Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:57, курсовая работа
Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Слово “стратегия” произошло от греческого “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Введение ………………………………………………………………………..3
1Формирование стратегии развития предприятия……..………………………….5
1.1 Этапы составления стратегического плана…………………………………….7
1.2 Цели организации………………………………………………………………..9
1.3 Оценка и анализ внешней среды………………………………………………12
1.4 Исследование внутренних факторов фирмы…………………………………13
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии………………….15
2.Экономическая оценка финансово – хозяйственной деятельности предприятия…...……………………………………………………………………23
2.1. Оценка состояния и качественных сдвигов в имущественном положении предприятия…………...……………………………………………………………23
2.2.Определение затрат на производство и реализацию продукции в отчетном году…………………………………………………………………………………..27
2.3. Оценка деловой активности предприятия……………………………………33
2.4.Оценка финансовых результатов и рентабельности предприятия………….36
2.5.Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия………………….44
2.6.Общая оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………...48
3. Эффективность проектных решений…………………………………………...53
Заключение…………………………………………………………………….60
Список использованной литературы………………………………………...62
Приложение А…………………………………………………………………63
Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах.
К стратегии сокращения прибегают
чаще всего в том случае, когда
показатели деятельности компании продолжают
ухудшаться, при экономическом спаде
или просто для спасения организации.
Стратегии сочетания всех альтернатив
будут, придерживаются крупные фирмы,
активно действующие в
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность кого-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов: а) оценка существующей стратегии; б) собственно фаза формулирования; в) планирование риска; г) выбор стратегических альтернатив.
Рассмотрим подробнее эти пункты.
А. Оценка существующей (действующей) стратегии.
Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.
Однако, оценивая имеющиеся
резервы на предприятии, позволяющие
повысить эффективность его
Б. Собственно фаза формулирования.
Стратегия, будучи объединённой
основой для организационных
усилий, требует разработки серии
стратегических планов как на уровне
предприятия в целом, так и
на уровне подразделений. Естественно,
что каждый стратегический план является
частью общего, и стратегия предприятия
объединяет их все вместе. Стержнем
любого стратегического плана
В. Планирование риска.
Планирование риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.
В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.
Г. Выбор стратегических альтернатив.
В рамках выбранной базовой
стратегии возможно несколько курсов
действий, которые принято называть
стратегическими
Разработка стратегии
должна затрагивать все уровни управления
предприятия, так как решения, вырабатываемые
при стратегическом планировании, имеют
отношение ко всем сотрудникам организации.
Поэтому необходимо согласование интересов
при выработке стратегии
Стратегия роста
Стратегия роста впервые подробно была разработана Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы. Она состоит из пяти этапов:
Начальная стратегия
Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.
Стратегия проникновения
Данная стратегия направляет
усилия предприятия на более глубокое
проникновение на рынок и дополнительные
усилия по увеличению темпов роста
объёма продаж. Если для этого требуются
приобретения и поглощения, то они
производятся в рамках данной стратегии.
Долговременные программы предусматривают
укрепляющие и развивающие
После достижения этих целей и проведя все необходимые внутренние перестроения, предприятие может перейти к следующей стратегии.
Стратегия ускоренного роста
Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попытки разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии.
Стратегия переходного периода
Целью этой стратегии является
обеспечение после периода
Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.
Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях:
Именно поэтому стратегических
альтернатив роста в
Стратегия стабилизации и выживания
В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации.
Стратегия стабилизации.
Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:
Стратегия выживания.
Стратегия выживания - чисто
оборонительная стратегия и применяется
в случаях полного расстройства
экономической деятельности предприятия,
в состоянии, близком к банкротству.
Целью стратегии является стабилизация
обстановки, то есть переход к стратегии
стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии
роста. Понятно, что данная стратегия
не может быть долгосрочной. Она
требует, с одной стороны, быстрых,
решительных, полностью скоординированных
действий, с другой - осмотрительности
и реалистичности в принятии решений.
Именно поэтому в условиях реализации
стратегии выживания происходит
жесткая централизация
Далее стратегические альтернативы
или долгосрочные программы могут
дробиться на функциональные стратегии,
которые подразумевают
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Оценка состояния
и качественных сдвигов в
Целью расчетов по данному
разделу является оценка качественных
изменений в имущественном
По данным таблицы 1 рассчитаем
структуру имущества
Таблица 1 – Изменение имущественного положения предприятия за отчетный год.
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменения | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Всего имущества, в том числе: |
8390311 |
100 |
92293421 |
100 |
839031 |
10 |
- основные средства и прочие внеоборотные активы |
5529583 |
65,90 |
6082541 |
65,90 |
552958 |
10 |
- оборотные (мобильные) активы, в том числе: |
2860728 |
34,10 |
3146801 |
34,10 |
286073 |
10 |
- запасы |
1529989 |
18,24 |
1682988 |
18,24 |
152999 |
10 |
- дебиторская задолженность |
1001232 |
11,93 |
1101355 |
11,93 |
100123 |
10 |
- денежные средства и другие оборотные активы |
329507 |
3,93 |
362458 |
3,93 |
32951 |
10 |
За анализируемый период имущество возросло на 839031 тыс. руб. или на 10 %. Рост стоимости имущества наблюдается за счет увеличения основных средств и оборотных активов на 10 %. В целом, это благоприятная тенденция, которая свидетельствует об увеличении производства предприятия.