Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:57, курс лекций

Краткое описание

1.Финансовая политика предприятия —представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных задач, определенных учредительными документами предприятия.Основа финансовой политики: четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Файлы: 1 файл

краткосрочная и долгосрочная фин.политика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Банковское  кредитование. Получение банковского кредита не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях. Для нормального функционирования экономики крайне необходимо развитие сети инвестиционных банков. Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется.

Взаимное  финансирование хозяйствующих  субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость. В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы - бюджетного финансирования и взаимного, финансирования предприятий. 

15. Капитал является главной экономической базой создания и развития предпринимательской фирмы, так как он характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Необходимо рассмотреть классификацию капитала по различным признакам. По принадлежности различают собственный и заемный капитал. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности. В его составе учитываются уставный (складочный), добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.Уставный (складочный) капитал образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении жизни фирмы. Уставный капитал является основным источником собственных средств. Капитал называется уставным потому, что его размер фиксируется в уставе предприятия, который подлежит регистрации в установленном порядке. Добавочный капитал включает в себя: -сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества фирмы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке; -безвозмездно полученные фирмой ценности; -сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионных доход акционерного общества); -другие аналогичные суммы. Резервный капитал создается для покрытия возможных убытков фирмы, а также для погашения облигаций, эмитированных фирмой, и выкупа собственных акций. Заемный капитал включает в себя денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фирмы. Все формы заемного капитала, используемого фирмой, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в определенные сроки. По объекту инвестирования различают основной и оборотный капитал. Основной капитал представляет собой ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды внеоборотных активов, а не только в основные средства, как иногда трактуется в литературе. Оборотный капитал — это часть капитала фирмы, инвестированного в оборотные средства фирмы.  
 

16. Уставный капитал. Выступает основным и, как правило, единственным источником финансирования на момент создания коммерческой организации акционерного типа; он характеризует долю собственников в активах предприятия. В балансе уставный капитал отражается в сумме, определенной учредительными документами. Увеличение (уменьшение) уставного капитала допускается по решению собственников организации по итогам собрания за год с обязательным изменением учредительных документов.

Обыкновенные  акции являются основным компонентом  уставного капитала компании. С позиции  потенциальных инвесторов они характеризуются  особенностями: (а) могут генерировать относительно больший доход, однако более рисковые по сравнению с  другими вариантами инвестирования средств; (б) нет гарантированного дохода; (в) нет гарантии, что при продаже акций их владелец не понесет убытка; (г) при ликвидации компании право на получение части имущества реализуется в последнюю очередь. Обыкновенная акция дает право на получение плавающего дохода, т. е. дохода, зависящего от результатов деятельности общества, а также право на участие в управлении. Владелец привилегированной акции имеет право на получение дивидендов в форме гарантированного фиксированного процента, а также на долю в остатке активов при ликвидации общества.

Добавочный  капитал. Является дополнением к уставному капиталу и включает сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций.

Резервный капитал. Источники, отражаемые в этом подразделе, могут создаваться в организации либо в обязательном порядке, либо в том случае, если это предусмотрено в учредительных документах. Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах открытого типа и организациях с участием иностранных инвестиций. Формирование резервного капитала осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения, им установленного размера. Величина этих отчислений также определяется в уставе, но не может быть менее 5% чистой прибыли

Нераспределенная  прибыль. Полученная предприятием по итогам года прибыль распределяется решением компетентного органа на выплату дивидендов, формирование резервного и других фондов, покрытие убытков прошлых лет и др. Оставшийся нераспределенным остаток прибыли по существу представляет собой реинвестирование прибыли в активы предприятия; он отражается в балансе как источник собственных средств и остается неизменным до следующего собрания акционеров.

Источником  финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций. В мировой практике известны различные способы эмиссии акций: * продажа непосредственно инвесторам по подписке; * продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц; * тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции); * размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов. Эмиссия акций - дорогостоящий и протяженный во времени процесс, кроме того, он регулируется законодательством. 

17.  Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодно экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал. Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов. Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосрочные кредиты.

Облигационный заем. Облигации являются долговыми ценными бумагами. Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигации могут выпускаться в обращение: (а) государством и его субъектами; (б) корпорациями (акционерными обществами);

в первом случае облигации называются государственными или муниципальными, во втором - долговыми частными ценными бумагами. Облигации хозяйствующих субъектов классифицируются по ряду признаков, в частности по сроку действия (краткосрочные - до 3 лет, среднесрочные - до 7 лет, долгосрочные - до 30 лет, бессрочные), по способам выплаты купонного дохода, по способу обеспечения займа, по характеру обращения (обычные и конвертируемые). Купонная ставка по облигациям чаще всего зависит от средней процентной ставки на рынке капиталов.

Акционерное общество вправе выпускать облигации: (а) обеспеченные залогом своего определенного имущества; (б) под обеспечение, специально предоставленное третьими лицами; (в) без обеспечения.

С позиции  эмитентов и инвесторов облигационный  заем имеет свои плюсы и минусы. Эмитенту выгоден обоснованный выпуск облигаций, поскольку: * объем денежных средств, которыми будет распоряжаться предприятие, резко увеличится, появятся возможности для внедрения новых инвестиционных проектов; * выплаты держателям облигаций чаще всего осуществляются по стабильным, не подверженным резким колебаниям ставкам, что приводит к предсказуемости расходов по обслуживанию этого источника; * стоимость источника меньше; * источник дешевле в плане мобилизации средств; * процедура привлечения средств менее трудоемка. Основной недостаток - выпуск займа приводит к повышению финансовой зависимости компании, т. е. к увеличению финансового риска ее деятельности.

Долгосрочный  банковский кредит. Банковский кредит предоставляют коммерческие банки и другие кредитные организации, получившие в ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций.

В основном банки вещают краткосрочные кредиты; эти кредиты используются для  финансирования текущих операций и  поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты  в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в результате проводимых мероприятий «капитального» характера. Независимо от суммы кредита кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он считается не действительным; в этом -- одно из отличий его от договора займа, который заключается в письменной форме лишь в том случае, если его сумма не менее чем в десять раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда. 

18. Одним из источников финансирования является лизинг. Он представляет собой качественное взаимодействие предпринимательства и финансового сектора. По сути, лизинг это своеобразный кредит на покупку нового оборудования, новых производственных площадей или офиса через аренду. Самым распространенным видом лизинга считаются сделки по приобретению оборудования или техники, когда предприниматель лично указывает лизингодателю марку и производителя. В нашей стране лизинговые сделки только набирают обороты и с каждым годом популярность лизинга лишь возрастает. Финансовый лизинг необходим, когда требуется подвергнуть производство серьезным инновационным переменам, заменить оборудование, обзавестись новой вычислительной техникой, транспортными средствами. Основные формы договоров: — Стандартный договор. В сделке участвуют три стороны. Лизингодатель, собственник объекта лизинга и предприниматель. Сделка проходит в три этапа. Приобретение оборудования лизингодателем, сдача его в аренду предпринимателю и подписание опциона на продажу.— Договор о поставке. Оборудование здесь продается лизингодателю самим владельцем, без вмешательства третьих лиц.2 варианта лизинга — краткосрочный, то есть оперативный, и капитальный.

Сделка  лизинга заключается с учетом срока службы самого оборудования, если же контракт разрывается раньше указанной даты, то арендодатель имеет полное право требовать компенсацию за ущерб. Лизинг сейчас считается одним из самых перспективных источников финансирования для малого бизнеса, он выгоднее системы кредитов или покупка необходимого оборудования за собственный деньги. Лизинг отличается более щадящими правилами соглашения, он не требует обязательного подтверждения устойчивого финансового положения предпринимателя, а сами объекты лизинга до окончания действия договора принадлежат лизингодателю, а, значит, нет надобности говорить о ликвидном обеспечении.

Другой  плюс лизинга, это возможность не изымать из оборота фирмы значительные средства, не брать на себя бремя кредитной ответственности, не озадачиваться поиском средств или накоплением нужной суммы. Лизинг обещает быстрый старт и избавляет от массы проблем. Процедура документального оформления не обременительна, для заключения сделки необходим лишь минимальный пакет документов, заполненная анкета-заявка и договоренность с лизингодателем. С продавцом заключают стандартный договор купли-продажи, а с получателем лизинга – договор лизинга.

19. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. В любых условиях нельзя устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов устанавливаемой цены.

Под политикой  понимают общие принципы, которых  предприятие придерживается в сфере  установления цен на свои товары. Стратегия ценообразования - это набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Один из вариантов ценовой политики - поддерживание цен несколько ниже уровня конкурентов, чтобы обеспечить рост продаж по сравнению с общим темпом расширения рынка.

Тактика ценообразования - это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных перед ценовиками задач , например, скидки и надбавки к ценам.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие  устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости  от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.

Информация о работе Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика