сохранить заводу конкурентоспособность и диверсифицировать производство с целью захвата новых ниш на рынке. Если малое предприятие, получившее помощь в результате новаций, начинает быстро развиваться, Ассоциация вкладывает в него дополнительные средства, участвуя в распределении прибыли. Базовыми принципами прорыва являются:

  • убеждение, что прорыв нужен и необходим;
  • работа, направленная на прорыв в качестве продукции, должна являться составной частью стратегии предприятия;
  • в качестве целевых ориентиров должны быть принципиально новые изделия и технологии;
  • необходимость постоянной проработки рынка с целью оценки возможных стратегических решений;
  • партнерские взаимоотношения с поставщиками сырья, металлов, комплектующих изделий;
  • непрерывность процесса обучения и повышения квалификации работников фирм, особенно руководящего состава;
  • системы закрепленных нормативными документами либо взаимными соглашениями отношений каждого работника со своими потребителями как в своем подразделении, так и вне его;
  • уважение личности каждого работника, доверие к нему и доведение до него максимума информации о деятельности предприятия;
  • вовлечение всех работающих на предприятии в «стратегию прорыва»;
  • выявление, формирование и использование команд прорыва;
  • формирование условий, обеспечивающих приверженность работников предприятия стратегии прорыва;
  • эффективная мотивирующая организация труда;
  • повышение культурного уровня работников предприятия;
  • стратегическая гибкость в работе;
  • холистический подход к оценке работников (образ мышления руководителей, при котором потребности работников стоят на первом месте среди всех приоритетов предприятия);
  • наличие финансовых ресурсов.

Прорывы могут осуществляться на интенсивных и экстенсивных нововведениях.

Интенсивное нововведение основывается на новшестве, реализация которого обеспечит удовлетворение потребностей рынка таким образом, когда конечные результаты растут быстрее затрат, т. е. суммарная кратность факторов, участвующих в инновационном процессе, превысит затраты на поддержание этого процесса.

Нововведения, носящие  качественный характер, классифицируются с определенной степенью условности на пять групп.

Первая группа — «адаптивные  качественные изменения», примерами  которых являются замены вспомогательных  средств и инструментов, машин, с  помощью которых приспосабливаются  к свойствам сырья, конструкции изделия, к квалификации работников. Применительно к изделиям эти нововведения представляют собой несущественные изменения их параметров.

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"