История развития российского малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой, пенсиями, жильем большин¬ство своих граждан. Многое необходимо делать прямо се¬годня, и сделать это может только раскрепощенный малый и средний бизнес.

Оглавление

Введение 3
Основная часть:
История развития российского малого бизнеса 5
Особая роль малого бизнеса в экономике России 6
Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса 10
Качественные характеристики российского малого предприятия 14
Проблемы становления малого бизнеса в России 15
Характерные особенности малых предприятий 17
Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре 18
Особенности целеполагания 19
Особенности менеджмента. 20
Особенности финансирования деятельности 21
Особенности трудовых отношений 22
Особенности политики государства по отношению к деятельности малого предприятия24
Социальная значимость малого предпринимательства 26
Будущее малого предпринимательства 29
Приложение 31
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Анатомия зрения.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

В свою очередь, министр МАП РФ Илья Южанов высказался против отмены 88-го Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательства». По мнению министра, несмотря на действенность закона о поддержке предпринимательства (работают лишь четыре статьи), его полная отмена, которую ратует Минпромнауки РФ,  приведёт к фактическому прекращению государственной поддержки малого предпринимательства, что недопустимо. Дело в том, что, согласно данным МАП, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС – не менее 30. Предсказуемо выделяются на этом фоне только Москва и Петербург, где не каждую 1000 жителей приходиться 20 и 23 малых предприятия соответственно. Южанов сообщил, что в бюджете  2003 года на поддержку малого предпринимательства запланировано 100 миллионов рублей (для сравнения, в бюджете 2002 года эта сумма составляла 20 миллионов рублей). По мнению министра, основную часть средств следует направить на разработку новых инструментов развития малого бизнеса, и лишь малую – на микрофинансирование. Между тем, например, на одного экономически активного российского гражданина из федерального бюджета в среднем в год выделяется 0,3 рубля (т.е. 30 копеек), из региональных бюджетов на первом месте по оказанию помощи малому бизнесу стоит Бурятский АО, на втором – Ханты-Мансийский, на третьем – Ненецкий, и только на четвертом – Московская область.

Однако объем расходов на малый бизнес « будет на прямую зависеть от результатов налоговой реформы», как сообщил на недавней пресс-конференции председатель Бюджетного комитета Государственной Думы РФ Александр Жуков. Таким образом, государственное финансирование пребывающего в младенческой стадии российского малого бизнеса будет зависеть от реформирования перегружающей этот бизнес налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Количество малых предприятий и распределение их по основным отраслям экономики.

Предприятия

1.01.95

1.01.97

1.01.00

1.01.02

 

Тыс. ед.

%

Тыс. ед.

%

Тыс. ед.

%

Тыс.ед.

%

Всего

В том числе:

896,9

100

828,0

100

879,3

100

843,0

100

Промышленные

127,2

14,2

129,3

15,6

134,2

15,8

125,0

14,6

Строительные

123,5

13,8

137,0

16,5

126,3

14,4

116,8

13,8

Торговли и общепита

419,4

46,8

353,1

42,7

407,5

44,4

370,2

44,0

Коммерческие

51,9

5,8

35,0

4,2

37,2

4,3

35,5

4,3

Науки и научного

Обслуживания

51,7

5,8

46,0

5,6

39,6

4,5

29,2

3,5

Других отраслей

123,2

13,7

127,6

15,4

134,5

16,6

166,3

19,8

 

 

Региональная структура малого предпринимательства

-------------------------------------------------------------------------------------------

Экономические районы              Доля в общем числе МП

-------------------------------------------------------------------------------------------

Центральный (в т.ч. Москва)              30,5 (20,0)             

Северный                                                 2,9             

Северо-западный                                     9,6             

Волго-Вятский                                     2,9             

Центрально-Черноземный                         2,7             

Поволжский                                                9,6             

Северо-Кавказский                                    9,8             

Уральский                                               10,6             

Западно-Сибирский                                   10,5             

Восточно-Сибирский                        5,2             

Дальневосточный                                   5,0             

------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

Заключение

 

                  В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

                Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

                 Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

              Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

Список литературы:

 

 Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука»,1993.

 Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

 Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

 Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

 Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.

 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса М. 2001.

 Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-12

 А.С. Пелиха Экономика предприятия -2002г

 Д. Менделюк  Бизнес журнал 2002, №9

 Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.:"Банки и биржи", 1998.

 «Комсомольская правда» 27 января 2000 г

 Internet

 

 

 

 

1

1



Информация о работе История развития российского малого бизнеса