Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:15, реферат
1. Школа научного управления. Условия и предпосылки возникновения, характерные черты производства. Работы Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта, Г. Форда по совершенствованию организации и условий труда.
2. Принципы производительности Г. Эмерсона. Практические результаты внедрения системы, преимущества и недостатки школы.
3. Классическая или административная школа в управлении. Условия и предпосылки возникновения, характерные черты производства.
4. Принципы управления А. Файоля.
1. Школа научного
управления. Условия и предпосылки
возникновения, характерные
2. Принципы производительности Г. Эмерсона. Практические результаты внедрения системы, преимущества и недостатки школы.
3. Классическая
или административная школа в
управлении. Условия и предпосылки
возникновения, характерные
4. Принципы управления А. Файоля.
5. Теория рациональной бюрократии М.Вебера. Преимущества и недостатки школы.
6. Школа человеческих
отношений и поведенческих
7. Хотторнские эксперименты. Движение за человеческие отношения и развитие поведенческих наук.
8. Наука управления или количественный подход (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер).
9. Формирование
главных принципов
1) Возникновение научного управления
1.1 Предпосылки
возникновения научного
Управление, управленческий
труд, превращение его в особый
вид деятельности, отличной от непосредственного
производства, связано с кооперацией
труда. Кооперация труда в примитивной
форме существовала уже в первобытнообщинном
строе: как простое соединение усилий
многочисленных работников. Но исследователи
истории менеджмента
Очередной скачок
в развитии менеджмента связывают
с именем вавилонского правителя
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного
управления обширными владениями им
впервые был выработан так
называемый свод Хаммурапи, который
содержал 285 законов управления государством,
регулировал все многообразие общественных
отношений и служил руководством
для администраторов всей империи.
Нововведением было и то, что Хаммурапи
выработал оригинальный лидерский
стиль, поддерживая постоянно образ
самого себя как опекуна и защитника
людей. Итак, впервые в период правления
Хаммурапи появляется чисто светская
манера управления, возникает формальная
система организации и
Значительно позже царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.), автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи.
Значительное
количество управленческих нововведений
имело место в Древнем Риме.
Самые знаменитые среди них - система
территориального управления Диоклетиана
(243-316 гг. до н. э.) и административная
организация Римской
Великая индустриальная
революция XVII веков оказала гораздо
более существенное влияние на теорию
и практику управления, чем все
предшествующие революции. По мере того
как индустрия перерастала
Рост объема производства,
ускорение оборота капитала, расширение
банковских операций, влияние современной
НТР чрезвычайно усложняет
Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.
Здесь важно отметить
следующую закономерность. Вначале
собственник и менеджер представлены
в одном лице. Затем управление
отделяется от капитала и производства.
Вместо одного капиталиста-менеджера
возникают два сообщества: акционеров
и наемных руководителей. Следующий
этап развития: менеджеров много и
каждый следит за конкретной функцией.
После этого единый менеджер-специалист
вновь дробится, и вместо него появляется
сообщество специалистов. Теперь менеджер
координирует работу специалистов, используя
для этого специальные
Менеджмент зародился
в частном секторе как бизнес-
1.2 Возникновение научного управления
Управление как
наука, научная дисциплина возникла
в США в начале ХХ века. Этому
способствовал целый ряд
Другие - это так называемые "реформаторы труда", куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.
Эти течения оказали
разное влияние на Ф. Тейлора. Начав
жизнь с простого рабочего - ученика
в механической мастерской, он вырос
до главного инженера завода. Уйдя из компании
он пропагандирует "научный менеджмент",
открывает собственную
Первоначально сам Тейлор называл свою систему "системой заданий" или "управлением посредством заданий[2]". Понятие "научное управление" впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс, представлявший интересы фирм-отправителей грузов в конфликте с железнодорожными компаниями. С этого времени и сам Тейлор широко пользуется понятием "научное управление". Он полагал, что "управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы". Он исходит из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем решительно видам социальной деятельности. На смену расплывчатым и противоречивым принципам управления, предлагавшимися его предшественниками, Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам называл законами управления:
1. Создание научного
фундамента, заменяющего собой старые,
грубо практические методы
2. Отбор рабочих
и менеджеров на основе
3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТиУ;
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Великой заслугой Тейлора явилось не просто декларирование, а реализация сформулированных им принципов управления на практике и достижение впечатляющих успехов. Вот некоторые примеры.
Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.
Ф. Тейлор придавал
большое значение стандартизации инструментов
с учетом особенностей различных
конкретных видов работы. Так изучение
погрузки угля показало, по средний
вес угля, захватываемого лопатой, колебался
от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил,
что хороший рабочий в
Второй принцип
Тейлора утверждает, что в обязанности
руководства входит выбор людей,
способных удовлетворить
Обычно полагают, что труд - естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек умеет работать, но не желает по тем или иным причинам работать лучше. К тому же подговаривает к этому других. Явление "рестрикционизм" или сейчас это называют "работа с прохладцей" (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать как ведет себя рабочий с груженной тачкой и без. С груженной тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень - большое зло, но еще более серьезная болезнь - систематическая РСП, умышленная медлительность.