Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:57, курсовая работа
Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Слово “стратегия” произошло от греческого “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Введение ………………………………………………………………………..3
1Формирование стратегии развития предприятия……..………………………….5
1.1 Этапы составления стратегического плана…………………………………….7
1.2 Цели организации………………………………………………………………..9
1.3 Оценка и анализ внешней среды………………………………………………12
1.4 Исследование внутренних факторов фирмы…………………………………13
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии………………….15
2.Экономическая оценка финансово – хозяйственной деятельности предприятия…...……………………………………………………………………23
2.1. Оценка состояния и качественных сдвигов в имущественном положении предприятия…………...……………………………………………………………23
2.2.Определение затрат на производство и реализацию продукции в отчетном году…………………………………………………………………………………..27
2.3. Оценка деловой активности предприятия……………………………………33
2.4.Оценка финансовых результатов и рентабельности предприятия………….36
2.5.Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия………………….44
2.6.Общая оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………...48
3. Эффективность проектных решений…………………………………………...53
Заключение…………………………………………………………………….60
Список использованной литературы………………………………………...62
Приложение А…………………………………………………………………63
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга, б) финансовая стратегия, в) стратегия НИОКР г) стратегия производства, д) социальная стратегия, е) стратегия организационных изменений, ж) экологическая стратегия.
“Стратегический план предприятия” имеющий следующие разделы:
Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по подразделениям.
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д) Программа ежегодных капитальных затрат.
е) Годовые денежные потоки.
ж) Баланс на конец последнего года плана.
з) Политика поглощений и приобретений.
1.2 Цели организации
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.
Таблица: Ценностные ориентации
Категория ценностей |
Типы предпочтительных целей | |
Теоретические |
Истина. Знание. Рациональное мышление. |
Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические |
Практичность. Полезность. |
Рост. Прибыльность. Результаты. Накопление богатства. |
Политические |
Власть. Признание. |
Общий объём капитала, продаж, количество работников. |
Социальные |
Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта. |
Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция. |
Эстетические |
Художественная гармония. Состав. Форма и симметрия. |
Дизайн изделия. Качество. Привлекательность. |
Религиозные |
Согласие с вселенной. |
Этика. Моральные проблемы. |
Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
1.3 Оценка и анализ внешней среды
После установления своей
миссии и целей руководство
Анализ внешней среды
помогает контролировать внешние по
отношению к фирме факторы, получить
важные результаты (время для разработки
системы раннего предупреждения
на случай возможных угроз, время
для прогнозирования
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
1.4 Исследование внутренних факторов фирмы
Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство) , человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:
Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:
Истоки большинства проблем
в организации кроются в
Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.