Конкурирующие школы в макроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Оглавление

1 – Введение …………………………………………………………………….3

2 – Классическая школа в макроэкономике…………………………………...6
Начало классической школы……………………………………………………7
Адам Смит и Давид Риккардо………………………………………………….8
Воззрения классиков…………………………………………………………..10

3 – Кейнсианская школа в макроэкономике………………………………….11
Д.М Кейнс………………………………………………………………………11
Психологические склонности человека ………………………………………12
Меры государственного регулирования экономики………………………….17

4 – Заключение …………………………………………………………………22

5 – Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Конкурирующие школы в макроэкономике.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

В глобальной картине  циркуляционного потока налоги и  государственные расходы можно  изобразить, введя дополнительный отток величиной в Т долларов и дополнительный приток величиной G долларов, как это показано на рис.3.





 




 

 

 

Рис. 3. Циркуляция потока налогов и государственных расходов.

 

 

Таким образом, суммарный  приток составляет ( I + G ) долларов, а отток - (S+T) долларов. Как и ранее, должны выполняться условие макроэкономического равновесия

AD = Y, причем теперь уже агрегированный спрос AD и национальный доход Y выражаются как суммы трех составляющих AD = C + S + T, Y = C + I + G и, следовательно, условия равновесия могут быть переписаны в виде S + T = I + G (где С - потребительский спрос).

Кардинальный смысл  последнего соотношения состоит  в том, что теперь в случае, если величина накоплений «частников» S превысит величину инвестиций «фирм» I, это одно, само по себе не будет с неизбежностью приводить к нарушению экономического равновесия, спаду производства, уменьшению национального дохода и, как следствие, росту безработицы. В руках государства оказывается механизм, с помощью которого оно способно выровнять возникающий перекос и восстановить равенство левой и правой частей последнего соотношения. Этого можно достигнуть либо соответствующим уменьшением налогов T, при постоянной величине государственных инвестиций G  в экономику;  величина суммарных потоков в левой и правой частях соотношения при этом остается на прежнем уровне. Либо увеличить государственные расходы G, оставив на прежнем уровне величину налогов T; величина суммарных потоков при этом возрастает. В обоих случаях компенсация достигается за счет бюджетного дефицита D = G - T. Очевидна также экономическая нецелесообразность первого способа: частники увеличивают свои накопления, а им представляются налоговые льготы.

Приведенный пример демонстрирует  основную идею регулирования: изъяв у частников определенную сумму дохода, можно воздействовать затем на циркуляционный поток, добиваясь его равновесия. Очевидна также схема действий в случае, когда фирмы при постоянной величине накоплений частников S, по каким-либо причинам снизят величину инвестиций I.

Суммарный отток  (S+T) , одна часть которого идет в карман частника, а другая - в карман государства, можно рассматривать как совокупный поток сбережений; обозначим его буквой О. Суммарный приток (I+G), одна часть которого направляется фирмами, а другая государством, можно рассматривать как совокупный поток инвестиций; обозначим его буквой П. Поясним, почему величина мультипликатора остается той же самой. Раннее отмечалось, что она определяется углом наклона функции  накопления частников S (их «предельной склонностью к накоплению») к горизонтали, которая изображала функцию инвестиций фирм I. Горизонталь - это независимость от величины национального дохода Y, что является вполне удовлетворительной идеализацией реальности:  на фоне «векового тренда» национального дохода страны величина инвестиций за короткий период делового цикла от глобальной характеристики практически не зависит. Аналогичным образом на протяжении коротких периодов не зависят от величины национального дохода налоговые ставки и государственные инвестиции. Они могут быть разными, скажем в фазе рецессии и фазе подъема, но в эти короткие периоды, они суть горизонтали. Стало быть угол наклона не меняется  и величина мультипликатора тоже.

Имея в руках два  таких рычага как налоговая ставка и государственные  расходы (инвестиции), правительство может ими пользоваться, сообразуясь с состоянием экономики и политической конъюнктурой. Увеличение налогового пресса всегда невыигрышно, особенно перед выборами. Увеличение государственных расходов (инвестиций) - это строительство школ, больниц, «укрепление обороны страны» - как правило привлекательная мера. Цена этой привлекательности - бюджетный дефицит, инфляция, падение реальной заработной платы и т.д.

 

 

 

 

                                        Заключение

Таким образом, изучение двух основополагающих школ в макроэкономике (классической и кейнсианской)  дает нам возможность изучить и анализировать особенности каждого из направлений, а также выявить принципиальные различия в воззрениях представителей этих школ.

Классики имели несколько  иное представление о рынках труда, заемных средств и товаров.

Для начала стоит отметить, что в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из вышеперечисленных рынков: товаров, труда и заемных средств. Согласно мнению классиков, на всех реальных рынках имеет место совершенная конкуренция, следовательно все экономические агенты являются “price - takers”.

Совершенная конкуренция  на рынках предполагает гибкость цен (это  относится и к цене труда, и к цене заемных средств, и к цене товара), а гибкость цен означает ,что равновесие на рынке устанавливается автоматическим образом , и никакая внешняя сила не может на нее подействовать. Адам Смит назвал это явление “принципом невидимой руки”.

В дополнение ко всему  сказанному отметим, что классическая модель изучала экономику со стороны предложения.

Анализ основных постулатов кейнсианской макроэкономической модели отражает коренные различия по сравнению  с классической.

Здесь денежный и реальный сектор тесно взаимосвязаны, а принцип нейтральности денег, характерный для классической модели, заменяется принципом “деньги имеют значение” – “money matters”.

Таким образом, денежный рынок становится макроэкономическим рынком.

 

В отличие от воззрений  классической школы, кейнсианцы предполагали наличие на всех рынках несовершенной конкуренции, что исключало возможность гибкости цен. Кенйсианцы ввели понятие “жесткости” цен, а сам Кейнс и вовсе называл их “мягкими” -  “sticky”.

Поскольку на всех рынках  цены жесткие, то равновесие рынков устанавливается не на уровне полной занятости.

Расходы частного сектора  не в состоянии обеспечить величину совокупного спроса, при которой можно было бы потребить объем выпуска, произведенного при условии полной занятости ресурсов. Следовательно, в экономике должен появиться дополнительный макроэкономический агент.

Именно так Кейнс  обосновал государственное регулирование  экономики.

И еще одно отличие  этих школ заключается в том, что в отличие от своих оппонентов, главной экономической проблемой для последователей кейнсианской школы становится проблема совокупного спроса.

 

Если классики рассматривают  все процессы в долгосрочном периоде, то кейнсианцы описывали поведение экономики в краткосрочном периоде, так как политика по регулированию совокупного спроса воздействует на экономику именно в краткосрочном периоде.

 

Современная экономическая  теория, являясь наследницей богатейшего 

знания, не отбрасывает  ничего из того, что внесли в нее  экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы

 

  1. Е.Ф Борисов – “Экономическая теория” 2 издание . 2007 год

 

2-Общая экономическая теория. Курс лекций. /Под ред.  Журавлёвой Г. П. – М., 1998.

 

3 – теоретические  материалы по дисциплине “Макроэкономика”

 

4 - Курс экономической теории. / Под. Ред. Чепурина М. Н., Киселёвой М. А.

       –  Киров: АСА, 1999.

 

5 – www.yandex.ru

6 – www.google.com

 

 

 

1 Кейнс Дж. М. Антология экономической классики. С. 149.

2 Там же. С.239.

3 Там же. С.229.

4 Ховард К. , Журавлева Г. Соч. С. 278.

5 Кейнс Дж. М. Антология экономической классики.

6 Там же. C. 429.


Информация о работе Конкурирующие школы в макроэкономике