Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:19, курсовая работа
Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.
1 – Введение …………………………………………………………………….3
2 – Классическая школа в макроэкономике…………………………………...6
Начало классической школы……………………………………………………7
Адам Смит и Давид Риккардо………………………………………………….8
Воззрения классиков…………………………………………………………..10
3 – Кейнсианская школа в макроэкономике………………………………….11
Д.М Кейнс………………………………………………………………………11
Психологические склонности человека ………………………………………12
Меры государственного регулирования экономики………………………….17
4 – Заключение …………………………………………………………………22
5 – Список использованной литературы……………………………………
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
“АЗЕРБАЙДЖАН ХАВА ЙОЛЛАРЫ”
Национальная Академия Авиации
Факультет : Экономика и право
Кафедра : Менеджмент
Курсовая работа
По дисциплине : Макроэкономика
Тема : Конкурирующие школы в макроэкономике
Группа : 317 – R
Студент : Мамедов Этибар
Руководитель: Акперов Р.М
Баку - 2009
Содержание
1 – Введение …………………………………………………
2 – Классическая школа в макроэкономике…………………………………...
Начало классической школы……………………………………………………7
Адам Смит и Давид Риккардо……………………………………
Воззрения классиков………………………………………………………
3 – Кейнсианская школа
в макроэкономике………………………………….
Д.М Кейнс………………………………………………………
Психологические склонности человека ………………………………………12
Меры государственного регулирования экономики………………………….17
4 – Заключение ……………………………………………
5 – Список использованной литературы………………………………………24
Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), "Артхашастра" (II в. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.
Вершина доклассического этапа
развития экономической мысли связана
с деятельностью античных мыслителей.
Взгляды древнегреческих
Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.
Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».
В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства , а земля - его мать».
Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.
Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.
Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.
В рамках неоклассического
этапа выделяются и современные
экономические теории, сформировавшиеся
в конце XIX- начале XX вв. Их главными
направлениями являются неоклассическое, кейнсианское
и институционально-
Неоклассическое направление
стало связываться с
Основателем кейнсианского
направления является Джон Мейнард
Кейнс (1883-1946). В его работах было
дано важнейшее теоретическое
Родоначальником институционально-
Современная экономическая
теория, являясь наследницей
В ходе данной курсовой работы будет предприянта попытка сделать сравнительный анализ двух наиболее значимых и особо конкурирующих макроэкономических школ ; классической и кейнсианской.
Классическая школа в макроэкономике
Своего высшего развития
классическая буржуазная политическая
экономия достигла в трудах британских
ученых Адама Смита и Давида Рикардо,
поскольку Великобритания была в
тот период самой передовой в
экономическом отношении
Классическая политическая экономия прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что безусловно говорит об их ценности для экономической науки.
1.1 Начало классической школы
Считается, что классическая школа была заложена У.Петти, однако следует сказать, что его идеи относят к школе физиократов – это самое начало классической школы и в полной мере к самой классической школе не относится. Однако физиократы заложили те основы, к которым позже не раз обращались классики. Петти, Буагильбер, Кенэ, Тюрго –всех их можно считать ранними классиками. Именно им принадлежат первые теории в истории экономических учений. Поэтому я вкратце хотел бы остановиться на этих экономистах и их основных теориях.
1.2 Физиократы. Проблемы, решаемые физиократами
Петти – автор первой теории стоимости. В этой теории он определял стоимость затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.
Он также считал, что
образование богатства
В своей теории денег, Петти утверждал, что ценность - это деньги, следовательно деньги - это ценность, потому что обладают свойством всего товарного мира - они есть продукт живого человеческого труда. Сущность денег заключается в том, что они - всеобщий эквивалент товарного мира. Петти открыл функции денег как меры ценности, средства обращения, средства платежа сокровища.
В теории доходов Петти
определил зарплату как доход
труда и ренту как доход
земли. Зарплата у него - плата
за труд, а величина зарплаты определяется
минимумом средств
Ренту он определял как продукт плодородия земли.
Буагильбер – второй физиократ. Главную задачу экономической науки видел в росте производства, а предметом экономической теории в концепции общественного богатства, т.е. в многообразии полезных благ и вещей. Он создал первую теорию кризисов перепроизводства, теорию оптимальной цены. Цена должна восполнять средние по отрасли издержки, приносить нормальную прибыль производителю и обеспечивать устойчивый спрос на данный товар.
Он ввел принцип laissez faire, т.е. принцип государственного невмешательства в экономику.
Кенэ – следующий физиократ. Он считал, как и все остальные физиократы, что единственной производительной сферой является сельское хозяйство, в нем и создается национальное богатство. Богатством также считал сумму всех благ в обществе. Создал классовую структуру, соответственно которой класс, который трудится на землях и создает национальное богатство, является производительным, класс промышленников считал бесплодным, а в классе землевладельцев видел только держателей земель.
Тюрго - ученик Кенэ, стал последним из ранних классиков. Он развил учения о классах Кенэ и учение о национальном богатсве, стал достойным завершителем эпохи физиократов.
На смену физиократам приходят Смит и Рикардо, представители классической школы политической экономии в эпоху ее рассвета, именно поэтому их теории считаются основами классической политэкономии. А поскольку тема данной работы является общая характеристика классической политической экономии, то об их трудах и будет написана данная курсовая.
1.3 Адам Смит и Давид Риккардо
Адам Смит, основатель классической политэкономии во всех смыслах, жил в 18 веке (1723-1790). Его главным трудом является книга " Исследование о природе и причинах богатства народов", вышедшая в 1776г. Последователем его теории стал Давид Рикардо (1772-1823). Он написал книгу «Начала политической экономии и налогового обложения», в которой он продолжил изучение классической политэкономии.
Предметом экономической
науки Смит видит изучение факторов
общественного богатства, тогда
как Рикардо считает нужным изучать
распределение доходов и
Основы классической модели были заложены еще в 18 веке,а ее положения развивали Смит, Риккардо, Маршалл и другие
С помощью своих методов английские классики показали научную бесплодность меркантилизма, пытавшегося найти источник богатства исключительно в торговле. Все накопленные знания о реальной экономике классики привели в единую научную систему. Этому способствовали их исследования в области взаимосвязи производства, распределния, обмена и потребления экономических благ.
Далее, английские классики не ограничились описанием внешне видимых хозяйственных процессов и явлений, но также и обнаружили сущность этих явлений, причинно- следственные связи между ними, открыли законы капиталистической экономики.
Для начала обратим внимание на то, как взаимодействуют рынки в классической модели.
В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.