Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:07, реферат
Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятого хозяйствующего субъекта.
Финансовая политика, определяемая и проводимая госорганами в отношении различных хозяйствующих субъектов через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую систему и правоохранительные органы называется государственной финансовой политикой.
Этапы формирования кредитной политики:
1) Определение принципов кредитной политики по отношению к клиентам. На этом этапе определяется, какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:
2) Формирование
системы кредитных условий (
3) Формирование
стандартов оценки показателей
кредитоспособности и
4) Формирование
процедуры инкассации
5) Обеспечение
использования на предприятии
современных форм
Принятие решений о предоставлении кредитов должно сопровождаться страхованием от возможных рисков.
26.
Основные формы
предприятия
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация, иные формы ее краткосрочного финансирования (спонтанное финансирование, кредиторская задолженность по товарным и финансовым обязательствам, краткосрочные банковские кредиты).
1) факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании “фактор-компании”, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (“фактор-компания”) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (“фактор-компания”) в срок до 3-х дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной платы долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70-90% суммы долга, в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).
Факторинговая
операция позволяет предприятию-продавцу
рефинансировать
К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых коммуникативных актов и соответствующей информации с покупателем в процессе осуществления им платежей.
Процесс факторинга:
1 – поставка продукции
2 – передача счетов-фактур на отгруженную продукцию
3 – немедленная
оплата дебиторской
4 – выставление
счетов к оплате в
5 – оплата счетов в установленный срок
2) учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
3) форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинг компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения
Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля (вексельное поручительство, гарантия), согласно которому, поручившееся лицо – авалист принимает на себя ответственность за оплату векселя перед его владельцем банка страны-импортера. В результате форфейтинговой операции задолженность покупателем по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).
По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. В отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией. Он используется при осуществлении долгосрочных (до 7 лет) экспортных поставок.
Недостатком форфейтинга является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.
1 – предприятие-экспортер и предприятие-импортер заключают между собой соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа (платежи осуществляются обычно по мере выполнения отдельных этапов соглашения). Предприятие-импортер в соответствии с соглашением, обязуется осуществить платежи посредством коммерческих векселей, авансируемых, гарантируемы банком его страны.
2 – предприятие-экспортер
заключает соглашение с банком
(факторинговой компанией
3 – предприятие-импортер индосси
4 – банк страны-импортера
пересылает индоссированные им
векселя предприятия-импортера
5 – предприятие-экспортер продает векселя банку (фактор компании своей страны) и получает за это соответствующие средства.
6 – банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, передаваемые на РЦБ.
4) за границей широко используется еще одна форма рефинансирования дебиторской задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities – ABS).
27. Основные элементы процесса управления дебиторской задолженностью на предприятии
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними или отвлечение средств из оборота организации и использование их другими организациями или физическими лицами.
На уровень
дебиторской задолженности
1. оценка и
классификация клиентов в
2. контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности
3. анализ и
планирование денежных потоков
с учетом коэффициента
Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:
1) сравнении
дополнительной прибыли,
2) сравнении
и оптимизации величины и
Оценка реального
состояния дебиторской
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:
Расшифровка этапов:
1) анализ дебиторской
При проведении анализа рассчитываются:
Также определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
2) формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции - в процессе формирования принципов решаются 2 основных вопроса:
1) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) или потребительский кредит. Товарный кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (обычно товарный кредит предоставляется на срок 1-6 месяцев). Потребительский кредит представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям с отсрочкой платежа (1 месяц – 6 лет).
2) какой тип
кредитной политики следует
Консервативная (жесткая) политика направлена на минимизацию кредитного риска. Это достигается за счет: сокращения круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска, минимизации сроков и размеров предоставленного кредита, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренная политика характеризуется средним уровнем кредитного риска.
Агрессивная политика характеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, в том числе за счет продажи в кредит, не считаясь с высоким уровнем риска: максимальное распространение кредита на все группы покупателей, в том числе и на рискованных, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.
Задача выбора кредитной политики решается каждым предприятием исходя из целевых установок, планов и предпочтений руководства и финансовых менеджеров.
В процессе выбора типа кредитной политики учитываются след факторы: