Научные школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:38, доклад

Краткое описание

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
Разработка формальной структуры организации.
Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
Основателями школы научного управления являются:
Ф. У. Тейлор;
Френк и Лилия Гилберт;
Генри Гантт.

Файлы: 1 файл

Инфо.docx

— 58.11 Кб (Скачать)

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885-1920)

 

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

  1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
  2. Разработка формальной структуры организации.
  3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

  • Ф. У. Тейлор;
  • Френк и Лилия Гилберт;
  • Генри Гантт.

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал и внедрил  сложную систему организационных  мер:

  • хронометраж;
  • инструктивные карточки;
  • методы переобучения рабочих;
  • плановое бюро;
  • сбор социальной информации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную и премиальную  системы заработной платы:

  • Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;
  • Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научное управление наиболее тесно  связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение  производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области  управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала  такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Наиболее близким учеником Тейлора  был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением  производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

Концепция научного управления стала  переломным этапом. Оно почти мгновенно  стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к  управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

 

Достижения:

  • Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
  • Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
  • Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения их задач.
  • Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  • Отделение планирования и обдумывания от самой работы
  • Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.
  • Выделение управленцев из производственного персонала

Недостатки:

  • Чрезмерное нормирование труда.
  • Персонал – всего лишь рабочая сила.
  • Недооценка человеческого фактора.
  • Не исследовала социальные аспекты человеческого поведения.
  • Тейлоризм- выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.

 

 

 

 

Административная или  классическая школа.

                            (1920—1950)

Развитие этой школы происходило  по двум направлениям -   рационализация

производства и исследование проблем  управления. Главной заботой

представителей этой школы была эффективность применительно к  работе всей

организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных  принципов

управления . Можно выделить работы Г. Эмерсона. (1853- 1931), А. Файоля

(1841—1925).

             Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено выдающимся французским

инженером Анри Файолем.

Тейлор был «технарь» и знал проблемы изнутри Файоль был руководителем и стоял

в отличии от Тейлора , на более высоком уровне управления. В работе «Общее и

промышленное управление» Файоль очертил сферу деятельности администрации,

которую можно представить в виде шести направлений:

1 техническая (технологическая) деятельность;

     2 коммерческая деятельность ( закупка, продажа и обмен);

     3 финансовая деятельность ( поиски капитала и эффективное его использование);

     4 защитная деятельность ( защита собственности личности);

     5 бухгалтерская деятельность ( инвентаризация, балансовые ведомости,

издержки, статистика);

     6 администрирование ( воздействует только на личный состав , не оказывая

непосредственного влияния ни на материалы, ни на механизмы).

Основной функцией управления , его наиболее важной частью Файоль полагал

администрирование. Исследованию этой функции он уделял , в отличии от других

, непропорционально много внимания. Им была создана «административная  наука»

, которая основывалась на 14 принципах.

                  Принципы управления Анри Файоля.                

1.    Разделение труда . Специализация является естественным порядком

вещей. Цель разделение труда—выполнение работы , большей по объему и лучшей по

качеству, при тех же усилиях. Это  достигается за счет сокращения числа  целей,

на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2.    Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать

приказ , а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются

полномочия, там возникает ответственность.

3.    Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым

соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений,

Связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные

формальности, должно оставаться одной  из главных задач руководителей  индустрии.

Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4.    Единоначалие. Работник должен получать приказ только от одного

непосредственного начальника. Оно  обеспечивает единство точки зрения , единство

действия     и единство распорядительства.

5.    Единство направлений. Каждая группа, действующая в рамках одной

цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Двойное

руководство может возникнуть  лишь вследствие не оправдоного смешения функций и

несовершенного разграничения  их между подразделениями.

6.    Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника

или группы работников не должны превалировать  над интересами компании или

организации большего масштаба.

7.    Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и

поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8.    Централизация. Как и разделение труда, она является

естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации  будет

зависит от конкретных условий. Поэтому  возникает вопрос о правильной пропорции

между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры ,

которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9.    Скалярная цепь--- это ряд лиц, стоящих на руководящих

должностях,   начиная от лица , занимающего самое высокое положение до

руководителя низшего звена. Было бы ошибкой отказаться  от иерархической

системы без определенной необходимости  в этом, но было бы еще большей  ошибкой

поддерживать эту иерархию, когда  она наносит ущерб интересам  бизнеса.

10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия. Лояльность и

преданность персонала должны обеспечиваться уважительным  и справедливым

отношением администрации к  подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров

снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который

держится за место, безусловно предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый

менеджер, который быстро меняет место.

13. Инициатива. Означает добровольную разработку работником или группой

работников  плана какого –либо мероприятия и обеспечения его успешной

реализации. Это придает организации  силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз—это сила, которая является результатом

гармонии персонала и руководства  фирмы.

Систему из 14 положений А. Файоль считал не просто гибкой но и открытой т.е.

допускающей возможность введения новых положений с учетом более поздней

практики. В ряде случаев положения  – принципы А. Файоля не только продолжали

и развивали тейлоровские постулаты, но и с ними в противоречии.

Тейлор расчленял работу исполнителя  на восемь составных частей и рабочий

Информация о работе Научные школы менеджмента