Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, реферат
Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большин¬ство своих граждан. Многое необходимо делать прямо се¬годня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.
Введение 3
Основная часть:
История развития российского малого бизнеса 5
Особая роль малого бизнеса в экономике России 6
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса 10
Качественные характеристики российского малого предприятия 14
Проблемы становления малого бизнеса в России 15
Характерные особенности малых предприятий 17
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре 18
Особенности целеполагания 19
Особенности менеджмента. 20
Особенности финансирования деятельности 21
Особенности трудовых отношений 22
Особенности политики государства по отношению к деятельности малого предприятия24
Социальная значимость малого предпринимательства 26
Будущее малого предпринимательства 29
Приложение 31
Заключение 32
Список литературы 33
В свою очередь, министр МАП РФ Илья Южанов высказался против отмены 88-го Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательства». По мнению министра, несмотря на действенность закона о поддержке предпринимательства (работают лишь четыре статьи), его полная отмена, которую ратует Минпромнауки РФ, приведёт к фактическому прекращению государственной поддержки малого предпринимательства, что недопустимо. Дело в том, что, согласно данным МАП, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС – не менее 30. Предсказуемо выделяются на этом фоне только Москва и Петербург, где не каждую 1000 жителей приходиться 20 и 23 малых предприятия соответственно. Южанов сообщил, что в бюджете 2003 года на поддержку малого предпринимательства запланировано 100 миллионов рублей (для сравнения, в бюджете 2002 года эта сумма составляла 20 миллионов рублей). По мнению министра, основную часть средств следует направить на разработку новых инструментов развития малого бизнеса, и лишь малую – на микрофинансирование. Между тем, например, на одного экономически активного российского гражданина из федерального бюджета в среднем в год выделяется 0,3 рубля (т.е. 30 копеек), из региональных бюджетов на первом месте по оказанию помощи малому бизнесу стоит Бурятский АО, на втором – Ханты-Мансийский, на третьем – Ненецкий, и только на четвертом – Московская область.
Однако объем расходов на малый бизнес « будет на прямую зависеть от результатов налоговой реформы», как сообщил на недавней пресс-конференции председатель Бюджетного комитета Государственной Думы РФ Александр Жуков. Таким образом, государственное финансирование пребывающего в младенческой стадии российского малого бизнеса будет зависеть от реформирования перегружающей этот бизнес налоговой системы.
Приложение.
Количество малых предприятий и распределение их по основным отраслям экономики.
Предприятия | 1.01.95 | 1.01.97 | 1.01.00 | 1.01.02 | ||||
| Тыс. ед. | % | Тыс. ед. | % | Тыс. ед. | % | Тыс.ед. | % |
Всего В том числе: | 896,9 | 100 | 828,0 | 100 | 879,3 | 100 | 843,0 | 100 |
Промышленные | 127,2 | 14,2 | 129,3 | 15,6 | 134,2 | 15,8 | 125,0 | 14,6 |
Строительные | 123,5 | 13,8 | 137,0 | 16,5 | 126,3 | 14,4 | 116,8 | 13,8 |
Торговли и общепита | 419,4 | 46,8 | 353,1 | 42,7 | 407,5 | 44,4 | 370,2 | 44,0 |
Коммерческие | 51,9 | 5,8 | 35,0 | 4,2 | 37,2 | 4,3 | 35,5 | 4,3 |
Науки и научного Обслуживания | 51,7 | 5,8 | 46,0 | 5,6 | 39,6 | 4,5 | 29,2 | 3,5 |
Других отраслей | 123,2 | 13,7 | 127,6 | 15,4 | 134,5 | 16,6 | 166,3 | 19,8 |
Региональная структура малого предпринимательства
------------------------------
Экономические районы Доля в общем числе МП
------------------------------
Центральный (в т.ч. Москва) 30,5 (20,0)
Северный
Северо-западный 9,6
Волго-Вятский 2,9
Центрально-Черноземный
Поволжский
Северо-Кавказский 9,8
Уральский
Западно-Сибирский 10,5
Восточно-Сибирский
Дальневосточный 5,0
------------------------------
В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.
Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Список литературы:
Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука»,1993.
Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.
Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10
Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.
Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.
Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса М. 2001.
Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-12
А.С. Пелиха Экономика предприятия -2002г
Д. Менделюк Бизнес журнал 2002, №9
Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.:"Банки и биржи", 1998.
«Комсомольская правда» 27 января 2000 г
Internet
1
1
Информация о работе История развития российского малого бизнеса