Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:57, курс лекций

Краткое описание

1.Финансовая политика предприятия —представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных задач, определенных учредительными документами предприятия.Основа финансовой политики: четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Файлы: 1 файл

краткосрочная и долгосрочная фин.политика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Методы  расчета цен весьма многообразны. Существуют затратные, экономические  и рыночные методы ценообразования.

Существуют  различные подходы к формированию цен:

-пассивный  - установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов;

-активный - установление цен в рамках  политики управления сбытом с  целью достижения наиболее выгодных  объемов продаж, средних затрат  на производство и целевого  уровня прибыльности операций. Это наиболее разумный подход.;

-ценностный - установление цен таким образом,  чтобы это обеспечивало предприятию  получение большей прибыли за  счет достижения выгодного для  него соотношения “ ценность/затраты”.

Система ценообразования на продукцию предприятия организована по методу полного учета издержек + рентабельность предприятия. Процент рентабельности устанавливается в пределах 12-16%, в зависимости от спроса на каждый конкретный вид продукции. 

20. Цена- ден-ное выр-ние ст-ти т-ра.Сис-ма цен – гос-ва представляет собой сов-сть разновидностей цен, функционирующих в народном хоз-ве, через к-рую в практике хозяйствования выражается меновая форма ст-ти т-ров, т.е. способность  их обмениваться через деньги. Цена- ден-ная оболочка от-ний мены, ст-ть – их сод-ние. Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно- финн-вых р-ний. Цены и тарифы  даеко не всегда формитруются и пересматриваются самим предприятием. Управление ценами осущ-ся финн-ми службами в действующей системе цен и тарифов. Важнейшая общая целевая задача  управления ценами на уровне гос-ва и предприяия – максимизация финн-вого рез-та. Фундаментальные принципы построения сис-мы цен в эк-ке неизменны. Название цен в конкретных условиях развития  экономической структуры общества  могут меняться. Принципы построения системы цен находят выражение в таких понятиях как: - оптовые цены предприятия, - цены оптово- сбытового звена, - розничные цены. Финансовая политика гос-ва  в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов  финансового регулирования: - иъязития финн-вых ресурсов, - предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Практически эти два м-да реализуются в ценовой сис-ме гос-ва через разнообразные  нал-вые и ненал-вые формы. 1-ый м-д воздействует на уровень цен через увел-ие или уменьшение нал-вых составляющих в ценах на тот или иной вид т-ра. Особенность 2-го м-да гос-го финн-го регул-ия цен яв-ся предоставлением финн-вых ресурсов хоз-щим субъектам.  Прозводитель продукции фор-ет цену ее реал-ции под влиянием спроса и предложения на каждый вид т-ра  в данном сегменте рынка. При проведении ценовой пол-ки предприятие учитывает сущ-щую в рын-ной эк-ке обратную связь между ценной реализации  т-ра и величиной спроса на него. Рыночная цена т-ра и величина его предложения находятся в прямой зависимости. Оперативное управление ценами на предприятии чаще всего связано с принятием р-ний о целесообразности изменения уровня цен. Исключением яв-ся случаи,когда предприятия осваивают новую продукцию, стемятся удержать сложившиейся уровень цен на отдельные изделия.  

21.  Финансовый менеджер управляет ценами или путем установления уровня базовых отпускных цен, или используя скидки и надбавки к базовым ценам. При определении уровня базовых отпускных цен следует различать базовые цены по сравнимой продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде (году), базовые цены по вновь освоенной, несравнимой товарной продукции, которая не производилась в предшествующем периоде. Управление ценой по сравнимой и несравнимой товарной продукции осуществляется на основе плановых калькуляций себестоимости изделия и определения уровня отпускной цены. Для установления цены новой продукции производственно-технического назначения большое значение имеет правильное определение экономической эффективности применения изделия потребителем, а по товарам непроизводственного назначения легкой, текстильной - потребительной стоимости нового продукта. В обоих случаях определяется потребительная ценность или полезность товаров, их способность удовлетворять потребности и запросы потребителя.

Эта потребительная стоимость должна быть правильно выражена в стоимостном, денежном выражении через установленную  цену. По существу, потребительная стоимость представляет способность товара удовлетворить потребности потребителя, которые не сводятся лишь к качеству изделия. Для установления уровня цены рассматриваемой продукции обычно используют параметрические методы: балльный метод, метод удельной цены и регрессионный метод.

Балльный  метод предусматривает оценку потребительных свойств по выделяемым конкретным параметрам качества и полезности товара. К  этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и другие качества и свойства изделия. Каждая позиция для формирования цены нового изделия получает оценку в баллах. На основе суммирования и сопоставления баллов новой и базовой продукции определяется цена новой продукции. Метод удельной цены основывается на выделении главного для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Регрессионный метод связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии, описывающих зависимость изменения цены от улучшения ряда параметров качества изделия. Базовые цены по сравнимой товарной продукции могут быть представлены как цены без скидок и надбавок, а также без налогов, непосредственно формирующих цену реализации продукции. Основным методом формирования базовой цены, наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике, является метод полной себестоимости или денежного выражения всех издержек на производство и реализацию товара. Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на постоянные и переменные издержки на производство и реализацию товара в денежном выражении. Для этого подсчитывается общая сумма прямых переменных затрат на единицу изделия вместе с желательной величиной валовой маржи на единицу этого изделия, определяемой исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли. Установление базовых цен по сравнимой и несравнимой товарной продукции зависит не только от менеджера по продажам или финансового менеджера, но и от типа рынка, на котором работает предприятие. Существуют следующие типы рынка:-рынок чистой конкуренции, когда производимая продукция выпускается многими предприятиями и любой производитель готов вписаться со своими издержками в рыночную цену продаваемой продукции; -рынок монополистической конкуренции, при котором предприятия осуществляют куплю-продажу продукции не по единой рыночной цене, а по дифференцированным ценам, имеющим серьезные отклонения от равновесной рыночной цены; -рынок олигополистической конкуренции (разновидность монополистического рынка) - полузакрытый рынок с затрудненным доступом и немногочисленными участниками, что делает их очень чувствительными ко всяким изменениям цен на нем; -рынок чистой или полной монополии, где конкуренция фактически отсутствует и производитель или продавец товара получает возможность проводить любую ценовую политику, максимально приемлемую для покупателя.

Проведение  ценовой политики обычно осуществляется в соответствии с типом и тенденциями того сегмента рынка, в котором находится предприятие. Большое влияние на управление ценами будет оказывать не только текущая деловая активность, но и стратегические претензии предприятия на удержание и развитие своих позиций. 
 

22.  Эффективным методом реализации тактических и стратегических целей предприятия, а также задач по поддержанию объема продаж товаров и рентабельности является ассортиментный или структурный сдвиг. Принятие финансового решения о целесообразности структурного сдвига в производстве и реализации может осуществляться для достижения высоких финансовых результатов, стабилизации объема продаж, ограничения выпуска неходовых изделий в изменившихся условиях товародвижения.

Использование цены для решения целевых задач  сопряжено с изменением структуры  и ассортимента изделий и обязательно  связано с изменением средней  цены номенклатуры производства. Выпуск продукции осуществляется в структуре  и ассортименте, а также

в ценах, принятых в планово-прогнозных расчетах предприятия на предстоящий период. Запланированный объем реализации (продаж) даже при полном соблюдении установленной структуры производства и ассортимента изделий всегда будет отличаться от фактического объема реализации за счет ценового фактора. Таким образом, средняя цена продаж будет отклоняться от цены, предусмотренной в плане. Однако средняя цена на продукцию еще в большей степени подвержена структурному и ассортиментному сдвигам против плана-прогноза. Это обстоятельство и делает возможным при необходимости активно влиять на среднюю цену номенклатуры продукции. Управляя таким образом средней ценой, можно управлять и прибылью предприятия.

Методы  фиксирования цен предприятия относятся  к наиболее сложной области управленческой деятельности. Отследить возможность повышения или необходимость понижения цен в соответствии со спросом и предложением товара на рынке относительно легко, так же как и установить цены на изделия, снятые с производства. Однако для установления долговременных (стабильных) цен требуется применение методов фиксирования сложившейся цены. Эти методы противодействуют как повышению, так и понижению цены товара на рынке. В первом случае подразумевается фиксация низких цен, во втором - удержание высоких рыночных цен. В обоих случаях ценовая политика предприятия может быть достаточно обоснована, однако при этом трудно избежать снижения объема продаж, а также возможного финансового результата деятельности. Фиксация или удержание цен стоят немалых денег, компенсирующих потери от снижения объема продаж и прибыли, поэтому проведение такой политики есть вопрос не тактики, а стратегии управления ценами на предприятии. В условиях инфляции предприятие может использовать следующие методы фиксации низкой цены и удержания высокой продажной цены на отдельные виды продукции: -внутреннюю компенсацию потерь от сохранения стабильных цен за счет финансовых ресурсов вышестоящей организации; -бюджетную компенсацию потерь от поддержания стабильных цен за счет ресурсов бюджетной системы; -внебюджетную внешнюю компенсацию потерь от стабилизации низких внутренних или экспортных цен зарубежными инвесторами; -получение льгот по налогам, формирующим цену, и таможенным платежам; -использование договорных отношений.

Договорный  метод предусматривает одновременно и хеджирование рисков. Он находит достаточно широкое применение в рыночной практике при гарантированном обеспечении продажи и доходов в операциях купли-продажи товаров, ценных бумаг и иностранной валюты. Для второй стороны договора - покупателя интерес состоит В экономии денежных расходов против прогнозируемых цен рынка. Обычно предприятия, фирмы, компании выступают на рынке одновременно в роли покупателей и продавцов товаров, поэтому в целях оптимизации соотношения затрат и накоплений для них очень полезно осуществлять операции по хеджированию как на повышение, так и на понижение. 
 

23. Для того чтобы удовлетворить требования различных пользователей бухгалтерской информации, затраты и доходы должны быть классифицированы. Для правильной классификации затрат надо определить, к какому направлению учета они относятся, т.е. какова цель их учета. При этом под направлением учета понимается любое подразделение производства, где требуется самостоятельная калькуляция затрат. Три направления учета затрат: для оценки запасов готовой продукции; принятия решения; осуществления процесса контроля и регулирования. Для оценки запасов готовой продукции подразделили затраты на производственные и непроизводственные, при этом производственные затраты в свою очередь подразделяются на составные части. С точки зрения принятия решения затраты классифицируются по их динамике, а также как принимаемые и не принимаемые в расчет, безвозвратные, вмененные, маржинальные (предельные) и инкрементные (приростные). Затраты классифицируются как регулируемые и нерегулируемые, постоянные и переменные.

На фоне настоящей экономической реалии необходимо повысить заинтересованность самих организаций в использовании  учетной информации для целей  оперативного руководства и управления. Схема классификации затрат зависит от назначения информации, то есть от того, для чего затраты выделяют в определенные группы.

Направления учета затрат делятся на три большие  группы: 1. информация о затратах для оценки запасов; 2. данные о затратах для принятия решений; 3. сведения о затратах для контроля и регулирования.

Например, расходы на содержание станка, находящегося в эксплуатации, являются направлением, по которому необходимо будет вести  учет для сравнения зарегистрированных данных с ожидаемыми расходами на содержание предлагаемого станка и его замены. Эта информация относится к категории затрат, учитываемых при принятии решений. Подобно этому учет расходов на содержание отдела организации относится к направлению, по которому нужно вести учет для сравнения регистрируемых данных со сметными затратами. Эти данные попадают в категорию информации, необходимой для контроля и регулирования.

По направлению  учета затраты можно классифицировать следующим образом: 1. Затраты для определения стоимости запасов продукции: -· Затраты на отчетный период и себестоимость продукции, -· Составляющие затрат на производство продукции, -· Позаказная и попроцессная калькуляция затрат. 2. Затраты на производство, по которым принимаются решения: -· Динамика затрат, -· Затраты будущего периода и затраты прошлого периода,- Устранимые и неустранимые затраты,- Безвозвратные затраты, - Вмененные затраты, -Предельные (маржинальные) и приростные (инкрементные) затраты. 3. Затраты, по которым осуществляется контроль и регулирование: - Регулируемые и нерегулируемые затраты, - Динамика затрат. 

24. Планирование, контроль и регулирование затрат непосредственно связаны с изменением объема производства, делением издержек на переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные. Издержки неодинаково зависят от изменения объема производства. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности предприятия, однако рассчитанные на единицу продукции они меняются при изменении объемов производства. К постоянным затратам относятся расходы на аренду, сумма амортизационных отчислений, расходы по налогу на имущество и др. Особое значение имеют полупостоянные затраты. До определенного объема выпуска продукции их сумма остается неизменной, а при достижении этого объема сумма затрат повышается. Например, для увеличения количества выпускаемой продукции на участке необходимо задействовать еще одного мастера, оклад мастера скачкообразно увеличит сумму постоянных затрат. Существенное изменение производственных мощностей, оборудования, трудовых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличению или уменьшению постоянных затрат. Таким образом, затраты являются постоянными только внутри ограниченного периода времени. Для целей оперативного планирования и управления используют годовой отрезок времени. Предполагается, что внутри этого периода постоянные затраты остаются неизменными.

Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Полупеременные затраты имеют переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат меняется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение определенного периода времени. Примерами таких полупеременных затрат являются расходы на оплату телефонных услуг. Часть этих расходов составляет фиксированную сумму абонентской платы, другая часть - оплата за междугородные и международные разговоры является переменной. Такие расходы анализируются не как единое целое, отдельные составляющие их компоненты учитываются в группе постоянных и переменных затрат. Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного CVP. Операционный анализ - основной инструмент оперативного финансового планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены. Ключевыми элементами операционного анализа являются: -порог рентабельности; -операционный рычаг; - запас финансовой прочности.

Информация о работе Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика