Краткосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятого хозяйствующего субъекта.
Финансовая политика, определяемая и проводимая госорганами в отношении различных хозяйствующих субъектов через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую систему и правоохранительные органы называется государственной финансовой политикой.

Файлы: 1 файл

КФП.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

3) определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту.

Расчет необходимой суммы финансовых средств производится по формуле:

ИДЗ = ОРК * КС:Ц * (ППКСР + ПРСР) : 360

ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит, КС:Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выражен десятичной дробью, ППКСР – средний период предоставления кредита покупателям в днях, ПРСР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту в днях

4) формирование системы кредитных условий. В состав условий входят следующие элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию;
  • размер предоставляемого кредита (лимит кредита) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному или потребительскому кредиту;
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию) характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию;
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5) формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита – в составе установления таких стандартов покупателей лежит их кредитоспособность. Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие элементы:

    1. определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей,
    2. формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей, обеспечение ее достоверности,
    3. выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик,
    4. группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности,
    5. дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателя.

6) формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности – в составе этой группы должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминания покупателям о дате платежей, возможности и условий пролонгирования долга по предоставляемому кредиту, условий возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7) обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности – развитие рыночных отношений позволяет использовать в практике финансового менеджмента понятие рефинансирования с точки зрения управления дебиторской задолженностью, т.е. ускоренный перевод ее в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Формы: факторинг, учет векселей, форфейтинг.

8) построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

28. Управление краткосрочной кредиторской  задолженностью

Пассив предприятия – это обязательства предприятия перед собственниками и внешние обязательства. В пассиве баланса выделяют виды статей: «собственный капитал», «долгосрочные обязательства», «краткосрочные обязательства».

Краткосрочные обязательства (не более года) – обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Делятся на краткосрочную задолженность и текущие обязательства. Сюда относятся: счета и векселя к оплате, долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа, задолженность по налогам и отсроченные налоги, задолженность по заработной плате, различные полученные авансы, часть долгосрочных обязательств, подлежащая выплате в текущем периоде.

Таким образом, краткосрочная кредиторская задолженность - это банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий.

Управление  кредиторской задолженностью сводится к тому, чтобы кредиторская задолженность, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия, его финансовый имидж и т.д. Объем кредиторской задолженности должен быт увязан с финансовым состоянием предприятия и сопоставим с дебиторской задолженностью.

Процесс разработки политики управления краткосрочной кредиторской задолженностью включает этапы:

  1. выбор поставщика (солидность, возможность установления долгосрочных отношений, наличие различных схем поставки сырья и материалов)
  2. контроль своевременности расчетов (превышение предельного срока оплаты поставленных материалов и сырья приводит к штрафным санкциям)
  3. выбор момента расчета с конкретным кредитором в конкретной ситуации (скидка при быстрой оплате).
  4. проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности (нужно, чтобы дебиторская задолженность меньше или равна кредиторской задолженности)
  5. анализ фактических потерь, связанных с непогашением краткосрочной кредиторской задолженности.

Управление  кредиторской задолженностью предполагает также избирательный подход к  контрагентам предприятия, которые должны быть разделены по степени их приоритетности для деятельности предприятия.

Главной задачей  финансового менеджера при управлении кредиторской задолженностью является определение оптимальных сроков погашения задолженности. При этом следует иметь в виду:

  • задолженность должна быть бесплатной или же цена ее должна быть минимальна;
  • удержание задолженности не должно наносить ущерб репутации предприятия;
  • стремление к максимизации величины кредиторской задолженности не означает, что организация для этого может нарушать законы или условия сделок.

Исходя из перечисленных  условий, составляется бюджет кредиторской задолженности. В его основе лежат результаты анализа состояния и динамики кредиторской задолженности, а целью составления такого бюджета является поиск возможностей увеличения размера части задолженности или возможностей продления срока ее погашения, и, следовательно, снижения текущих финансовых потребностей предприятия. Бюджет кредиторской задолженности может быть частью платежного календаря организации.

29. Методы оптимизации остатка денежных активов с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия

Управление  остатком денежных средств – малая  часть в общем управлении денежным оборотом предприятия. В зависимости  от формы остатка различается  управление:

1) налично-денежным  остатком средств;

2) безналичным  остатком средств.

В основе управления остатка наличных денежных средств на предприятии лежит контроль за налично-денежными потоками, осуществляемый с помощью чековой книжки предприятия на снятие наличных денежных средств с расчетного счета, карточек с образцами подписей должностных лиц предприятия, приходных и расходных ордеров по денежным потокам кассы, утвержденного лимита кассы и т.д. Центральная проблема управления – это оптимальный размер остатка безналичных денежных средств. Финансовый менеджер может управлять остатком денежных средств лишь точно представляя формы банковских расчетов, а также порядок и сроки прохождения платежных документов от банка покупателя до банка, обслуживающих предприятие. Финансовый менеджер должен разграничивать доступный остаток денежных средств, реальный остаток денежных средств, колебание, доступности, чистый остаток денежных средств в пути. Финансовый менеджер проводит политику увеличения реального доступного остатка и положительное сальдо чистого остатка денежных средств в пути, замедляя расчеты с поставщиками при одновременном ускорение расчетов с покупателями продукции предприятия.

Управление  денежными активами или остатком денежных средств и их эквивалентов, постоянно находящимся в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функций общего управления оборотными активами. Размер остатка денежных активов, которым оперирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности (готовность предприятия немедленно рассчитаться по всем своим неотложным финансовым обязательствам), влияет на размер капитала, инвестируемого в оборотные активы, а также характеризует в определенной мере его инвестиционные возможности. Формирование предприятием денежных авуаров вызывается рядом причин, которые положены в основу соответствующей классификации остатков его денежных активов.

Операционный (трансакционный) остаток  денежных активов формируется с целью обеспечения текущих платежей, связанных с операционной деятельностью предприятия: по закупке сырья, материалов и полуфабрикатов; оплате труда; уплате налогов; оплате услуг сторонних организаций и т.п. Этот вид остатка денежных средств является основным в составе совокупных денежных активов предприятия.

Страховой (резервный) остаток денежных активов формируется для страхования риска несвоевременного поступления денежных средств от операционной деятельности в связи с ухудшением конъюнктуры на рынке готовой продукции, замедлением платежного оборота и по другим причинам. Необходимость формирования этого вида остатка обусловлена требованиями поддержания постоянной платежеспособности предприятия.

Инвестиционный (спекулятивный) остаток  денежных активов формируется с целью осуществления эффективных краткосрочных финансовых инвестиций при благоприятной конъюнктуре в отдельных сегментах рынка денег.

Компенсационный остаток денежных активов формируется в основном по требованию банка, осуществляющего расчетное обслуживание предприятия и оказывающего ему другие виды финансовых услуг.

Основной  целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Наряду с этой основной целью важной задачей является также обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка. С позиций форм накопления денежных авуаров и управления платежеспособностью предприятия его денежные активы подразделяются на следующие элементы:

- денежные средства  в национальной валюте;

- денежные средства  в иностранной валюте;

- денежные авуары  в форме эквивалентов денежных  средств (краткосрочных высоколиквидных  финансовых инвестиций).

При осуществлении  этого управления следует учесть, что требования обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяют необходимость создания высокого размера денежных активов, т.е. преследуют цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. С другой стороны, денежные активы предприятия в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, денежные активы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка. Эти противоречивые требования должны быть учтены при осуществлении управления денежными активами, которое в связи с этим приобретает оптимизационный характер.

30. Использование модели Баумоля  в управлении денежными активами 
предприятия

Денежные средства и краткосрочные ценные бумаги относят  к наиболее ликвидным активам  предприятия. В состав денежных средств входят деньги в кассе, на расчетном, валютном, депозитном и иных счетах в банках. Ценные бумаги составляют краткосрочные финансовые вложения и включают финансовые инструменты частных эмитентов и государства. Денежные средства и легко-реализуемые ценные бумаги часто называют денежными активами. Для оптимизации объема денежных средств необходимо предприятие целесообразно оценить:

  • общую величину денежных средств и их эквивалентов;
  • каждую величину денежных средств следует держать на расчетном счете в банке, а какую в форме легко-реализуемых ценных бумаг;
  • когда и в какой сумме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых элементов оборотных активов.

Для управления денежной наличностью в практике западных корпораций наибольшее распространение получили математические модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна и Монте-Карло.

Исходными положениями Модели Баумоля является постоянство потока расходования денежных средств, хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных финансовых инвестиций и изменение остатка денежных активов от их максимума до минимума, равного 0.

Однако каждая операция по продаже краткосрочных инвестиционных активов или получению кредита связана для предприятия с определенными расходами, размер которых возрастает с увеличением частоты (или сокращением периода) пополнения денежных средств.

Для экономии общей суммы расходов по обслуживанию операций пополнения денежных средств, следует увеличить период (или снизить частоту) этого пополнения. В этом случае соответственно увеличатся размеры максимального и среднего остатка денежных средств. Однако эти виды остатков денежных средств доходов предприятию не приносят; более того, рост этих остатков означает потерю для предприятия альтернативных доходов в форме краткосрочных финансовых инвестиций. Размер этих потерь равен сумме остатков денежных средств, умноженной на среднюю ставку процента по краткосрочным финансовым инвестициям (выраженную десятичной дробью).

Информация о работе Краткосрочная финансовая политика