Конкурирующие школы в макроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Оглавление

1 – Введение …………………………………………………………………….3

2 – Классическая школа в макроэкономике…………………………………...6
Начало классической школы……………………………………………………7
Адам Смит и Давид Риккардо………………………………………………….8
Воззрения классиков…………………………………………………………..10

3 – Кейнсианская школа в макроэкономике………………………………….11
Д.М Кейнс………………………………………………………………………11
Психологические склонности человека ………………………………………12
Меры государственного регулирования экономики………………………….17

4 – Заключение …………………………………………………………………22

5 – Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Конкурирующие школы в макроэкономике.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Исходя из этого, причину  безработицы представители классического направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению, могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие “давления” предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.

Из классической концепции  вытекает однозначный ответ о  роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности

 

.

          

 

 

 

 

 

 

 

          Кейнсианская школа в макроэкономике

 

                                         2.1 Джон Мейнард Кейнс

 

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) — выдающийся ученый-экономист современности. Он учился у не менее именитого ученого, основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником, едва не затмив славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного  и тяжелого экономического кризиса 1929—1933 гг., охватившего многие страны мира, отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж.М.Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

В годы второй мировой  войны (в 1940 г.) он назначается советником британского казначейства. В 1941 г. его включают в состав английской правительственной делегации для участия в подготовке материалов по договору ленд-лиза и других финансовых документов с правительством США. Следующий — 1942 г. стал годом назначения на пост одного из директоров английского банка. В 1944 г. он утверждается главным представителем своей страны на Бреттон-Вудской валютной конференции, которая разработала планы создания Международного валютного фонда и Международного банка восстановления и развития, а затем назначается одним из членов правлений этих международных финансовых организаций. Наконец, в 1945 г. Дж.М.Кейнс вновь возглавляет английскую финансовую миссию — на этот раз в США — для проведения переговоров в связи с окончанием помощи по ленд-лизу и согласованием условий для получения у США крупного займа.

 

 

                                             

                                     

                            2.2. Предмет и метод изучения

 

Новаторство  кейнсианского  экономического учения в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом «эффективном спросе», т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М.Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов.

                            

                                2.3. Психологические склонности человека.

 

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», якобы постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

Сказанное свидетельствует  о том, что в методологии исследования Дж.М.Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М.Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования

 

В кейнсианском учении имеется  основной психологический закон

Суть этого «закона» Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного  реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход»1. И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».       

В частности, поэтому  Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны»2! Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности  участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями»3.

Взгляды кейнсианцев на  безработицу и  государственное регулирование экономики.

                                2.4. Причины безработицы по Кейнсу.

 

Как же мультипликатор связан с безработицей? На рис.1а представлена кривая, связывающая уровень безработицы U  (в процентах) с уровнем национального дохода Y (в долларах), которую можно рассматривать как приемлемую модель такой связи в краткосрочном плане. Она просто отражает тот очевидный факт, что чем больше будет производиться товаров и услуг, тем больше для их производства потребуется ресурсов, включая рабочую силу, а следовательно уровень безработицы падает, если национальный доход растет. Согласно «классической» точке зрения (чистые рыночники), экономика будет стремиться к равновесному состоянию, которое соответствует  минимальному уровню безработицы U в результате того, что с ростом национального дохода реальная зарплата будет снижаться до своего равновесного значения на всех рынках труда. По Кейнсу же, и в этом состоит один из главных моментов его теории, равновесный уровень национального дохода (Y1 на рис.1б) , то есть макроэкономическое равновесие, соответствует условию равенства инвестиций I сбережениям S. При этом полная занятость может и не достигаться, либо потому, что «частники» слишком много откладывают (потребляют слишком мало), либо потому, что «фирмы» не имеют необходимых стимулов для достаточных инвестиций в производство, обеспечивающее полную занятость.


 

 

 

 


 


 


 


 

 


 

 



 

Рис. 1. Кривая соотношения уровня безработицы и уровня национального дохода.

 

 

Повышение уровня инвестиций и снижение уровня накоплений мультипликативно увеличивает национальный доход  и снижает уровень безработицы. «Больше тратить!» - вот основной рецепт процветания.

Кейнс занимается в основном безработицей, поскольку эта проблема была главной в 30-50-х годах. Однако позднее экономистам, в том числе  и последователям Кейнса, пришлось столкнуться и с другой проблемой - инфляцией, ростом цен, которая особенно остро встала перед Соединенными Штатами во второй половине 60-х годов. И хотя проблему инфляции достаточно трудно встроить в кейнсианскую макроэкономику, тем не менее последователи Кейнса доказывали, что поскольку рост национального дохода и агрегированного спроса толкает экономику к полной занятости, то уровень инфляции при этом должен расти. В качестве правдоподобной модели такой связи между уровнем безработицы U  и уровнем инфляции i они предлагали рассматривать так называемую «кривую Филлипса», изображенную на рис.2 и названную так по имени предложившего ее автора.


 

 

 


 

 


                       


 

Рис. 2. Кривая Филлипса.

                                     

Кривая имеет вид  гиперболы, то есть отражает обратно  пропорциональную связь между инфляцией и безработицей: чем ниже уровень безработицы (выше занятость), тем выше уровень инфляции (рост цен). Не останавливаясь  на правдоподобных, но отнюдь не прямых и бесспорных соображениях, положенных  в основу этой изобретенной Филлипсом связи, необходимо отметить, что любое правительство оказывается перед не решаемой в принципе проблемой одновременного обуздания и безработицы и инфляции. И тогда оно должно находить социально приемлемый компромисс, способы и средства социальной защиты.

            2.2. Меры государственного регулирования экономики

Итогом своего исследования Дж.М.Кейнс считал создание качественно  новой экономической теории4. Последняя, на его взгляд, «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами»5, ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной»6. Вот почему, по убеждению Дж.М.Кейнса, «учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства... Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования  государством экономических процессов, на взгляд Дж.М.Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он писал: «Pикардо и его преемники просмотрели тот факт, что даже в долгосрочном периоде занятость не обязательно стремится к уровню полной занятости, что уровень занятости может изменяться и что каждой отдельной банковской политике соответствует отличающийся от других уровень занятости. Таким образом, существует много состояний долгосрочного равновесия, соответствуют различным мыслимым вариантам процентной политики орган регулирующего денежную систему».

Как полагал Дж.М.Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться  выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться с возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что, в свою очередь, расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

В этой связи М.Блауг  пишет: «Для Кейнса полная занятость  зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долго срочной перспективе остается слишком высокой...» Вместе с тем, по Блаугу, «согласно кейнсианской теории удвоение денежной массы не приводит к удвоению уровня цен, но при этом воздействует на процентную ставку... потому, что кейнсианская функция спроса на деньги, в частности спекулятивного, учитывает «денежную иллюзию» или реакцию индивидов на любое, даже номинальное, изменение запасов наличности».

И резюмируя свою позицию  по отношению к учению Дж.М.Кейнса, М.Блауг восклицает: «Кейнсианская  революция действительно имела  место!»

В свободном обществе с рыночной экономикой регулирование  экономики государством возможно лишь с помощью финансовой политики, но не принудительным, «плановым» распределением ресурсов. Ключевым понятием финансовой политики являются налоги ( T ) и государственные расходы ( G ); величина разности этих величин, D = G - T, называемая бюджетным дефицитом, играет важнейшую роль в общей оценке действий правительства.

Информация о работе Конкурирующие школы в макроэкономике