Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:06, доклад
Финансовую политику компании можно определить как систему идей и взглядов, целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее целей. Основными целями финансовой политики российских компаний являются: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала компании, обеспечение её финансовой устойчивости, повышение уровня капитализации компании, повышение конкурентоспособности и усиление позиций на рынке, достижение информационной прозрачности финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности компании, создание эффективного механизма управления компанией.
1.1.
Понятие о краткосрочной
финансовой политике
и ее задачи
В рыночных условиях принятие эффективных финансовых решений на микроуровне во многом определяется корпоративной финансовой политикой.
Финансовую политику компании можно определить как систему идей и взглядов, целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее целей. Основными целями финансовой политики российских компаний являются: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала компании, обеспечение её финансовой устойчивости, повышение уровня капитализации компании, повышение конкурентоспособности и усиление позиций на рынке, достижение информационной прозрачности финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности компании, создание эффективного механизма управления компанией.
Выбор того или иного варианта финансовой политики компании зависит от множества внутренних и внешних факторов. На выбор и обоснование корпоративной финансовой политики влияют следующие основные внутренние факторы: организационно-правовая форма компании, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационная структура управления, степень развития финансового менеджмента в компании. К внешним факторам относятся макроэкономическая ситуация, конъюнктура рынков, степень либерализации законодательства и другие,
В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную корпоративную финансовую политику. Долгосрочная финансовая политика компании — это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения сё долгосрочных целей. Такая политика направлена па всесторонний поиск источников финансового обеспечения её развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость компании.
Краткосрочная финансовая политика компании — это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов компании.
Основными задачами являются:
Взаимосвязь
долгосрочной финансовой политики компании
с краткосрочной проявляется в том,
что последняя конкретизирует инструменты
и способы достижения долгосрочных целей
компании по отдельным аспектам её финансовой
деятельности. Приоритет в принятии финансовых
решений в компании принадлежит долгосрочной
финансовой политике, способной обеспечить
эффективное развитие компании и её высокую
финансовую устойчивость. Соответственно
и состав элементов долгосрочной финансовой
политики отличается от краткосрочной
финансовой политики компании. В состав
долгосрочной корпоративной финансовой
политики включаются инвестиционная и
дивидендная политика, поскольку от этих
направлений зависят финансовый потенциал
и долгосрочная финансовая устойчивость
компании.
1.2.
Цели краткосрочной
финансовой политики
предприятия
Целью разработки краткосрочной финансовой политики предприятия является решение наиболее острых текущих финансовых проблем, для улучшения финансового состояния предприятия и повышения его финансовой устойчивости.
Указанная цель индивидуальна для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования цены на продукцию, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).
Известно,
что в сегодняшних условиях для
большинства предприятий
Одной
из задач успешного
При разработке финансовой политики оперативного периода основными учитываемыми целями предприятия являются:1
Следует
отметить тот факт, что при разработке
эффективной системы управления
финансами постоянно возникает
основная проблема совмещения интересов
развития предприятия, наличия достаточного
уровня денежных средств для проведения
указанного развития и сохранения высокой
платежеспособности предприятия.
1.3.
Основные направления
разработки краткосрочной
финансовой политики
предприятия
К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:2
Успешное ведение коммерческой деятельности российскими компаниями в значительной степени зависит от избранной ими ценовой политики. К основным факторам, способствующим усилению роли цен, относятся: увеличение размеров компаний и усложнение форм их деятельности в условиях рынка, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции на рынке, снижение рентабельности и общей экономической эффективности промышленного производства. Состояние системы цен - уровень, динамика, соотношение цеп — существенно влияют на жизнеспособность компаний, их финансовую устойчивость. Прежде всего, цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность компаний.
Ценовая политика рассматривается в контексте финансовой краткосрочной политики компании как се первичный элемент. Иными словами, формирование финансовой политики компании должно начинаться с определения ценовой политики. Это обусловлено тем, что финансовые отношения компании возникают лишь после продажи товара (услуги) по рыночным ценам. Ценовая политика компании выступает в качестве таргетированной (задающей) системы. Все последующие действия компании в финансовой области в значительной степени ориентированы на выбранные компанией цепы. По мере усиления конкуренции влияние ценовой политики па финансовое состояние компаний, их финансовую устойчивость усиливается.
Ценовая политика российских компаний включает: выбор типа ценовой политики, выбор формы цены реализации товара (услуги) с учетом особенностей его движения от производителя к потребителю и особенностей налогообложения товара, выбор уровня цены товара (услуги) в зависимости от конъюнктуры рынка и положения компании на нем, выбор ценового метода формирования цепы товара (услуги).
Исключительно важное значение в ценовой политике занимает выбор методов формирования цены товара (услуги), конкретных способов ее формирования. Расчетные методы базируются главным образом на учете внутрипроизводственных условий предприятия. В результате использования методов данной группы компания определяет желаемый уровень цеп, не скорректированный в полной мере с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры. В финансовом менеджменте многих российских компаний преобладает метод полных издержек. Его применяют компании, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.
Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая предприятию прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
При разработке краткосрочной финансовой политики компании важное значение имеют такие ее элементы, как политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью компании.
Политика управления оборотными активами, как составная часть общей финансовой политики компании, состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования для достижения целей компании и поддержания высокого уровня финансовой устойчивости.
Политика управления кредиторской задолженностью предприятия заключается в обеспечении своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав. Алгоритм управления кредиторской задолженностью компании состоит в следующем: анализ кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде, определение величины и состава кредиторской задолженности компании в предстоящем периоде, установление периодичности выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности, оценка эффекта прироста кредиторской задолженности компании, обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.
Как показывает практика, управление движением кредиторской задолженности - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей компании в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Управление движением кредиторской задолженности увязывается с динамикой дебиторской задолженности. Алгоритм реструктуризации долговых обязательств компании может быть представлен следующим образом: проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности, выделение на основе результатов инвентаризации приоритетных направлений реструктуризации, построение финансового плана в форме прогноза движения денежных средств, анализ вариантов реструктуризации и построение оптимального графика погашения кредиторской задолженности, анализ вариантов реструктуризации с оговариваемыми условиями (оптимизация предлагаемых вариантов и выбор схем реструктуризации, приемлемых для кредиторов и предприятия-должника), построение окончательного графика погашения задолженности и документальное оформление достигнутых договоренностей, расчет эффективности проведенной реструктуризации.
Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).
Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов: