Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:57, курс лекций
1.Финансовая политика предприятия —представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных задач, определенных учредительными документами предприятия.Основа финансовой политики: четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
1.Финансовая
политика предприятия
—представляет собой целенаправленное
использование финансов для достижения
краткосрочных и долгосрочных задач,
определенных учредительными документами
предприятия.Основа
финансовой политики: четкое определение
единой концепции развития предприятия
как в долгосрочной, так и краткосрочной
перспективе, выбор из всего многообразия
механизмов достижения поставленных целей
наиболее оптимальных, а также разработка
эффективных механизмов контроля.
Ключевой целью разработки фин.пол.орган.
явл создание рациональной системы управления
финн-ми ресурсами направленной на обеспечение
стратегических и тактических задач ее
деят-ти. Указанные задачи индив-ны для
каждого субъекта хозяйсв-ия (напр-р, достижение
оптимальной финансовой устойчивости
и платежеспособности, рентабельности
активов).Целью финансовой пол-ки явл.
оптимизация р-ний фин-р-ния и инвестирования.
Основными задачами ф.п. явл. –обеспечение
источников финансирования производства,
недопущение убытков и увеличение массы
прибыли, выбор направлений и оптимизация
структуры производства с целью повышения
ее эффективности,минимизация финн-ых
рисков.
2. Финансовая политика организации — составная часть ее экономической политики. Она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде. Объект финансовой политики — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов должны соответствовать определенные источники: на предприятии к источникам можно отнести собственный капитал и пассивы, которые инвестируются в производство и приобретают форму активов.
В действующей организации невозможно определить исходную и конечную точки денежного оборота. Величина запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции на складе, дебиторской задолженности и подлежащий оплате коммерческий кредит также колеблются в зависимости от реализации, производственного процесса и финансовой политики организации в отношении кредиторской и дебиторской задолженности, формирования запасов.
Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п. Субъекты финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.
Финансовая
политика заключается в постановке целей
и задач финансового управления, а также
в определении и использовании методов
и средств их реализации, в постоянном
контроле, анализе и оценке соответствия
происходящих процессов намеченным целям.
Финансовая политика проявляется в системе
форм и методов мобилизации и оптимального
распределения финансовых ресурсов, определяет
выбор и разработку финансовых механизмов,
способы и критерии оценки эффективности
и целесообразности формирования, направления
и использования финансовых ресурсов
в управлении.
3. Организация финансовой политики строится на определенных принципах.
Принцип
самоокупаемости и
4. Ведущие экономисты разделяют фин.пол. на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).
Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: - рост государственных расходов;- снижение налогового бремени.
Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:- уменьшение правительственных расходов;- увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая
политика должна ориентироваться на
положительное сальдо правительственного
бюджета, если перед экономикой стоит
задача контроля над инфляцией.
5. Проблема разработки системы фин-го управления предприятием направлена на максимально эффективное достижение сформулированных целей и задач.Во многих рос-ких предприятиях сложилась нерац-ная стр-ра управления, неадекватная происходящим изменениям в эк-кой ситуации. Основные недостатки сущ-щей стр-ры управления:-подрпзделение и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве и как следствие перегружены,- у ген-го дир. Много зам-лей с часто пересекающимися диапазонами отв-сти,-отсутствиет достаточная инф-ционная поддержка деят-ти организации,-отдел автоматизации системы управления предприятием работает на бухг-ию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел, отст-ет служба управления изменениями,которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на изменения внешней среды. Указанные ф-ры приводят к следующей негативной ситуации: многие задачи не решаются в связи с тем, что нет отв-ных лиц либо их слишком много. После детального анализа сущ-ей стр-ры управления ,выявл-ые ее сильных и слабых сторон рук-лю предприятия целесообразно опр-ить базовые принципы, в соот-вии с которыми будет происходить ее реорганизация: - адекватность назначения и функций управляющей системы целым и стратегии организации, - восприимчивость к изменениям внешних условий и способньость к быстрой трансформации управляющих стр-р для р-ния возникающих краткосрочных и долгоср-ых задач,- жесткий контроль за исполнением управленческих р-ний и их рез-тов, -соот-вие квалификации рук-лей и сотрудников кругу их функ-ных обяз-тей. Можно разработать ряд типовых мероприятий для упорядочения орг-ной стр-ры и повышения эф-сти работы. В этих целях целесообразно: -проанализировать сущ-щее положение, - сфор-ать требования к системе управления,включая и управление финн-ми,-наметить основные пути реорганизации системы управления,-опр-ить диапазоны отв-сти в новой орг-ной стр-ры, - адаптировать эту новую орг-ную стр-ру к требованиям б-ого управления.
6. Фор-ние общей управляющей сис-мы на предприятии выр-ет процесс целенаправленных действий по созданию эф-ной сис-мы управления, включая тех-гию учета, планирования и контроля за дв-нием ден-ых ср-тв и финн-вых рез-тов. Цель реформирования предприятия – обеспечение стабильной работы в условиях транзитивной эк-ки. Она может быть достигнута посредством реструктуризации, состоящей из реализации комплекса мер по приведению условий деят-ти в соот-вие с выбранной стратегией ее развития. Конечные рез-ты реформирования: - повышение эф-сти производственно - коммерческой деят-ти, - защита прав участников, - достижение инвестиционной привлекательности предприятия, - использование субъектов хозяйствования рын-ных методов, - привлечение капитала с финн-вого рынка, - улучшение финансово-эк-ких показателей работы предприятия. Решение о реформировании предприятия принимают ее учредители, а также руководство. Для разработки программы реформирования целесообразно создать специальную рабочую группу с предоставлением ей необходимых полномочий. Требование адекватности управляющей системы росту цены фирмы изменяет представляет об эффективности стр-ры управления предприятием. Важное значение имеет включение в прцесс управления организацией таких ключевых аспектов, как денежные потоки и бюджетирование. Формирование управляющей системы на предприятии обеспечивает: - рациональное использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых,технологий и на этой основе устойчивое положение на рынке т-ров и услуг, - прогнозов динамики рынка выпускаемой продукции, - оценки потенциальных рисков, - проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности, - оценки эффективности системы управления.
7. Система орган-онного обеспечения финн-го управления предприятием предст-ет собой взаимосвязанную сеть внутренних стр-ных подразделений и служб организации, обеспечивающих разработку и принятие финн-вых и инвест-ных р-ний и отвечающих за их рез-ты. Организационное обеспечение сис-мы управления финн-ми имеет смысл интегрировать с общей организационной стр-рой управления. Она может включать след-щие сопряженные звенья: - центр управления производственной деят-тью, - центр управления сбытовой деят-тью, - центр управления инвестиционной деят-тью, - центр цуправления финн-вой деят-тью. Принципы форм-ния организ-ой сис-мы управления предусм-ет создание центров управления по двум ключевым признакам: - иерархическое построение предполагает выд-ние различных его уровней, - функциональное построение базируется на разделении центров управлении по функциям и видам деят-ти. Зарубежный и отеч-ный опыт показывает, что наиболее эффективно организационная сис-ма финн-го менеджмента используется при функциональном построении центров управления предприятия. Это связано с тем, что финн-вый менеджмент по своему сод-нию яв-ся функциональной сис-мой управления. Отдельные российские исследователи полагают, что многообразие функций, выполняемых службами предприятия, можно раздели на 2 большие группы: - управление денежными потоками, - учет и контроль за финансовой деят-тью. Другие спец-ты в организации финн-вой службы выд-ют 3 звена:- финн-вый директор, - гл. бухгалтер, -казначей.
8. Методы формирования финансовой политики предприятия. Основное средство реализации финансовой политики — финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.
Финансовые
отношения — это принципы и
система взаимодействия сторон бизнеса
в процессе инвестирования, кредитования,
налогообложения, применения финансовых
рычагов, страхования и т.д. Законодательная
и нормативная базы устанавливают правила
финансового управления и ведения финансовых
операций, права и обязанности руководства
и исполнителей в финансовых отношениях
организации.Финансовые рычаги представляют
собой набор финансовых показателей, способов,
приемов и средств воздействия управляющей
системы на хозяйственную деятельность
организации. К ним относятся : прибыль,
доход, цену, заработную плату, операционный
рычаг, финансовый рычаг, проценты, дивиденды,
финансовые санкции и прочее.
Финансовые методы объединяют в себе бухгалтерский
учет (финансовый и управленческий), экономический
анализ (финансовый и управленческий),
финансовый мониторинг, финансовое планирование,
бюджетирование, финансовое регулирование.
Бухгалтерский учет обеспечивает финансовую
политику необходимой информацией.
Финансовый
анализ является главным инструментом
построения и оценки финансовой политики,
выявления тенденций, измерения пропорций,
планирования, прогнозирования, определения
факторов, исчисления их влияния на результат,
выявления неиспользованных резервов.
На основе анализа делают экономически
обоснованные выводы и разрабатывают
рекомендации по совершенствованию управления
производственной системой.Финансовый
контроль позволяет проверять сохранность
капитала, определять соответствие реальных
процессов целям финансовой политики,
устанавливать ответственность за нарушение
финансовой дисциплины. Материальная основа
финансовой политики и основной ее объект
— финансовые потоки. Финансовые потоки
организации разделяют по трем основным
видам деятельности: текущей, инвестиционной,
финансовой.
9. Учетная политика организации формируется гл. бухгалтером организации и утверждается приказом руководителя организации.
Информация о работе Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика