Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:14, доклад
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента
исследуется с выделением подходов, школ
управления. Исторические процессы менеджмента
структурируют по этапам развития управленческой
мысли, выделяя определенные школы, следующие
друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными
аспектами понимания управления.
Школы менеджмента:
Содержание
|
Школа научного управления
Фредерик
Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной
деятельности и смог провести свои исследования
на примере единственного предприятия.
Он отделил рабочих от машин, сделав их
основным критерием производительности.
Существенное достижение этой школы заключалось
в систематическом стимулировании работников
с целью заинтересованности их в увеличении
производительности и объемов производства.
При этом предусматривался отдых и перерывы
в производстве, а время на выполнение
определенных заданий считалось реальным
и справедливо определенным.Это предоставляло
возможность руководству устанавливать
нормы производства и дополнительно платить
тем, кто перевыполнял заданный минимум.
Ф. Тейлор и его последователи признавали
также возможность отбора людей, как физически
и интеллектуально отвечали бы выполняемой
работе.
Заслугой Тейлора и его последователей
следует также считать обоснование потребности
выделения управленческого труда как
сферы деятельности особенной группы
людей, которые могут достигать в ней высокой
производительности. Появление школы
научного управления было переломным
моментом, после какого управления стали
признавать как самостоятельную сферу
научных исследований.
Фредерик Тейлор считал, что управление
как особая функция состоит из ряда принципов,
которые могут применяться ко всем видам
социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора.
Научное изучение каждого
отдельного вида трудовой деятельности.
Отбор, тренировка и обучение рабочих
и менеджеров на основе научных критериев.
Сотрудничество администрации с
рабочими. Равномерное и справедливое
распределение обязанностей. Тейлор
утверждает, что в обязанности
руководства входит выбор людей,
способных удовлетворить
Тейлор считает, что специализация
труда одинаково важна как
на управленческом уровне, так и
на исполнительном. Он считает, что
планирование необходимо осуществлять
в плановом отделе чиновниками, которые
всесторонне подготовлены и могут
выполнять все функции
Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.
Роль дифференциальной оплаты.
Система дифференцированных
сдельных ставок должна стимулировать
большую производительность рабочих,
т. к. от этого повышается сдельная ставка
заработной платы. Использование идей
Тейлора обеспечивает значительный
рост производительности труда. Тейлор
и его последователи
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.
Классически – административная школа
Родоначальником этой школы считается Анри
Файоль, французский горный инженер,
выдающийся менеджер-практик, один из
основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления,
которая занималась в основном вопросами
рациональной организации труда отдельного
рабочего и повышением эффективности
производства, представители классической
школы занялись разработкой подходов
к совершенствованию управления организацией
в целом.
Целью классической школы было создание
универсальных принципов управления.
Более точно "универсальные принципы
управления", сформулировал А. Файоль,
а М. Вебер – разработал "концепцию
рациональной бюрократии", характеристиками
которой является:
Школа человеческих отношений
Возникновение доктрины "человеческих
отношений" обычно повъязуют с именами
американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера что известные
своими исследованиями в области социологии
производственных отношений.
"Школа человеческих отношений" стала
реализацией новой попытки менеджмента
рассматривать каждую промышленную организацию
как определенную "социальную систему".
Это незаурядное достижение управленческой
мысли.
Представители школы "человеческих
отношений" рекомендовали уделять серьезное
внимание изменению неформальной структуры
при перестройке формальной структуры
организации. Формальный менеджер должен
стремиться к тому, чтобы стать и неформальным
лидером, завоевав "благосклонности
людей".
Школа поведенческих наук (бихевиористская школа)
Параллельное развитие психологии
и социологии, а позже — соционики
и усовершенствования методов исследований
этих наук значительно усовершенствовали
изучение поведения человека на рабочем
месте, которое обусловило в 50-ые годы
отход от школы человеческих отношений
и создание нового направления, которое
достало название школы повединских наук
(бихевиористской школы).
Представителями этой школы является
К.Арджирис, Р.Лайнкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард.
Представители поведенческой школы пытались
оказать помощь работнику в осознании
своих собственных возможностей для самого
выявления в процессе труда. Исходя из
этого, строились концепции школы повединских
наук относительно управления организациями
повышения эффективности использования
человеческих ресурсов. В 60-ые годы поведенческий
подход стал чрезвычайно популярным и
охватил почти всю сферу управления в
экономически развитых странах. Как и
предыдущие школы, сторонники школы повединских
наук считали, что они нашли наиболее эффективный
путь розвъязания проблем успешного управления
"от эффективности работника - к эффективности организации".
Количественная школа управления
Основным заданием количественной
школы в менеджменте является
обеспечение руководителей
Актуальность исследования заданий количественной
школы заключается в необходимости изучения
проблемы современного применения подходов
количественной школы, поскольку процесс
принятия решений является составной
частью работы будь какого руководителя
и от правильности и своевременности его
осуществления зависит результативность
(эффективность) работы предприятия.
Большинство методов и средств количественной
школы имеют такие характеристики:
Наиболее известными представителями
этой школы является Д. Марч, Г. Смои,
Г. Акофф, Д. Вудворд, Д. Тпсон, Н. Лоуре.
Представители количественной школы считали
управление как определенно логический
процесс, который можно отобразить с помощью
соответствующих математических моделей
и на основе этого обеспечить принятие
оптимальных управленческих решений.
Фактически исследования теоретиков этой
школы направлены на разработку количественных
методов обоснования управленческих решений
(исследование операций).