Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:57, курс лекций

Краткое описание

1.Финансовая политика предприятия —представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных задач, определенных учредительными документами предприятия.Основа финансовой политики: четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Файлы: 1 файл

краткосрочная и долгосрочная фин.политика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

1.Финансовая политика предприятия —представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных  задач, определенных учредительными документами предприятия.Основа финансовой политики: четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля. Ключевой целью разработки фин.пол.орган. явл создание рациональной системы управления финн-ми ресурсами направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деят-ти. Указанные задачи индив-ны для каждого субъекта хозяйсв-ия (напр-р, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов).Целью финансовой пол-ки явл. оптимизация р-ний фин-р-ния и инвестирования. Основными задачами ф.п. явл. –обеспечение источников финансирования производства, недопущение убытков и увеличение массы прибыли, выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения ее эффективности,минимизация финн-ых рисков. 

2. Финансовая политика организации — составная часть ее экономической политики. Она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде. Объект финансовой политики — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов должны соответствовать определенные источники: на предприятии к источникам можно отнести собственный капитал и пассивы, которые инвестируются в производство и приобретают форму активов.

В действующей  организации невозможно определить исходную и конечную точки денежного оборота. Величина запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции на складе, дебиторской задолженности и подлежащий оплате коммерческий кредит также колеблются в зависимости от реализации, производственного процесса и финансовой политики организации в отношении кредиторской и дебиторской задолженности, формирования запасов.

Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п. Субъекты финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Финансовая  политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении. 

3. Организация финансовой политики строится на определенных принципах.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что  средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в: самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы.Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли.Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Как известно, финансы предприятия выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль.Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. 

4. Ведущие экономисты разделяют фин.пол. на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: - рост государственных расходов;- снижение налогового бремени.

Если же правительство  пытается удержать объем выпуска  продукции на его типичном для  рассматриваемой страны уровне и  поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь  политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая  политика подразумевает:- уменьшение правительственных расходов;- увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. 

5. Проблема разработки системы фин-го управления предприятием направлена на максимально эффективное достижение сформулированных  целей и задач.Во многих рос-ких предприятиях сложилась нерац-ная стр-ра управления, неадекватная происходящим изменениям в эк-кой ситуации. Основные недостатки сущ-щей стр-ры управления:-подрпзделение и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве и как следствие перегружены,- у ген-го дир. Много зам-лей с часто пересекающимися диапазонами отв-сти,-отсутствиет достаточная инф-ционная поддержка деят-ти организации,-отдел автоматизации системы управления предприятием работает на бухг-ию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел, отст-ет служба управления изменениями,которая  определяет в конкретный момент времени  ориентацию предприятия на изменения внешней среды. Указанные ф-ры приводят к следующей негативной ситуации: многие задачи не решаются в связи с тем, что нет отв-ных лиц либо их слишком много. После детального анализа сущ-ей стр-ры управления ,выявл-ые ее сильных и слабых сторон рук-лю  предприятия целесообразно опр-ить базовые принципы, в соот-вии с которыми будет происходить ее реорганизация: - адекватность назначения и функций управляющей системы целым и стратегии организации, - восприимчивость к изменениям  внешних условий и способньость к быстрой трансформации управляющих  стр-р для р-ния возникающих  краткосрочных и долгоср-ых задач,- жесткий контроль за исполнением управленческих р-ний и их рез-тов, -соот-вие квалификации рук-лей и сотрудников кругу их функ-ных обяз-тей. Можно разработать ряд типовых мероприятий для упорядочения орг-ной стр-ры и повышения эф-сти работы. В этих целях целесообразно: -проанализировать сущ-щее положение, - сфор-ать требования к системе управления,включая и управление финн-ми,-наметить основные пути реорганизации системы управления,-опр-ить диапазоны отв-сти в новой орг-ной стр-ры, - адаптировать эту новую орг-ную стр-ру к требованиям б-ого управления.

6. Фор-ние общей управляющей сис-мы на предприятии выр-ет процесс целенаправленных действий по созданию эф-ной сис-мы управления, включая тех-гию учета, планирования и контроля за дв-нием ден-ых ср-тв и финн-вых рез-тов. Цель реформирования предприятия – обеспечение стабильной работы в условиях транзитивной эк-ки. Она может быть достигнута посредством реструктуризации, состоящей из реализации комплекса мер по приведению условий деят-ти в соот-вие с выбранной стратегией ее развития. Конечные рез-ты реформирования: - повышение эф-сти производственно -  коммерческой деят-ти, - защита прав участников, - достижение инвестиционной привлекательности предприятия, - использование субъектов хозяйствования рын-ных методов, - привлечение капитала с финн-вого рынка, - улучшение финансово-эк-ких показателей работы предприятия. Решение о реформировании предприятия принимают ее учредители, а также руководство. Для разработки программы реформирования целесообразно создать специальную рабочую группу с предоставлением ей необходимых полномочий. Требование адекватности управляющей системы росту цены фирмы изменяет представляет об эффективности стр-ры управления предприятием. Важное значение имеет включение в прцесс управления организацией таких ключевых аспектов, как денежные потоки и бюджетирование. Формирование управляющей системы на предприятии обеспечивает: - рациональное использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых,технологий и на этой основе устойчивое положение на рынке т-ров и услуг, - прогнозов динамики рынка выпускаемой продукции, - оценки потенциальных рисков, - проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности, - оценки эффективности системы управления.

7. Система орган-онного обеспечения финн-го управления предприятием предст-ет собой взаимосвязанную сеть внутренних стр-ных подразделений и служб организации, обеспечивающих разработку и принятие финн-вых и инвест-ных р-ний и отвечающих  за их рез-ты. Организационное обеспечение сис-мы управления финн-ми имеет смысл интегрировать с общей организационной стр-рой управления. Она может включать след-щие сопряженные звенья: - центр управления производственной деят-тью, - центр управления  сбытовой деят-тью, - центр управления инвестиционной деят-тью, - центр цуправления финн-вой деят-тью. Принципы форм-ния организ-ой сис-мы управления предусм-ет создание центров управления по двум ключевым признакам: - иерархическое построение предполагает выд-ние различных его уровней, - функциональное построение базируется на разделении центров управлении по функциям и видам деят-ти. Зарубежный и отеч-ный опыт показывает, что наиболее эффективно организационная сис-ма финн-го менеджмента используется при функциональном построении центров управления предприятия. Это связано с тем, что финн-вый менеджмент по своему сод-нию яв-ся функциональной сис-мой управления. Отдельные российские исследователи полагают, что многообразие функций, выполняемых службами предприятия, можно раздели на 2 большие группы: - управление денежными потоками, - учет и контроль за финансовой деят-тью. Другие спец-ты в организации финн-вой службы выд-ют 3 звена:- финн-вый директор, - гл. бухгалтер, -казначей. 

8. Методы формирования финансовой политики предприятия. Основное средство реализации финансовой политики — финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

Финансовые  отношения — это принципы и  система взаимодействия сторон бизнеса  в процессе инвестирования, кредитования, налогообложения, применения финансовых рычагов, страхования и т.д. Законодательная и нормативная базы устанавливают правила финансового управления и ведения финансовых операций, права и обязанности руководства и исполнителей в финансовых отношениях организации.Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относятся : прибыль, доход, цену, заработную плату, операционный рычаг, финансовый рычаг, проценты, дивиденды, финансовые санкции  и прочее. 
Финансовые методы объединяют в себе бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), экономический анализ (финансовый и управленческий), финансовый мониторинг, финансовое планирование, бюджетирование, финансовое регулирование. 
Бухгалтерский учет обеспечивает финансовую политику необходимой информацией.

Финансовый  анализ является главным инструментом построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения факторов, исчисления их влияния на результат, выявления неиспользованных резервов. На основе анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершенствованию управления производственной системой.Финансовый контроль позволяет проверять сохранность капитала, определять соответствие реальных процессов целям финансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины. Материальная основа финансовой политики и основной ее объект — финансовые потоки. Финансовые потоки организации разделяют по трем основным видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. 

9. Учетная политика организации формируется гл. бухгалтером организации и утверждается приказом  руководителя организации.

Информация о работе Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика