Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:15, реферат
1. Школа научного управления. Условия и предпосылки возникновения, характерные черты производства. Работы Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта, Г. Форда по совершенствованию организации и условий труда.
2. Принципы производительности Г. Эмерсона. Практические результаты внедрения системы, преимущества и недостатки школы.
3. Классическая или административная школа в управлении. Условия и предпосылки возникновения, характерные черты производства.
4. Принципы управления А. Файоля.
Различие между
рациональным способом управления (и
рациональным типом государства) и
способом управления в традиционном
обществе Вебер показывает путем
сравнения современного западного
чиновника с китайским
Мандарин, в отличие от управленца бюрократической «машины», совершенно неподготовленный к делам управления человек. Такой человек не управляет самостоятельно - все дела находятся в руках канцелярских служащих. Мандарин - это прежде всего гуманитарно-образованный человек, хороший каллиграф, пишущий стихи, знающий всю литературу Китая за тысячу лет и умеющий ее толковать. В то же время он не придает никакого значения политическим обязанностям. Государство с подобными чиновниками, как отмечает Вебер, представляет собой нечто совершенно отличное от западного государства. В этом государстве все основывается на религиозно-магической вере в то, что совершенства их литературного образования вполне достаточно для того, чтобы все держать в порядке,
3) харизматического
характера, т.е. основывается
Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Основной базой харизматического господства является аффективный тип социального действия. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят формально-рациональному господству как безличному.
Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Ясно, что рациональное понятие компетентности, так же как и сословно-традиционное понятие привилегии, здесь отсутствует. Другой момент. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматический отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил и решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основе «откровения», интуиции или личного примера.
Понятно, что харизматический принцип легитимности, в отличие от формально-рационального, авторитарен. По существу, авторитет харизматического лидера базируется на его силе - только не на грубой, физической, а на силе его внутреннего дара.
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу её почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.
Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:
а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;
б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;
в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля над исполнением приказаний и их обжалования;
г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим специально подготовленный персонал;
д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;
е) должностное лицо не может присвоить свою должность;
ж) управление основывается на письменных документах, что делает канцелярию центром современной организации;
з) легальное господство может принимать различные формы, но при наиболее чистом типе такого господства используется бюрократический управленческий персонал.
2.2 Рациональная
бюрократия М. Вебера, как элемент
механизма легального
В шестой главе III
части работы «Хозяйство и общество»
М. Вебер дал определение
«Бюрократия -- это типичный пример легального господства. Она основывается на следующих принципах:
1) существование
определенных служб, а стало
быть, компетенции, строго
2) защита служащих в выполнении их функций в соответствии с тем или иным положением (несменяемость судей, например). Как правило, служащим становятся на всю жизнь, и государственная служба "становится основной профессией, а не второстепенным занятием, дополняющим другую работу;
3) иерархия в
выполнении функций, что
4) подбор кадров
производится на конкурсной
5) регулярная оплата
труда служащего в виде
6) право контроля
со стороны администрации за
работой подчиненных (скажем, путем
создания контрольно-
7) возможность
продвижения по службе на
8) полное отделение
выполняемой функции от
Такая трактовка
имеет, разумеется, отношение к структуре
современного государства, учитывая, что
у бюрократии как явления глубокие
корни, поскольку она встречается
в Древнем Египте, в эпоху римского
принципата, в период правления Диоклетиана,
в римской церкви XIII в. Современная
бюрократия начала свое развитие в
эпоху королевского абсолютизма. Старые
бюрократические системы в
При легальном
господстве с бюрократическим
1) они лично
свободны и подчинены власти
только в том, что касается
их безличных должностных
2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;
3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;
4) чиновник занимает
должность на основе
5) кандидаты отбираются
на основании их специальной
квалификации и при этом
6) вознаграждением
служит постоянное денежное
7) должность рассматривается
как единственный или, по
8) существует система
служебного продвижения в
9) чиновник отделен
от владения средствами
10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.
С точки зрения
Вебера, рациональная бюрократия не тождественна
легальному господству. С одной стороны,
легальное господство может осуществляться
и небюрократическими (например, коллегиальными)
органами управления. С другой стороны,
бюрократический
Как указывает
Вебер, при чистом типе традиционного
господства в управленческом персонале
полностью отсутствуют такие
черты бюрократической
Вебер выделил
специфические черты
Некоторые из этих
признаков впервые проявились в
системе государственного управления
в странах Запада. К их числу
относится специализация
Наряду со специализацией чиновников, важным отличительным признаком современной бюрократии, не существовавшим в прошлом, выступает отделение чиновника от собственности на средства управления. Такое отделение позволяло снять финансовые ограничения частного хозяйства и вело к тому, что получение индивидом средств к существованию зависело от организации, тем самым подчиняя его организационной дисциплине.