Краткосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Начиная с 1991 года, в нашей стране проводится курс реформ, направленных на переход от государственной системы регулирования к рыночной системе отношений.

За последние несколько лет в России начал развиваться малый и средний бизнес, одной из существенных черт становления которого, принято считать повышение качества менеджмента и совершенствование его неотъемлемой составляющей — целенаправленной маркетинговой политики.

Файлы: 1 файл

Реферат КФП.docx

— 30.37 Кб (Скачать)

Начиная с 1991 года, в нашей  стране проводится курс реформ, направленных на переход от государственной системы  регулирования к рыночной системе  отношений.

За последние несколько  лет в России начал развиваться  малый и средний бизнес, одной  из существенных черт становления которого, принято считать повышение качества менеджмента и совершенствование его неотъемлемой составляющей — целенаправленной маркетинговой политики. Работа предприятий в условиях рыночных реформ потребовала существенных изменений в подходах к планированию деятельности, реализации стратегии управления на новых принципах. Актуальными для руководителей становятся такие вопросы, как выявление наиболее эффективных путей сбыта продукции, улучшение ее качества, снижение себестоимости товаров и услуг преимущественно путем сокращения внутренних издержек.

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его структуру, содержание, типологию, сущность, условия возникновения.

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного  производства и обращения это  понятие неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка.

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретает  все более сложное толкование, которое находит отражение в  мировой экономической литературе. Так, французский экономист –  математик О. Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.

С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно –  денежных отношений возникает возможность  разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо  формируется новая структура  общественного производства – сфера  обращения, которая характеризуется  обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью  выполнения определенных специфических  для обращения функций.

В результате возникает новое  понимание рынка как формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Важно подчеркнуть, что рынок – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Если рассматривать рынок  со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения  рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).

Рынок включает не только отношения  по купле – продаже (его иногда определяют как сферу купли –  продажи товаров и услуг), но и  социально – экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также  организационно – экономические  отношения (различные конкретные формы  организации рынка и т.д.). Это  дает основания рассматривать рынок  в функционирующей экономической  системе как самостоятельную  подсистему.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть  рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка).

Характеристику рынка  как совокупности или арены купли  – продажи можно раскрыть через  его структуры, систему и инфраструктуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются:

-тесная связь между  ее элементами;

-определенная устойчивость  этих связей;

-целостность, совокупность  данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется  весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам:

Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на: 

-рынок продовольственных  товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных  товаров, предназначен для продажи  обширной группы товаров народного  потребления, включая одежду, обувь,  предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные  виды строительных материалов  и многое другое;

- рынок услуг охватывает  платные услуги по бытовому  обслуживанию населения, коммунальные  услуги и на информационные  услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- рынок жилья распространяет  свои действия на жилые помещения;

- особой категорией рынка  недвижимости выступает земля;  под землей в данном случае  понимаются не только земельные  участки для сельскохозяйственного  производства, строительства или  других нужд, но и недра земли,  полезные ископаемые. Поэтому на  рынке земли встречаются представители  и сельского хозяйства, и строительной  индустрии, и промышленности, прежде  всего добывающих отраслей, и  государственных структур. Большинство  сделок на данном рынке связано  не с куплей – продажей земли,  а лишь с передачей земли  на определенный срок в аренду.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

Денежный  рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

Рынок инноваций -  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

По субъектам:

Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание

Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному  разделению труда:

Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

Региональный  рынок;

Национальный  рынок, который охватывает всю национальную территорию;

Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщения:

-Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;

-Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;

-Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

По степени  зрелости:

-Неразвитый  рынок;

-Развитый  рынок;

-Формирующийся  рынок;

По степени  ограниченности конкуренции:

Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

Олигополистический  рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

Смешанный рынок;

По соответствию действующему законодательству:

Легальный рынок (открытый, узаконенный);

Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

Информация о работе Краткосрочная финансовая политика