Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:57, курс лекций
1.Финансовая политика предприятия —представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных задач, определенных учредительными документами предприятия.Основа финансовой политики: четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Вновь
созданная организация
1. Распространяется
на организации, публикующие
6. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Последствия
изменения учетной политики, оказавшие
или способные оказать
10. Оборотный капитал — это капитал организации, вложенный в оборотные активы, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности. Оборотный капитал как минимум однократно оборачивается в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотного капитала, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Движение оборотных средств организации в процессе операционного цикла проходит четыре стадии, последовательно меняя свои формы:1.На первой стадии денежные средства используются для приобретения товаров, т.е. входящих запасов материальных оборотных средств. 2.На второй стадии входящие запасы материальных оборотных средств в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции. 3.На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность. 4.На четвертой стадии инкассированная, т.е. оплаченная, дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные средства, часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.
В процессе управления оборотным капиталом в рамках операционного цикла выделяют две основные составляющие: -производственный цикл организации; -финансовый цикл организации.
Производственный цикл организации характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных средств, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления товаров в организацию и заканчивая моментом отгрузки покупателям.
Продолжительность
производственного цикла
ППЦ = ПОСМ + ПОНЗ + ПОГП , где ППЦ — продолжительность производственного цикла организации, в днях; ПОСМ — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях; ПОНЗ — период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях; ПОГП — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.
Финансовый цикл организации представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотный капитал, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные товары и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за реализацию товаров. Продолжительность финансового цикла организации определяется по следующей формуле: ПФЦ = ППЦ + ПОДЗ — ПОКЗ ,где ПФЦ — продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) организации, в днях; ППЦ — продолжительность производственного цикла организации, в днях; ПОДЗ — средний период оборота дебиторской задолженности, в днях; ПОКЗ — средний период оборота кредиторской задолженности, в днях.
Классификация оборотных активов может быть построена по следующим основным признакам.
По характеру финансовых источников: -валовые оборотные активы; -чистые оборотные активы; -собственные оборотные активы. По видам: -запасы сырья, материалов, полуфабрикатов; -запасы готовой продукции; -собственные оборотные активы; -денежные активы; -прочие виды оборотных активов. По характеру участия в операционном процессе: -Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл организации; -Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл организации. По периоду функционирования: -Постоянная часть оборотных активов; -Переменная часть оборотных активов.
Управление
использованием оборотного капитала организации
связано с конкретными
11. Главный принцип политики формирования товарных запасов - иметь такое количество продукции, которое необходимо для удовлетворения существующего спроса, и своевременно пополнять запасы новыми партиями товаров.
Хранение товарных запасов - дело довольно дорогостоящее, поэтому главная задача заключается в том, чтобы свести к минимуму связанные с этим затраты. Причем такая задача стоит перед каждым предпринимателем независимо от того, чем конкретно он занимается. Поставщики же заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше своих товаров, поэтому они будут всеми силами убеждать в необходимости создания больших товарных запасов.
Если поставщикам удастся убедить в этом, они убивают сразу двух зайцев: во-первых, они увеличивают объем сбыта своей продукции, а, во-вторых, оставляют не у дел своих конкурентов, по крайней мере до тех пор, пока Вы не надумаете пополнить свои товарные запасы.
Итак, главная задача - заказать минимальное количество продукции, иметь минимальные товарные запасы. Однако бывают такие ситуации, когда имеет смысл заказать большее количество товаров и увеличить свои товарные запасы.
Это может быть связано с -изменениями моды или вкусов; -изменениями в жизни общества; -изменениями юридических норм и требований; -сезонными колебаниями спроса; -увеличением потребительского спроса в результате проведенной рекламной кампании или мер, направленных на стимулирование сбыта; -особыми причинами.
Под "особыми
причинами" имеется в виду закупка
на выгодных условиях большого количества
продукции какого-нибудь предприятия-банкрота
или же запасов продукции, пострадавших
в результате пожара. Однако в этих случаях
нужно быть очень осторожным: ведь товары
могут оказаться некачественными или
устаревшими. В результате не только не
получите прибыли, но и можете понести
серьезные убытки. Во всяком случае должны
быть уверены в том, что деньги будут потрачены
не зря и не приведут к возникновению ненужных
дополнительных товарных запасов.
12. В условиях конкуренции многие предприятия вынуждены произ-ть продажу т-ра с отсрочкой платежей. Дебиторская зад-сть – это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на опр-ную дату. Возникновение деб-кой зад-сти в сис-ме безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хоз-ой деят-сти предприятия.
Основными задачами управления деб-кой зад-сти яв-ся: - ограничение приемлемого уровня деб-кой зад-ти, - выбо условий продаж,обеспечивающих гарантированное поступление ден-ых ср-тв,- ускорение востребования долга. В сис-ме управления финн-ми предлагаются след-щие мероприятия по управлению деб-кой зад-тью: - исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска, - периодический пересмотр предельной суммы кредита, - использование воз-сти оплаты деб-кой зад-сти векселями,ЦБумагами. Развитие рын-ых от-ий и инфраструктуры финн-го рынка позволяют использовать в практике финн-го менеджмента такую форму управления деб-кой зад-стью, как ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия- ден-ые стр-ва и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефин-ния деб-ой зад-сти,используемыми в настоящее время ,яв-ся:-факторинг,-учет векселей,выданных покупателями продукции, -форфейтинг.
13. Ключевыми категориями, связанными с управлением денежными сре-ми , яв-ся остаток ден-ых ср-тв и денежный оборот предприятия. Остаток ден-ых ср-тв – это временно свободные ден-ые ср-ва на счетах и в кассе предприятия, наиболее ликвидная категория активов к-рая обеспечивает текущую платежесп-сть предприятия, а след-но , и свободу выбора действия.Под ден-ым оборотом понимается разность между всеми полученными и выплаченными предприятием ден-ми ср-вами за опред-ный период времени. Политика управления ден-ми ср-ми – часть общей политики управления оборонными активами предприятии, заключающаяся в оптимизации размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежесп-сти и эффект-го испльзования в процессе хранения. Ден-ми ср-вами наз. Неприбыльные активы, к-рые при хранении на расчетном счете и в кассе теряют часть своей ст-сти. Выд-ются след-щие виды денежных активов:- операционный остаток ден-ых активов, поддерживаемый для обеспечения текущих платежей, связанных с хоз-ной деят-тью предприятия, - резервный остаток ден-ых активов, фор-мый с целью страхования риска несвоеременного поступления ср-тв в связи с ухудшением конъюктуры на рынке или замедлением платежного оборота для поддержания необходимого уровня платежесп-сти по текущим обяз-вам предприятия, -ивестиционный остаток ден-ых активов, обеспеч-щий воз-сть осущ-ния эф-ных краткоср-ных финн-вых вложений при благоприятной конъюктуре рынка, - компенсационный остаток ден-ых активов, форм-мый по требованию банка, осущ-щего расчетно-кассовое обслуживание и кредитование предприятия. Модель оптимизации среднего остатка рен-ых активов предприятия основана на достижении компромисса между издержками упущенной выгоды поддержания значительного остатка ср-тв на счете и издержками масштабов производства, связанными с небольшим остатком ден-ной наличности и необходимостью реализовывать ценные бумаги.
14. В основе экономики рыночного типа лежит пятиэлементная система финансирования ее системообразующих компонентов: самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.
Самофинансирование. В данном случае речь идет о финансировании деятельности фирмы, за счет генерируемой ею прибыли. Собственники предприятия всегда имеют выбор между: (а) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты; (б) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным; (в) комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части -- реинвестированная прибыль и дивиденды.
Последний вариант является распространенным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности.
Самофинансирование - наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.
Финансирование через механизмы рынка капитала. Никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие прибегает к привлечению средств из других источников. Наиболее значимый источник - рынки капитала. Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В 1 случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во 2 случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа. По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компании практически «бездонен». Функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами.
Информация о работе Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика