Школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

1. Школа научного управления. Условия и предпосылки возникновения, характерные черты производства. Работы Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта, Г. Форда по совершенствованию организации и условий труда.
2. Принципы производительности Г. Эмерсона. Практические результаты внедрения системы, преимущества и недостатки школы.
3. Классическая или административная школа в управлении. Условия и предпосылки возникновения, характерные черты производства.
4. Принципы управления А. Файоля.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 77.15 Кб (Скачать)

Двенадцатый принцип - вознаграждение за производительность

Для того чтобы  дать работникам справедливое вознаграждение за производительность, необходимо предварительно установить точные трудовые эквиваленты. Как высоко будет оплачиваться трудовой эквивалент, единица труда, это не так важно: важен принцип. Работодатели и рабочие могут сойтись на минимальной оплате при максимальном рабочем дне, против этого возражать  не приходится; но во всяком случае всякой поденной плате должен соответствовать  совершенно определенный и тщательно  высчитанный эквивалент труда.

3) Предпосылки  создания теории, ее цели и задачи 

Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни  деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в  которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные  формы были настолько просты, что  их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских  стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех  пор стабильно высокий. К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная  наука, появляются первые теоретические  работы в этой области знаний, возникают  первые школы.

Актуальность  проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения  отдачи на вложенные ресурсы путем  совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В  этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый - предпринимательские способности, которые в широком смысле можно  трактовать как выгодные свойства организационной  структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования  организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

Разработка проблем  научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая  свое внимание на деятельности и специализации  руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов  функционирования организации в  целом. Ответом на эту потребность  практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в.

Обобщая свои многолетние  наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Файоль утверждал: управлять - означает вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

· Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).

· Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

· Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).

· Обеспечение  безопасности (защита собственности  и людей).

· Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).

· Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом  или малом, всегда присутствуют эти  шесть групп деятельности или  их существенные функции. Эти шесть  групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной  степени. При этом управление будет  занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала  и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой  организации.

2. Классическая  школа менеджмента: А.Файоль, Л.Урвик, Д.Муни. Сущность и принципы «теории администрации»

Как говорилось выше, возникновение административной школы  связано главным образом с  именем Анри Файоля (1825--1925).

Анри Файоль был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. Компания «Комамбо» в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» ~ в 1916г.

Важную роль в  развитии идеи этой школы сыграли  Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора  и Гилбрета, которые начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организацией, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе: Файоль, как уже отмечалось, руководил большой французской компанией, Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Муни работал в компании «Дженерал Моторс». В связи с этим, их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова -- применительно к работе всей организации.

Целью административной школы было создание универсальных  принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Принципы управлении -- это основные правила, определяющие построение и функционирование системы  управления; важнейшие требовании, соблюдение которых обеспечивает эффективность  управления. По утверждению Файоля, принципы -- это маяк, помогающий ориентироваться.

Рассматривая  организацию как специфический  вид деятельности и как столь  же своеобразную административную систему  и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:

разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух, подчинение частных  интересов общим. Рассмотрим их ниже, в главе 3.2.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Ом отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменении, преобразовании, основанных па новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.

Отметим, что некоторые  приведенные принципы обращены к  человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изученном  и теоретическим описанием принципов  управленческой деятельности, однако все они были только последователями  Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

4) - централизация  и децентрализация власти. Это  является вопросом меры. Необходимо  просто знать их оптимальное  соотношение, которое более всего  отвечает интересам предприятия;

-сущность работника.  Каждый работник осознанно или  неосознанно является частью  организации, вкладывает в нее  свою душу;

-единство руководства.  Должен быть один руководитель  и один план действий для достижения общей цели;

- порядок. Каждому  человеку свое место и каждый  — на своем месте;

- единство персонала.  В единстве сила.

5) Теория рациональной  бюрократии

2.1 Типы легитимного  господства

Рациональная  бюрократия характеризуется Вебером  в ходе анализа легитимного господства. В ходе данного анализа Вебер  широко пользуется методом «социального действия».

Как писал Вебер, «господство означает шанс встретить  повиновение определенному приказу» Чесноков С.В. «Социология господства»  Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова./ПолИС №2, 2000.. Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства, причем начиная его с рассмотрения возможных типических типов уступчивости. Вебер выделяет три разновидности подчинения, ставя им в соответствие три типа подчинения.

«Господством» называется возможность встречать повиновение  определенных групп людей специфическим (или всем) приказам...» Арон, Р. Этапы  развития социологической мысли / Р. Арон. - М.: Прогресс, 1993. - С. 568. Господство («авторитет») в этом смысле может  основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения  до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Каждое господство над большим количеством людей  нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для  проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или  господам) в силу обычая, или чисто  аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных  мотивов (ценностнорационально) К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.

Каждое господство старается возбудить веру в свою «легитимность» и позаботиться о  ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба  управления, характер осуществления  господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать  по типичной для них претензии на легитимность.

Существует три  чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального  характера, т.е. основывается на  вере в легальность установленного  порядка и законность осуществления  господства на основе этой  легальности (легальное господство). Здесь в качестве мотива уступчивости  рассматриваются соображения интереса, т.е. целерационального действия. К такому типу, по его мнению, относятся современные ему европейские государства: Англия, Франция и США. В таких государствах подчиняются не личности, а чётко установленным законам, которым подчиняются и управляемые, и управляющие. Аппарат управления («штаб») состоит из специально образованных чиновников, которым вменяется в обязанность действовать невзирая на лица, т.е. по строго формализованным регламентам и рациональным правилам. Правовое начало - принцип лежащий в основе легального господства. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

2) традиционного  характера, т.е. основывается на  обыденной вере в святость  традиций и вере в легитимность  авторитета, основанного на этих  традициях; Этот тип обусловлен  нравами, привычкой к определенному  поведению. В этом отношении  традиционное господство основано  на вере не только в законность, но даже в священность издревле  существуюших порядков и властей.

Чистейшим типом  такого господства является, по Веберу, патриархальное государство. Это общество, которое предшествовало современному буржуазному обществу. Тип традиционного  господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.

Штаб правления  здесь состоит из лично зависимых  от господина домашних чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. В отличии от рассмотренного выше господства, именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения  по иерархической лестнице. Для традиционного  господства характерно отсутствие формального  права и, соответственно, отсутствие требования действовать «невзирая  на лица»; характер отношений в любой  сфере сугубо личный.

Информация о работе Школы менеджмента